Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая программа развития игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра

Работа №168331

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие игры в психологии 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с
подозрениями на расстройство аутистического спектра 13
1.3. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста с признаками
РАС 20
Выводы к 1 главе 30
ГЛАВА П. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОДОЗРЕНИЯМИ НА РАС 32
2.1. Организация исследования особенностей игровой деятельности детей с
подозрениями на РАС в раннем возрасте 32
2.2. Анализ результата исследования особенностей игровой деятельности
детей с подозрениями на РАС в раннем возрасте 41
Выводы ко 2 главе 47
ГЛАВА Ш. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РАС В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 49
3.1. Научно-методические основы формирования игровой деятельности у
детей раннего возраста с РАС 49
3.2. Психолого-педагогическая программа развития игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического
спектра 54
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 57
Выводы к 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Актуальность исследования. В последние годы наблюдается увеличение количества детей с диагнозом Аутизм или расстройства аутистического спектра. В 2020 году Ассоциация «Аутизм-Регионы» сделала запросы в департаменты здравоохранения регионов, где есть организации - члены ассоциации, о количестве детей с установленным диагнозом «аутизм». В сравнении с 2017 годом обнаружен очевидный рост числа детей с РАС - сложив все данные из регионов, дополнив их данными из открытых источников, мы получили число 35 894. При этом из некоторых регионов данных получить не удалось.
Официальная статистика Министерства здравоохранения России на 2020 г. - 36 041 ребенок с диагнозом «аутизм».
Понимая, что данный диагноз ставится официально начиная с трех лет, не все ученные и исследователи берут во внимание детей раннего возраста, у которых стали встречаться признаки похожие на РАС. В свою очередь специалисты психологи, логопеды и дефектологи выделяют, что на практике встречаются дети с 12 месяцев, у которых присутствуют признаки, похожие на проявления РАС.
В 2022 году социальная школа «Каритас» выпускает переведённую на русский язык «Диагностическую классификацию нарушений психического здоровья у детей от рождения до 5 лет». В ней появляется такой диагноз как Раннее атипичное расстройство аутистического спектара (далее РАРАС). При данном нарушении выделяются нарушения схожие с нарушениями при диагнозе РАС, но пока не попадающие под критерии постановки диагноза. Диагноз РАРАС могут ставить начиная с 9 до 36 месяцев.
Раннее наблюдение за детьми (начиная с 12 месяцев) и возможность начать коррекционную работу с ребенком, у которого присутствуют признаки расстройства поможет минимизировать признаки, либо к 3 годам ребенку и вовсе не выставят данный диагноз.
РАС проявляются нарушениями психического развития с качественными аномалиями в социальном взаимодействии, общении, а также расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности. Примерно в 30% случаев у детей с аутизмом между 18-м и 24-м месяцем жизни определяется регресс социальных навыков, речи и игровой деятельности. В раннем возрасте такой ребенок часто производит впечатление глухого, так как не откликается на имя, не реагирует на различные звуки и присутствие близких, игнорирует других людей рядом с собой, не смотрит в глаза. Ранним симптомом считается избегание зрительного контакта с матерью. У таких детей маловыразительное, амимичное лицо. Дети не пользуются указательным жестом для привлечения внимания взрослого к совместному эмоциональному переживанию. Дети не способны к адекватно воспринимать социальные сигналы окружающих, лишены эмпатии к другим.
При расстройстве аутистического спектра преобладает нарушения коммуникации и сложность формирования социальных навыков занимает доминирующее место, в то время как при других нарушениях является вторичным признаком. Поэтому преодоление трудностей общения и коммуникации является основной целью при разработке психолого-педагогических программ для данной категории детей. Обзор литературы по данной теме дает нам понять, что ученые рассматривали влияние игровой деятельности на развитие ребенка (Л.С. Выготский, С.П. Логачевська, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Н. Огаркова, С.Л. Рубинштейн, С. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Я.Ф. Чепига и др.), изучали мотивы игровой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), исследовали психологию игры детей разного возраста (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина и др.), выделяли игру как средство познания действительности (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров и др.). В данной работе игровой метод будет рассматриваться для детей раннего возраста через который происходит формирование основных навыков нужных ребенку и конечно же навыков коммуникации.
Игра является очень важной деятельностью в развитии ребенка, именно в игре ребенок приобретает важные социальные правила и навыки. В игре происходит развитие эмоциональной и волевой сферы, формирование личности. В игре ребенок реализует свою активность, развивает воображение, в игре как в ведущей деятельности ребенка расширяется зона ближайшего развития. В игре как ведущей деятельности начинается формирование высших психических функций, у ребенка формируются те аспекты психического развития, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной, а впоследствии и трудовой деятельности, его отношения с людьми, его становление как субъекта учебной и трудовой деятельности.
У детей с расстройством аутистического спектра зачастую привычное для всех понятие игры отсутствует. Ребенок застревает на изучении предметного мира, на освоении и изучении свойств предметов. Стадия изучения предметного мира может продолжаться длительное время, при этом не развивается сюжетно-ролевая игра или игра с правилами. По этой причине развитие игровой деятельности детей с РАС является одной из приоритетных задач развивающей работы, направленных на включение детей в социальное взаимодействие. Задача развития игры ребенка начиная с раннего возраста актуальна, так как значимо раннее включение ребенка в социальную среду и среду сверстников, развитие игровых навыков для успешного дальнейшего освоения учебной программы.
Цель исследования:
1. Изучение особенностей игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра.
2. Разработка и апробация психолого-педагогической программы по развитию игровых навыков у детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра.
Объект исследования: особенности игровой деятельности ребенка с подозрениями на расстройство аутистического спектра в раннем возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическая программа по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме развития игровой деятельности детей раннего возраста с признаками РАС.
2. Изучить особенности развития детей раннего возраста с признаками РАС.
3. Выявить особенности проявления игровой деятельности детей раннего возраста с признаками РАС.
4. Разработать и апробировать программу по организации игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра.
Гипотеза исследования :
1. В ходе исследования мы предположили, что для игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра будет характерно не соответствие уровня игры возрасту детей, а также:
- стереотипные действия в игре;
- предрасположенность к одиночной игре;
- использование предметов и игрушек не по их функциональному назначению.
2. Разработанная нами психолого-педагогическая программа, включающая практические занятия повысит уровень игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования: Проведённое исследование в своей теоретической части имеет значение в части обобщения информации об игровой деятельности и ее своеобразии у детей раннего возраста с РАС.
Практическая значимость исследования. Результаты изучения игровой деятельности детей с подозрениями на РАС в раннем возрасте позволит разрабатывать эффективные программы для коррекционной и развивающей работы с детьми, которая будет позволять более эффективно развивать игру детей и навыки социализации. Практические результаты эмпирического исследования позволят разрабатывать рекомендации, для педагогов, психологов и дефектологов, которые могут быть использованы первую очередь в работе Служб ранней помощи, детских садах и развивающих центрах.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Исследовательский. Подбирались методики, и с их помощью проводилось исследование на детях.
3. Аналитический. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Методологические основы исследования составляют идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского, психологические теории игровой деятельности (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин), культурно-исторический и деятельностный подход в исследованиях аутистических расстройств у детей (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.).
Методы исследования:
5. M-chat - модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста от 16 до 30 месяцев.
6. Первичный прием по МКФ (дефициты в доменах D1, D3, D7).
7. Игровая педагогика: таблицы развития, подбор и описание игр / И.Ю. Захарова., Е.В. Моржина.
8. «Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Хаустов А.В., Хаустова И.М.».
Экспериментальная база исследования: Региональная общественная организация «Центр лечебной педагогики».
Структура магистерской диссертации: Работа объёмом 86 страниц, состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка (77 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 8 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра представляет собой способ полноценного и эффективного развития ребёнка. В раннем возрасте это еще не ведущий тип деятельности для детей, но с помощью игры ребёнок приобретает первые социальные навыки, учится навыкам самообслуживания и в принципе учится играть и использовать игрушки.
Расстройства аутистического спектра (РАС) являются одними из самых распространённых нарушений развития. Их распространённость достигает 1 на 59 детей. Коррекцию развития следует начинать еще в раннем возрасте, чтобы ребенок успешнее социализировался в общество и был успешен в школьном обучении.
У типично развивающихся детей игровая деятельность формируется в соответствии с возрастными нормами и не требует помощи в ее формировании.
У детей с расстройством аутистического спектра зачастую игра развивается и формируется по-другому. Ребёнок застревает на изучении предметного мира, на освоении и изучении свойств предметов. Стадия изучения предметного мира может продолжаться длительное время, при этом не развивается сюжетно-ролевая игра или игра с правилами. По этой причине развитие игровой деятельности детей с РАС является одной из приоритетных задач в развивающей работе, направленных на включение детей в социальное взаимодействие. Задача развития игры ребенка, начиная с раннего возраста, актуальна, так как значимо раннее включение ребенка в социальную среду и среду сверстников, развитие игровых навыков для успешного дальнейшего освоения учебной программы.
Данная работа посвящена изучению игровой деятельности детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Целью ее было выявление особенностей игровой деятельности и разработка и апробация психолого-педагогической программы по развитию игровых навыков детей в службе ранней помощи.
Проводя анализ литературы и научных статей были выявлены особенности игры детей с РАС. У детей отмечается нарушения всех компонентов игровой деятельности, отсутствие предметов-заменителей в игре, преобладание предметной и стереотипной игры, а также предпочтение одиночной игры.
Анализ результатов исследования показал нам, что дети часто игнорируют игрушки, не используют их по назначению, предпочитают сенсорные игры. Часто игнорируют присутствие других взрослых или детей в игровом пространстве. Могут подолгу играть с одной игрой или игровым предметом или наоборот быстро терять интерес к разным игрушкам.
Обобщая результаты данного исследования и других научных исследований по данной теме были разработаны методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического в службе ранней помощи.
Работая по данной программе в течении шести месяцев, мы получили положительную динамику в развитии игры детей раннего возраста.
Игра дает возможность раскрыть коммуникативные навыки детей с РАС, направить его развитие в русло социального взаимодействия. Во время игры ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. По итогу у него формируется эмпатия, способность сопереживать.



1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Алявина Е.А., Бардышевская М.К., Бардышевский Н.В., Морозов С.А. и др. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / под ред. С.А. Морозова. - М., - 2002. - 246 с.
3. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе; пер. с англ. Д.В.Ермолаева. - Москва: Тенериф, - 2006. -216 с.
4. Аршатская, О.А. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей / О.А. Аршатская // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. - С. 63¬70.
5. Баенская, Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: автореф. дисс. .докт. псих. наук. - М., - 2008. - 46 с.
6. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: УМК «Психология», - 2003. - 315 с.
7. Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов B.C., Симашкова Н.В. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме: метод, рекомендации. -М., - 1989.
8. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, - 1999. -236 с.
9. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, - 1999. - 117 с.
10. Брин, И.Л. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / И.Л. Брин и др. - М.: СиглалЪ, - 2002. - 190 с.
11. Буянов, М.И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. -2001.- 88 с.
12. Вакула И.Н., Шелудько М.В. Расстройства аутистического спектра. - Краснодар, -2011-35с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, - 1973 - 200 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6.
15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, - 2003.
16. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, - 1998. - 124 с.
17. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О.В. Деряевой; под научн. Ред. Л.М. Шипициной, Д.Н. Исаева. - М.: ВЛАДОС, - 2003. - 144 с.
18. Грендин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. - М.: Центр лечебной педагогики, - 1999. - 228 с.
19. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. - М.: Теревинф, - 2013. - 512 с.
20. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. / О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития, - 2017.
21. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика таблица развития, подбор и описание игр. - Москва Теревинф. - 2018.
22. Зюмалла, Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с нем: А. Ладисов, О. Игольников / Р. Зюмалла. - Минск: БелАДПИиМИ, - 2005. - 55 с.
23. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов.
- Спб: «Дидактика Плюс», - 2004. - 80 с.
24. Иванова, Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. - 2002. №2. - 336 с.
25. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит, -2001. С. 213-226.
26. Исханова, С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: Детство-Пресс, - 2011. - 208 с.
27. Каган, В.Е. Аутизм у детей. - Л., - 1981. - 190 с.
28. Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, - 1996. - 63 с.
29. Карабанова, O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка: учеб. пособие. -М.: Просвещение: Российское педагогическое агентство, - 1997.
- 191 с.
30. Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми./ И.Б. Карвасарская. - М.: Теревинф, - 2003. - 70 с.
31. Ковалев, В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М.: Медицина, - 1979. - С. 33-41.
32. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми / И.В. Ковалец // Дефектология. - 1998. №2. - С. 63-73.
33. Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: Вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика: журн. - 2013. - №9 (94). - С. 35-43.
34. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, - 1991.
35. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, - 1991. - 96 с.
36. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская// Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, - 1991. - 53 с.
37. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, - 1972. - 572 с.
38. Либлинг, М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М.М. Либлинг // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 7-12.
39. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, - 1986.
40. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными, агрессивными и аутичными детьми. - СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», - 2000. - 136 е.: ил.
41. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, - 2007. - 288с.
42. Манелис, Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Дисс. . канд. псих, наук, - М. - 2000. - 124 с.
43. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. — М..: Просвещение, - 1992. - 95 с.
44. Мельникова, С.В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом / С.В. Мельникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 20139. -№1. -С. 38-45.
45. Министерство здравоохранения Российской Федерации, Клинические рекомендации Расстройства аутистического спектра, - 2020. - 72 с.
46. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдрома Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1967. -№ 10. - С. 1501-1506.
47. Морозов, С.А. Современные методы коррекции аутизма / С.С. Морозов // Папам и мамам об особых детках. - 2008. - № 122. - С. 45-49.
48. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: ВЛАДОС,-2007.- 176 с.
49. Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей / Т.И Морозова, С.А. Морозов. - М.: Сигналъ, - 2002.
50. Никольская О.С., Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф; - Москва; - 2007.
51. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, - 2000. - 364 с.
52. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. - 2010. № 2. - С. 3-18.
53. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский A.B., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. -М.: Теревинф, - 2005. - 204 с.
54. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком. - Минск, - 1992.
55. Официальный сайт МКБ-11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mkb11.online/.
56. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, - 2000. - 160 с.
57. Питерс, Т. Аутизм. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. - М.: Владос, - 2012. - 237 с.
58. Плаксунова, Э.В. Развитие моторики у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. Вып. 4. -2006. - С.52-54.
59. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт. - М.: Медицина, - 2003. - 120 с.
60. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева. - Москва: ИП Толкачев, - 2019. - 432 с.
61. Роджерс Салли Дж., Джеральдин Доусон, Лори, А. Висмара, ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом, - Екатеринбург Рама Паблишинг. -2016. - 129 с.
62. Рыкова, Е.А. Закономерности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста / Е.А. Рыкова // Педагогические науки. - 2010. №2. - С. 48-52.
63. Рябова, А.Л. Из опыта работы с аутичным ребенком / А.Л. Рябова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 2. - С. 51-56.
64. Сатмари, П. Дети с аутизмом/ П. Сатмари. - Спб.: Питер, - 2005. - 224 с.
65. Семенович, A.B. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Генезис, - 2011. - 474 с.
66. Соломахина, Е.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке / Е.А. Соломахина, И.А. Острейкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - №1. - С. 11-21.
67. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. - 2004.- 74 с.
68. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. - М., - 2001.
69. Хрустов, А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом / А.В. Хрустов // Практическая психология и логопедия. -2015. -№5-6. - С. 9-15.
70. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Л.М. Шипицина. - Спб: Сфера, - 2001. - 368 с.
71. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. - Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», - 1997. - 195 с.
72. Щипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб.: «Дидактика Плюс», - 2001. - 368 с.
73. Эльконин, Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, - 1978.
74. Янушко, Елена Игры с аутичным ребенком. Издательство "Теревинф" -2003-2017.
75. DC:0-5™ Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет.
76. Colombi C., Narzisi A., Ruta L. et al. Implementation of the Early Start Denver Model in an Italian community. Autism, - 2016, - vol. 22, no. 2, pp. 126-133. DOI: 10.1177/1362361316665792
77. Dawson G., Rogers S., Munson J. et al. Randomized, controlled trial of an intervention for toddlers with autism: The Early Start Denver Model. Pediatries, - 2010, vol. 125, no. 1,pp.e17-e23.DOI:10.1542/peds.-2009-0958.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ