Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Связная речь: сущность и содержание понятия 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 10
1.3. Игровые технологии как средство развития связной речи у детей
младшего дошкольного возраста 189
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста 245
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 245
2.2. Разработка и реализация программы по развитию связной речи у
детей младшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
связной речи у детей младшего дошкольного возраста 46
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение А 67
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1. Связная речь: сущность и содержание понятия 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 10
1.3. Игровые технологии как средство развития связной речи у детей
младшего дошкольного возраста 189
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста 245
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей младшего
дошкольного возраста 245
2.2. Разработка и реализация программы по развитию связной речи у
детей младшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
связной речи у детей младшего дошкольного возраста 46
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение А 67
Актуальность. Современные образовательные условия, среда и социальный заказ выдвигают требования по всестороннему развитию личности ребенка, который проходит образовательную программу в учебном дошкольном учреждении. Вместе с тем федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для дошкольного периода, уделяет внимание не только физическому, познавательному, художественно-эстетическому, а также социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста [Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования], которое не может быть успешным без мероприятий по совершенствованию их общения и коммуникации. В связи с этим очевидно, что развитие общения становится одной из главных задач становления, воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Владение навыками общения в общем смысле представляет собой не только умение правильно выстраивать отношения со сверстниками, но и способности воспринимать окружающих в качестве личностей, понимать, сопереживать и оказывать им посильную для этого возрастного периода помощь.
Анализ современной педагогической, психологической и социальной литературы позволяет заключить, что формирование общения у детей дошкольного возраста средствами игровых технологий занимает важное место.
Изучение общения детей дошкольного возраста необходимо для понимания того, как происходит овладение коммуникативной деятельностью, как необходимо организовать дальнейшую подготовку детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школьном образовательном учреждении во многом зависит от уровня сформированное™ навыков общения. Адекватное понимание, восприятие сверстника, навыки общения, умения в коммуникации - эти универсальные действия полностью зависят от достигнутого уровня в развитии общения.
Изучением развития общения с точки зрения Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова [Смирнова Е.О., Холмогорова В. М]
На современном этапе развития дошкольной педагогики вопросом применения игровых технологий в обучении и воспитании детей занимаются И.А. Богуславец [Богуславец И.А. Социоигровая технология как содержательный аспект здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 26 (45). С. 164-170.], Ю.В. Батенова [Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно - коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 288-292. ], И.А. Богуславец
[Богуславец И.А. Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии // European Research. 2016. № 1 (12). С. 99-101.], Т.В. Лусс [Лусс Т.В. Повышение компетентности воспитателей и учителей-логопедов в системе пк по овладению игровыми технологиями // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 691-697.], К.Н. Толтошеева, О.Г. Галимская [Толстошеева К.Н., Галимская О.Г. Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1 (4). С. 11 - 14.] и др.
Им свойственно определить рифмы в стихотворении и его ритм, что помогает заучиванию ими стихов, которое в свою очередь способствует развитию памяти, вербальному типу и продуктивности запоминания.
Цель - разработать и реализовать условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза: развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста будут способствовать изучение уровня сформированности связной речи и проведение театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
Методы исследования: диагностика навыков общения; количественный и качественный анализ; констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава включает 3 параграфа и раскрывает теоретические основы развития и исследования навыков связного общения у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей, в направлении современных игровых технологий. Вторая глава включает 3 параграфа и представляет описание методических рекомендаций, анализ с помощью количественных и качественных методов при изучении навыков межличностного общения у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ современной педагогической, психологической и социальной литературы позволяет заключить, что формирование общения у детей дошкольного возраста средствами игровых технологий занимает важное место.
Изучение общения детей дошкольного возраста необходимо для понимания того, как происходит овладение коммуникативной деятельностью, как необходимо организовать дальнейшую подготовку детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школьном образовательном учреждении во многом зависит от уровня сформированное™ навыков общения. Адекватное понимание, восприятие сверстника, навыки общения, умения в коммуникации - эти универсальные действия полностью зависят от достигнутого уровня в развитии общения.
Изучением развития общения с точки зрения Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова [Смирнова Е.О., Холмогорова В. М]
На современном этапе развития дошкольной педагогики вопросом применения игровых технологий в обучении и воспитании детей занимаются И.А. Богуславец [Богуславец И.А. Социоигровая технология как содержательный аспект здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 26 (45). С. 164-170.], Ю.В. Батенова [Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно - коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 288-292. ], И.А. Богуславец
[Богуславец И.А. Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии // European Research. 2016. № 1 (12). С. 99-101.], Т.В. Лусс [Лусс Т.В. Повышение компетентности воспитателей и учителей-логопедов в системе пк по овладению игровыми технологиями // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 691-697.], К.Н. Толтошеева, О.Г. Галимская [Толстошеева К.Н., Галимская О.Г. Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1 (4). С. 11 - 14.] и др.
Им свойственно определить рифмы в стихотворении и его ритм, что помогает заучиванию ими стихов, которое в свою очередь способствует развитию памяти, вербальному типу и продуктивности запоминания.
Цель - разработать и реализовать условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - условия психолого-педагогической работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза: развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста будут способствовать изучение уровня сформированности связной речи и проведение театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
3. Разработать и реализовать программу по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать и интерпретировать данные диагностики.
Методы исследования: диагностика навыков общения; количественный и качественный анализ; констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава включает 3 параграфа и раскрывает теоретические основы развития и исследования навыков связного общения у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей, в направлении современных игровых технологий. Вторая глава включает 3 параграфа и представляет описание методических рекомендаций, анализ с помощью количественных и качественных методов при изучении навыков межличностного общения у детей младшего дошкольного возраста.
В завершение настоящего исследования необходимо отметить, что от того, насколько высокий уровень развития речи у ребенка дошкольного возраста, а точнее связной речи, зависит его успешность и социализация уже на следующей ступени образования. В связи с этим необходимо отслеживать, как развивается речь ребенка на каждом возрастном этапе. В данном исследовании был выбран младший дошкольный возраст.
Отслеживание актуального уровня развития речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит благодаря достаточно сложной процедуре организации, подготовки, проведения и последующей интерпретации результатов по каждому опрошенному. Весь этот комплекс мероприятий требует от исследователя особого внимания и последовательности выполнения действий.
В настоящей работе изучалась именно связная речь у детей младшего дошкольного возраста. Теоретическое и практическое исследование было направлено на определения термина, на описание методов и методик изучения именно в связной речи, на создание программы с основой на театрализованной деятельности.
Теоретическое изучение термина «связная речь» показало, что в основном исследователи придерживаются следующего понимания: связная речь представляет собой смысловое высказывание из последовательности взаимосвязанных предложений, логически сочетающихся друг с другом.
Формирование связной речи у детей с помощью театрализованной деятельности теоретически обосновано в трудах современных ученых, под которой понимается художественно-творческая форма выражения
детальности детей на основе театрализованных игр, бесед, рассказов, представлений. Благодаря подобной форме организации работы с детьми осваиваются доступные для их возраста средства сценического искусства, и согласно выбранной роли, происходит участие в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщение к театральной культуре.
Для инструментального изучения связной речи выделяются такие критерии, как самостоятельность при составлении рассказа, адекватность выполнения при поставленной задаче, смысловая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.
Наше исследование было проведено на базе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы. В исследовании приняло участие 43 воспитанника в младшем дошкольном возрасте: 20 детей в контрольной группе и 23 ребенка в экспериментальной группе. Диагностика связности речи детей дошкольного возраста осуществлялась с использованием серии заданий И.Н. Лебедевой.
Результаты диагностики свидетельствуют об общем среднем уровне развития связной речи у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах. 33,3% испытуемых продемонстрировали удовлетворительный уровень связности. Дети младшего дошкольного возраста в пределах нормы справлялась с тестовыми заданиями, нарисовав разнообразные. 44,4% испытуемых продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту и хорошему уровню владения связной речи. Они смогли составить пересказ в соответствии с заданием и не потерять логику повествования, использовав нужные элементы.
По результатам диагностики была составлена программа «Театральный дебют» на основе работ Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети» и А.В.Щеткина "Театрализованная деятельность в детском саду. После проведения формирующего эксперимента на основе разработанной программы, была проведена повторная диагностика и по результатам исследования детей с низким уровнем владения связной речью в экспериментальной группе стало меньше примерно на 40%. В контрольной группе динамика была не выражена и составляла всего 5%.
Таким образом, нам удалось достичь цели исследования, мы разработали и апробировали комплекс театрализованных игр, развивающих связную речь детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза о том, разработка и реализация программы «Театральный дебют», включающей творческие, театрально-игровые и речевые задания, будет способствовать формированию связной речи, подтвердилась.
Отслеживание актуального уровня развития речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит благодаря достаточно сложной процедуре организации, подготовки, проведения и последующей интерпретации результатов по каждому опрошенному. Весь этот комплекс мероприятий требует от исследователя особого внимания и последовательности выполнения действий.
В настоящей работе изучалась именно связная речь у детей младшего дошкольного возраста. Теоретическое и практическое исследование было направлено на определения термина, на описание методов и методик изучения именно в связной речи, на создание программы с основой на театрализованной деятельности.
Теоретическое изучение термина «связная речь» показало, что в основном исследователи придерживаются следующего понимания: связная речь представляет собой смысловое высказывание из последовательности взаимосвязанных предложений, логически сочетающихся друг с другом.
Формирование связной речи у детей с помощью театрализованной деятельности теоретически обосновано в трудах современных ученых, под которой понимается художественно-творческая форма выражения
детальности детей на основе театрализованных игр, бесед, рассказов, представлений. Благодаря подобной форме организации работы с детьми осваиваются доступные для их возраста средства сценического искусства, и согласно выбранной роли, происходит участие в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщение к театральной культуре.
Для инструментального изучения связной речи выделяются такие критерии, как самостоятельность при составлении рассказа, адекватность выполнения при поставленной задаче, смысловая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.
Наше исследование было проведено на базе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Детский сад "Подснежник. Выборка осуществлялась среди детей младшей возрастной группы. В исследовании приняло участие 43 воспитанника в младшем дошкольном возрасте: 20 детей в контрольной группе и 23 ребенка в экспериментальной группе. Диагностика связности речи детей дошкольного возраста осуществлялась с использованием серии заданий И.Н. Лебедевой.
Результаты диагностики свидетельствуют об общем среднем уровне развития связной речи у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах. 33,3% испытуемых продемонстрировали удовлетворительный уровень связности. Дети младшего дошкольного возраста в пределах нормы справлялась с тестовыми заданиями, нарисовав разнообразные. 44,4% испытуемых продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту и хорошему уровню владения связной речи. Они смогли составить пересказ в соответствии с заданием и не потерять логику повествования, использовав нужные элементы.
По результатам диагностики была составлена программа «Театральный дебют» на основе работ Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети» и А.В.Щеткина "Театрализованная деятельность в детском саду. После проведения формирующего эксперимента на основе разработанной программы, была проведена повторная диагностика и по результатам исследования детей с низким уровнем владения связной речью в экспериментальной группе стало меньше примерно на 40%. В контрольной группе динамика была не выражена и составляла всего 5%.
Таким образом, нам удалось достичь цели исследования, мы разработали и апробировали комплекс театрализованных игр, развивающих связную речь детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза о том, разработка и реализация программы «Театральный дебют», включающей творческие, театрально-игровые и речевые задания, будет способствовать формированию связной речи, подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе современных образовательных технологий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Мнемотаблицы как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический )Университет
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада (Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



