ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 4К-
КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
1.1. Понятие 4К-компетенций и условия их формирования у учащихся 9
1.2. Способы формирования 4К-компетенций учащихся на уроках истории 14
1.3. Психолого-педагогические характеристики обучающихся 7-го класса
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ 4К-КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 26
2.1. Возможности использования платформы ФГИС «Моя школа» для
проведения уроков истории и формирования 4К-компетенций 26
2.2. Разработка элементов уроков всеобщей истории в 7 классе, содержащих
компоненты по формированию ключевых компетенций обучающихся 31
2.3. Способы оценки сформированности 4К-компетенций на уроках истории 44
2.4. Методические рекомендации для формирования ключевых компетенций
обучающихся в рамках концепции 4К-компетенций 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность. Современный мир предъявляет новые требования к образовательному процессу. Широкое распространение информационных технологий, глобализация экономики и рынка труда, изменения в социальной и культурной сферах - все это требует от обучающихся новых компетенций и навыков.
Сегодня вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования является подготовка к жизни ученика, способного осуществлять информационно-познавательную деятельность, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. ФГОС предъявляют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. В качестве одного из основных результатов образования в данных условиях выступает овладение набором ключевых компетенций.
Большой потенциал для использования педагогами показала концепция 4К-компетенций, согласно которой необходимыми для освоения учащимися становятся коммуникативные навыки, критическое мышление, креативный подход и умение осуществлять сотрудничество с другими людьми.
Изучение особенностей формирования компетенций учащихся является важным направлением образования, особенно в рамках изучения предметов гуманитарного цикла. Среди них история выделяется в качестве ключевого предмета, который помогает развивать у обучающихся умение анализировать и интерпретировать информацию, формулировать и отстаивать свою точку зрения, работать в команде.
Согласно историко-культурному стандарту важнейшей задачей преподавания истории в школе является выработка сознательного оценочного отношения учащихся к историческим деятелям, процессам и явлениям. Решение данной задачи становится возможным при создании условий для формирования у учащихся необходимых компетенций, освоение которых поможет им определиться в различных жизненных ситуациях.
Перед современным учителем нередко встает вопрос о выборе ресурсов, которые помогут сделать урок качественным, интерактивным и интересным для обучающихся. Широкое использование получает в настоящее время платформа ФГИС «Моя школа», которая предоставляет многообразие возможностей для цифровизации образовательного процесса, делая его более интересным и эффективным для учащихся.
Объектом исследования являются 4К-компетенции как неотъемлемая часть современного образовательного процесса.
Предметом исследования являются особенности формирования 4К- компетенций в процессе обучения истории в 7 классе с использованием платформы «Моя школа».
Цель исследования - разработка и апробация методики формирования 4К- компетенций на уроках всеобщей истории в 7 классе с использованием платформы ФГИС «Моя школа».
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать модель 4К-компетенций и ее место в системе существующих концепций.
2. Исследовать особенности формирования 4К-компетенций на основе изучения современных подходов к освоению компетенций учащихся.
3. Проанализировать возможные способы формирования 4К-компетенций учащихся на уроках истории.
4. Рассмотреть психологические и педагогические условия работы с обучающимися седьмого класса для обеспечения эффективности и повышения качества образовательного процесса.
5. Изучить возможности использования платформы ФГИС «Моя школа» для преподавания истории.
6. Разработать элементы уроков всеобщей истории в седьмом классе, включающие задания по формированию необходимых компетенций учащихся.
7. Провести экспериментальное исследование эффективности формирования 4К-компетенций на уроках всеобщей истории при помощи предложенных средств оценивания.
...
Проведённое исследование позволяет прийти к следующим выводам.
Концепция 4К - креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации - четырёх навыков, которые являются наиболее востребованными в современном мире. Эти навыки универсальны и могут быть применены в любой сфере. Поэтому так важно уделять достаточно внимания их формированию у обучающихся. Формирование 4К-компетенций учащихся требует системного и целенаправленного подхода со стороны педагогов и образовательных учреждений. Существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для успешного освоения детьми компетенций. Прежде всего, это обеспечение условий для практического применения навыков, создание культуры ошибок и развитие способностей учащихся к самоконтролю и самооценке.
На уроках истории формирование 4К-компетенций имеет множество форм и вариантов. Большой потенциал для развития компетенций имеет ТРИЗ- педагогика (педагогическая система, воспитывающая человека, способного решать творческие задачи), методика «перевернутого обучения» и технология case-study (метод кейсов).
Анализ психологических и педагогических характеристик учащихся 7-го класса показал, что при формировании 4К-компетенций учителю необходимо учитывать ряд особенностей развития учащихся данного возраста. Одной из важнейших задач учителя при организации учебного процесса является создание условий для овладения учащимися навыками саморефлексии и самоанализа. Кроме того, учителю необходимо сочетать разработанные задания и приемы с дифференцированным подходом, учитывая темп работы отдельных учащихся.
Применение в организации учебного процесса ресурсов платформы ФГИС «Моя школа» предоставляет учителям большой спектр возможностей для эффективного проведения уроков истории и повышения интереса учащихся к изучению предмета. Наиболее ценными среди них в рамках нашего исследования являются возможность обмена материалами с обучающимися и организация групповой и проектной деятельности с использованием ресурсов платформы.
На основе перечисленных ранее приемов и методик нами был разработан ряд заданий, которые могут быть использованы учителем, как на уроке, так и в качестве задания для домашней работы. Среди них творческие письменные задания, кейсы по работе с историческим источником, использование модели «перевернутого обучения», работа по созданию информационного проекта. При подготовке предложенных заданий на уроках истории в 7 классе учитель может обратиться к ресурсам платформы ФГИС «Моя школа», которая содержит множество материалов для педагогов, имеющих потенциал для использования в процессе формирования 4К-компетенций учащихся.
Наибольшей сложностью в оценке формирования ключевых компетенций является то, что невозможно измерить непосредственно, насколько у ученика развита та или иная компетенция. Для выявления степени эффективности использованных разработок нами были подготовлены и применены следующие формы оценивания: оценочные листы для учителя, листы самооценки и взаимооценки учащихся при групповой форме работы.
На основе выделенных особенностей формирования 4К-компетенций нами были разработаны методические рекомендации по включению освоения компетенций в рамки учебного процесса. Наиболее важными условиями формирования компетенций являются создание учителем благоприятной среды на уроке для стимулирования творческого самовыражения учащихся и поддержание связи с реальными ситуациями и проблемами. Кроме того, учителю необходимо регулярно оценивать уровень сформированности у обучающихся ключевых компетенций и давать обратную связь для того, чтобы учащиеся могли совершенствовать свои навыки.
Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны с изучением эффективности использования различных образовательных технологий на степень формирования 4К-компетенций, а также разработкой полноценной системы оценки сформированности ключевых компетенций учащихся. В целом для дальнейшей разработки практических аспектов формирования 4К- компетенций на уроках всеобщей истории в 7 классе необходимо проводить систематические исследования, анализировать регулярно обновляющийся опыт работы педагогов, разрабатывать новые методические подходы и программы обучения, поощрять учителей к внедрению инновационных практик.
Таким образом, в ходе подготовки работы были решены поставленные в начале исследования задачи.
1. Баянова Т.В. Роль проблемного обучения в реализации компетентностного подхода на уроках истории и обществознания // Вестник Иркутского педуниверситета. - 2008. - №9. - С. 308-310.
2. Гучетль И.Н., Манченко Т.В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Том 14. - № 2. - С. 32-39.
3. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 71-78.
4. Истомина В.Ю. Проблема использования современных верифицированных платформ при изучении истории и обществознания // Актуальные вопросы современной науки и образования. - Пенза: Наука и Просвещение, 2024. - С. 172-177.
5. Кобьелл К. Социальная компетентность в деловых отношениях [Эле ктронный ресурс] // Элитариум - Центр дистанционного образования. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/05/27 (дата обращения: 26.03.2024).
6. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. - М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. - 76 с.
7. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 178 с.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.
9. Лукина А.К., Богданов Р.В. Внеучебная деятельность в развитии социальной компетентности будущего социального педагога // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. - 2010. - №5. - С. 320-328.
10. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.- Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 24.01.2024).
11. Применение функционала ФГИС «Моя школа» для проведения уроков [Электронный ресурс] // ФГАНУ «ФИЦТО». Режим доступа: https://vk.com/doc331892717 668709468?hash=a1BQxmB0c77obGsiTvQ6tdnHCw YEr6zzHM3mybZhWHT (дата обращения 24.04.2024).
12. Ромашёв А.Д. Место дискуссионного метода на уроках истории для
развития 4К компетенций у обучающихся 10 классов // Россия и мир: история и современность: тезисы Х всероссийской (с международным участием)
конференции студентов и молодых учёных (г. Сургут, апрель 2022 г.). - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. - С. 78-80.
13. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999. - №9. - С. 3-14.
14. Соломина А.А. Использование инновационных технологий на уроках истории в условиях реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние: сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. - Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2016. - С. 271-276.
15. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории, М.: Владос, 2002. - 210 с.
... всего 30 источников