Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Связная речь: сущность и содержание понятия 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 10
1.3. Игровые технологии как средство развития связной речи у детей
младшего дошкольного возраста 189
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста 245
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 245
2.2. Разработка и реализация программы по развитию связной речи у
детей младшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
связной речи у детей младшего дошкольного возраста 46
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение А 67
Актуальность. Современные образовательные условия, среда и социальный заказ выдвигают требования по всестороннему развитию личности ребенка, который проходит образовательную программу в учебном дошкольном учреждении. Вместе с тем федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для дошкольного периода, уделяет внимание не только физическому, познавательному, художественно-эстетическому, а также социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста [Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования], которое не может быть успешным без мероприятий по совершенствованию их общения и коммуникации. В связи с этим очевидно, что развитие общения становится одной из главных задач становления, воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Владение навыками общения в общем смысле представляет собой не только умение правильно выстраивать отношения со сверстниками, но и способности воспринимать окружающих в качестве личностей, понимать, сопереживать и оказывать им посильную для этого возрастного периода помощь.
Анализ современной педагогической, психологической и социальной литературы позволяет заключить, что формирование общения у детей дошкольного возраста средствами игровых технологий занимает важное место.
Изучение общения детей дошкольного возраста необходимо для понимания того, как происходит овладение коммуникативной деятельностью, как необходимо организовать дальнейшую подготовку детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школьном образовательном учреждении во многом зависит от уровня сформированное™ навыков общения. Адекватное понимание, восприятие сверстника, навыки общения, умения в коммуникации - эти универсальные действия полностью зависят от достигнутого уровня в развитии общения.
Изучением развития общения с точки зрения Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова [Смирнова Е.О., Холмогорова В. М]
На современном этапе развития дошкольной педагогики вопросом применения игровых технологий в обучении и воспитании детей занимаются И.А. Богуславец [Богуславец И.А. Социоигровая технология как содержательный аспект здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 26 (45). С. 164-170.], Ю.В. Батенова [Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно - коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 288-292. ], И.А. Богуславец
[Богуславец И.А. Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии // European Research. 2016. № 1 (12). С. 99-101.], Т.В. Лусс [Лусс Т.В. Повышение компетентности воспитателей и учителей-логопедов в системе пк по овладению игровыми технологиями // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 691-697.], К.Н. Толтошеева, О.Г. Галимская [Толстошеева К.Н., Галимская О.Г. Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1 (4). С. 11 - 14.] и др.
Им свойственно определить рифмы в стихотворении и его ритм, что помогает заучиванию ими стихов, которое в свою очередь способствует развитию памяти, вербальному типу и продуктивности запоминания.
Цель - разработать и реализовать условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза: развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста будут способствовать изучение уровня сформированности связной речи и проведение театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
Методы исследования: диагностика навыков общения; количественный и качественный анализ; констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава включает 3 параграфа и раскрывает теоретические основы развития и исследования навыков связного общения у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей, в направлении современных игровых технологий. Вторая глава включает 3 параграфа и представляет описание методических рекомендаций, анализ с помощью количественных и качественных методов при изучении навыков межличностного общения у детей младшего дошкольного возраста.
В завершение настоящего исследования необходимо отметить, что от того, насколько высокий уровень развития речи у ребенка дошкольного возраста, а точнее связной речи, зависит его успешность и социализация уже на следующей ступени образования. В связи с этим необходимо отслеживать, как развивается речь ребенка на каждом возрастном этапе. В данном исследовании был выбран младший дошкольный возраст.
Отслеживание актуального уровня развития речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит благодаря достаточно сложной процедуре организации, подготовки, проведения и последующей интерпретации результатов по каждому опрошенному. Весь этот комплекс мероприятий требует от исследователя особого внимания и последовательности выполнения действий.
В настоящей работе изучалась именно связная речь у детей младшего дошкольного возраста. Теоретическое и практическое исследование было направлено на определения термина, на описание методов и методик изучения именно в связной речи, на создание программы с основой на театрализованной деятельности.
Теоретическое изучение термина «связная речь» показало, что в основном исследователи придерживаются следующего понимания: связная речь представляет собой смысловое высказывание из последовательности взаимосвязанных предложений, логически сочетающихся друг с другом.
Формирование связной речи у детей с помощью театрализованной деятельности теоретически обосновано в трудах современных ученых, под которой понимается художественно-творческая форма выражения
детальности детей на основе театрализованных игр, бесед, рассказов, представлений. Благодаря подобной форме организации работы с детьми осваиваются доступные для их возраста средства сценического искусства, и согласно выбранной роли, происходит участие в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщение к театральной культуре.
Для инструментального изучения связной речи выделяются такие критерии, как самостоятельность при составлении рассказа, адекватность выполнения при поставленной задаче, смысловая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.
Наше исследование было проведено на базе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы. В исследовании приняло участие 43 воспитанника в младшем дошкольном возрасте: 20 детей в контрольной группе и 23 ребенка в экспериментальной группе. Диагностика связности речи детей дошкольного возраста осуществлялась с использованием серии заданий И.Н. Лебедевой.
Результаты диагностики свидетельствуют об общем среднем уровне развития связной речи у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах. 33,3% испытуемых продемонстрировали удовлетворительный уровень связности. Дети младшего дошкольного возраста в пределах нормы справлялась с тестовыми заданиями, нарисовав разнообразные. 44,4% испытуемых продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту и хорошему уровню владения связной речи. Они смогли составить пересказ в соответствии с заданием и не потерять логику повествования, использовав нужные элементы.
По результатам диагностики была составлена программа «Театральный дебют» на основе работ Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети» и А.В.Щеткина "Театрализованная деятельность в детском саду. После проведения формирующего эксперимента на основе разработанной программы, была проведена повторная диагностика и по результатам исследования детей с низким уровнем владения связной речью в экспериментальной группе стало меньше примерно на 40%. В контрольной группе динамика была не выражена и составляла всего 5%.
Таким образом, нам удалось достичь цели исследования, мы разработали и апробировали комплекс театрализованных игр, развивающих связную речь детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза о том, разработка и реализация программы «Театральный дебют», включающей творческие, театрально-игровые и речевые задания, будет способствовать формированию связной речи, подтвердилась.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. № 4. - С. 24-32.
2. Артюшина А. Н. Весёлые игры со словами : расширяем словарный запас, учимся выражать мысли, стимулируем речевую активность, развиваем связную речь: 4+ : [для дошкольного возраста] / [Артюшина Алевтина Николаевна ; худож. Е. Е. Здорнова]. - Москва :Росмэн, 2016. 24 с.
3. Асташкина М. И. Роль сказки в развитии связной речи детей младшего // Традиции семейного чтения - основа литературного образования : материалы IV Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений. Иркутск: Аспринт, 2015. С. 50-52.
4. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - C. 42-48.
5. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
6. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи детей дошкольного возраста с системными речевыми нарушениями // Логопед. - 2005. - № 5. - C. 18-25.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. — СПб.: Детство-пресс,2 003, - 144 с.
8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: дидактический материал / В. К. Ворбьева. - Москва: 2016. - 89 л.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь: учебник для студентов ВУЗОВ / Л.С. Выготский. Собр. Соч. 6 том. М.: Педагогика, 2011. Т. 2. 340 с.
10. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение,1996,-420 с.
11. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей: (монография) / В. П. Глухов. - Москва: В. Секачев, 2013. 548 с.
12. Глухов В. П. Формирование навыков связных высказываний у детей младшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи: монография / В. П. Глухов. - Москва: Изд-во Спутник+, 2010. - 370 с.
13. Гуляева Т.С. Теоретико-методологические аспекты
реформирования системы дошкольного образования (компетентностный и системно-деятельностный подходы) // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XVIII Международной научно-практической конференции: секция «Педагогика здоровья: теория и практика». Центр содействия развитию научных исследований. 2016. С. 72¬82.
14. Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 11-15. - URL:http://e-koncept.ru/2015/75280.htm.
15. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
16. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 312 с.
17. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: ВЛАДОС, 2008. 115 с.
18. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: “Каро”, 2002. - 368 с.
19. Кисова В. В., Семёнов А.В. Экспериментальное исследование связей дескрипторов познавательной деятельности и уровней развития саморегуляции у младших детей дошкольного возраста // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-5. С.1214-1218.
20. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
21. Лебедева И. Н. Развитие связной речи детей дошкольного возраста: обучение рассказыванию по картине / И. Н. Лебедева. С-Пб., 2009. С. 54-57.
22. Лебедева И.Н. Изучение особенностей текстообразования у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2011. № 1. С. 5-14.
23. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е.Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67-85.
24. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Москва: Ленанд, 2014. 224 с.
25. Лукаш О. Л. Теоретические основы формирования связной речи у детей: [учебное пособие] / Лукаш О. Л.; Сургутский гос. пед. ун-т. Сургут: СурГПУ, 2010. 249 с.
26. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 319 с.
27. Люблинская, А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А. А. Люблинская // Психология дошкольника: хрестоматия. - Москва, 2000. - С. 90-107.
28. Маланчук И. Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009. 100с.
29. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
30. Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования
31. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации, конспекты занятий / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. 73 с.
32. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей дошкольного возраста и
коррекция ее недостатков в детском саду: закрепление правильного произношения звуков, обучение связному высказыванию,
совершенствование дикции и выразительности речи, подготовка к освоению грамоты, развитие навыков общения / Н. В. Новоторцева. Ярославль : Акад. развития, печ. 2012. 255 с.
33. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные
игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное
воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12, 2000. - 128 с.
34. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002. - 448 с.
35. Подласый И. П. Педагогика: учебник для бакалавров: по дисциплине "Педагогика и психология" / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2012. - 574 с.
36. Развитие содержания дошкольного образования в создании
развивающей среды: сборник научно-методических материалов /
Правительство Санкт-Петербурга, Ком. по образованию Санкт-Петербурга, Администрация Московского р-на, Отд. образования Московского р-на, ГБДОУ "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского р-на Санкт-Петербурга ; [отв. ред. Н. В. Панова]. Санкт-Петербург : [б. и.], 2013. 201 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009. 720 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
39. Серёгина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий // Вестник ТГПУ. 2012. №5. С.207-211
40. Современное состояние и перспективы речевого развития детей дошкольного возраста: материалы всероссийской научно-практической конференции, 26-27 мая 2010 г. / М-во образования Республики Башкортостан, Ин-т развития образования Республики Башкортостан; [редкол. : Галанов А. Б. и др.]. Уфа : Изд-во ИРО РБ, 2010. 316 с.
41. Соколова Г.А. Синергетический подход к применению оригами в процессе самостановления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений сборник материалов первой Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 164-167.
42. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа "Театр - Творчество - Дети" : Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002. - 207 с.
43. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин. - М.: Просвещение, 1984. - 296 с.
44. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., 2012. 100с.
45. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А.Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 1999. - 215 с.
46. Учимся красиво говорить: пособие по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста для педагогов дошкольных учреждений / [Шадрина Л. Г. и др.]; под ред. Л. Г. Шадриной; АНО ДО "Планета Детства "Лада". Ульяновск : Вектор-С, 2009. 99 с.
47. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет/ О. С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера. 2014. 272 с.
48. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240с.
49. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9.- 126 с.
50. Филичева Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. - М. Изд-во: В.Секачев, 2016. 196 с.
51. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1999. - 160 с.
52. Цховребов А.С. Экспериментальный дидактический маршрут развития коммуникативных навыков учащихся-билингвов при изучении русского сложносочиненного предложения // Дидактическая филология. 2017. № 1 (5). С. 76-81.
53. Шадрина Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4 (11). С.326-329.
54. Шапкин В.В. Методология современного научного педагогического эксперимента: учебное пособие для самостоятельной работы аспирантов, обучающихся по направлению "Образование и педагогические науки" / В. В. Шапкин: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (институт)". - Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2017. - 41 с.
55. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О. Ф. Г орбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.