Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ 8
1.1. Понятие и сущность информатизации в делопроизводстве 8
1.2. Современная инфраструктура налоговых органов в России 15
1.2.1 Внутренняя инфраструктура 15
1.2.2 Внешняя инфраструктура 20
1.3. Создание и применение системы электронного документооборота в
налоговых органах 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В
ИНФРАСТРУКТУРЕ МРИ ФНС № 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 37
2.1. Проблемы создания форм электронной отчетности в налоговых органах
Республики Тыва 37
2.2. Пути совершенствования электронного документооборота в налоговых инспекциях 39
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 53
Приложение 56
Актуальность темы исследования. Необходимость стабилизации финансовой системы, обеспечения устойчивых бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения физическими и юридическими лицами обязательств перед государством
обусловили формирование нового направления государственного
финансового контроля - налогового контроля в Российской Федерации.
Инфраструктура налоговых органов, являясь составной частью обеспечения качественного государственного финансового контроля, способствует реализации финансовой и бюджетной политики, нацеленной на обеспечение максимального роста доходных поступлений в бюджеты разных уровней. Современный электронный документооборот призван обеспечить интересы государства и общества, проверку выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством при образовании фондов денежных средств.
Анализ степени изученности темы. В работах ученых и практиков, публикациях в периодической печати за последний период достаточно широко освещалась тема электронного документационного обеспечения государственных органов. Изучению и разработке проблем совершенствования государственного финансового и налогового контроля с применением электронного документооборота посвятили свои труды и внесли значительный вклад в изучение проблемы такие ученые: А.С Бакаев, И.А. Белобжецкий, Э.А. Вознесенский, И.И. Горский, В.И. Гуреев, Ю.А. Данилевский, Т.М. Дмитренко, Л.М. Крамаровский , В.Д. Ларичев ,А.С. Наринский, С.Г. Пепеляев, Б.А.Рагозин, М.П. Рябчиков, Я.И. Цвейбак, Д.Г. Черник, Г.Н. Хубаев, Л.Н. Хашиева, Н.М. Чиж.
Многие проблемы реформирования налоговой системы были отражены в трудах Морскова И.Н., Шинкарева В.В., И.В. Дольдэ, Е.Н. Евстигнеева, И.В. Караваевой, В.А. Кашина, В.Г. Князева, В.Н. Милякова, Л.П. Окуневой,
В работах отечественных и зарубежных ученых широко исследована тема налогов, их сущности, роли в общественном развитии. Одновременно в публикациях теоретически обобщен и осмыслен огромный опыт налогов в странах Запада. Однако, многогранность и сложность проблемы государственного регулирования за электронным документооборотом налоговых органов России, в частности, предоставляет достаточно места для дальнейшего исследования.
Вышеизложенное определило выбор темы исследования, ее структуру и круг решаемых задач.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе критического изучения источников, анализа и обобщения материалов практики изучить специфику налоговых органов на примере МРИ ФНС по Республике Тыва.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность информатизации в делопроизводстве;
- выявить современную инфраструктуру налоговых органов в России;
- рассмотреть создание и применение системы электронного документооборота в налоговых органах на примере МРИ ФНС по РТ;
- выявить проблемы в процессе создания форм электронной отчетности в Республике Тыва;
- рассмотреть правовые основы введения Интернет-сайта межрайонных инспекциях налоговой службы России;
- обосновать пути совершенствования электронного документооборота в налоговых инспекциях.
Объектом исследования является отношения, складывающиеся в процессе документационного обеспечения деятельности налоговых органов на примере МРИ ФНС по РТ.
Предметом исследования является построение современной инфраструктуры в МРИ ФНС по РТ.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных учёных - Н. Алексеева, А.А. Беспалова, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.С. Бакаева., И.А. Белобжецкого, А.В. Венедиктова, В.В. Витрянского, Э.А. Вознесенского, И.И. Горского, В.И. Гуреева, Ю.А. Данилевского, Т.М. Дмитренко, О.А. Красавчикова, М.И. Кулагина, А.Н. Козырина, Л.М. Крамаровского, В.Д. Ларичева, А.С. Наринского, В.Г. Панскова, С.Г. Пепеляева, Б.А. Рагозина, М.П. Рябчикова, Я.И. Цвейбака , Д.Г. Черника, С.В. Шаталова , И.А. Покровского, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича, В.В. Бараненков и многих других.
Нормативно-правовой базой работы являются: Конституция Российской Федерации , Налоговый кодекс РФ , Приказ МНС РФ от 14 января 2004 г. № БГ-3-27/13 «О введении Интернет-сайта МНС России», Распоряжение МНС РФ от 13 февраля 2004 г. № 44 «Об информационном наполнении Интернет-сайта МНС России» , Письмо Федеральной налоговой службы от 27 октября 2005 г. № САЭ-6-12/910 «О порядке организации и осуществления дистанционного контроля налоговых органов».
Методологическая основа исследования. В работе применялся комплекс методов научного познания явлений общественной жизни: диалектический, формально-юридический, метод сравнительно-правовой, методы системно- структурного анализа, анализа документов и статистических данных.
Научная новизна работы заключается в попытке изучить электронный документооборот в МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва как одного из основных направлений деятельности и в изучении особенностей делопроизводства на современном этапе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе отражается теоретические аспекты информатизации в делопроизводстве, так же понятие и сущность информатизации в делопроизводстве.
Вторая глава посвящена анализу уровня информатизации в инфраструктуре делопроизводства и документооборота МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва. В ней отражены проблемы и пути совершенствования электронного документооборота в налоговых инспекциях.
В заключении даны выводы по теме работы.
В системах документооборота осуществляется регистрация нормативных документов, распорядительных документов (приказов, распоряжений), переписки с органами власти, учреждениями, кредитными организациями, другими учреждениями и предприятиями, а также гражданами. Помимо этого в СЭД ведется работа с внутренней служебной перепиской и проектами организационно-распорядительных документов, создаваемых структурными учреждений.
СЭД обеспечивает контроль за движением и исполнением документов, содержит полную информацию о поручениях, данных руководством и действиях исполнителей. Важным элементом СЭД является система формальных и семантических ссылок на взаимосвязанные документы и поручения. Поиск в СЭД помимо традиционных делопроизводственных реквизитов базируется на системе классификаторов (в том числе тематических), позволяющих осуществлять контекстный отбор документов.
Предоставление налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС осуществляется, если налогоплательщик (представитель) взаимодействует с налоговыми органами по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота в соответствии с требованиями Системы.
Так же преимущества системы электронного документооборота:
- экономия рабочего времени (нет необходимости посещать налоговую инспекцию, т.к. информация в любое время может быть отправлена непосредственно из офиса);
- отсутствие бумажного документооборота (не требуется формировать отчетность на бумажных носителях);
- предотвращение ошибок (отчетность формируется в стандартном формате в соответствии с актуальными формами и с проверкой правильности заполнения всех полей);
- оперативное обновление форматов электронной отчетности (в случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности налогоплательщик автоматически получает возможность обновления форматов ее представления в электронном виде);
- оперативное информирование (налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов - сведений об изменении налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и т.д.);
- конфиденциальность (система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту от просмотра и корректировки информации, содержащейся в направленных документах);
- подтверждение доставки отчетности (после отправки информации в налоговый орган налогоплательщик получает подтверждение ее получения, имеющее в спорных ситуациях юридическую силу).
Основанием для информирования налогоплательщиков и предоставления налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС является запрос (обращение) налогоплательщика (представителя) в электронной форме, подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Делопроизводственные процессы организации должны быть строго структурированы, что встречается далеко не всегда. Поэтому система должна иметь функцию, позволяющую организовать и спланировать выполнение работ с документами, как по заранее предопределенным маршрутным технологическим схемам, так и с предоставлением исполнителям определенной свободы в принятии решения на своем уровне.
Наверняка многим налогоплательщикам приходилось подавать в налоговую инспекцию заявления о постановке или снятии с учета. Для многих процедура заполнения бланка заявления затруднительна. Чтобы несколько облегчить эту работу, в налоговых органах Республики Тыва реализована возможность приема заявлений налогоплательщиков, подготовленных с использованием машинно-ориентированных форм. Для этого налогоплательщику достаточно установить на своем компьютере программу «Налогоплательщик ЮЛ» (версия не ниже 4.19).
Технология использования машинно-ориентированных форм очень проста и не требует никаких специальных знаний. Используя программу «Налогоплательщик ЮЛ», налогоплательщик выбирает нужную форму документа, заполняет ее и выводит на печать. При распечатке на документ автоматически будут нанесены блоки штрих-кода.
Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приёме налоговой декларации или уведомление об отказе в приёме, подписывает квитанцию ЭЦП должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.
Средства, которые используются для шифрования документов, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ЭЦП в принципе невозможно. Информация передаётся в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы её прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ - налогового органа и открытый ключ плательщика, т.е. передаваемая информация не станет известной кому-то еще. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчётность, направленную в налоговый орган, не прочтёт. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от
08.03.2015)
3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция от 20.04.2015)
4. Приказ от 22 июня 2011 г. № ММВ-7-6/381 «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 2 июля 2012 г. № 99н г. Москва «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)».
6. Приказ МНС РФ от 14 января 2004 г. № БГ-3-27/13 «О введении Интернет-сайта МНС России»
7. Письмо Федеральной налоговой службы от 27 октября 2005 г. № САЭ- 6-12/910 «О порядке организации и осуществления дистанционного контроля налоговых органов»
2. Научная и специальная литература:
8. Волков Ю.К. В новый век с новыми технологиями подачи деклараций о доходах. Российский налоговый курьер. - 2001 - № 2. - С. 32-36.
9. Волков Ю.К. Налоговая отчетность примет электронный вид. Российский налоговый курьер. - 2000. - № 6. - С. 12-18.
10. Глухое В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие.
- СПб.: Специальная Литература. 2004. - 455 с.
11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. - М.: Экзамен, 2005. - 965 с.
12. Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М.: Экономика, 2003. - 387 с.
13. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. - М.: Инфра-М, 2005. - 465 с.
14. Ипполитов Д.М. Создание и применение системы электронного документооборота в налоговых органах: опыт, проблемы и перспективы использования. Налоговый вестник. - 2004. - № 12. - С. 11-14.
15. Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. - М.: Академия, 2004. - 467 с.
16. Костин А.А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами. Бухгалтерский учет. - 2005. - № 9. - С. 9-12.
17. Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. - М.: Граница, 2001. - 420 с.
18. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 31-36.
19. Налоги: Учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника. - М: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. - 430 с.
20. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. Под ред. А.В. Брызгалина.
- М.: Аналитика-Пресс, 2001. - 486 с.
21. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 2005. - 356 с.
22. Практическая налоговая энциклопедия. Под ред. Брызгалина А.В. Том 5. Налог на прибыль организаций. - М.: Юрист, 2005. - 685 с.
23. Распоряжение МНС РФ от 13 февраля 2004 г. N 44 «Об информационном наполнении Интернет-сайта МНС России»
24. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2004. - 565 с.
25. Фадеев Д.Е. Налоговая реформа: «тупиковый вариант» или «завершающий этап». Российская юстиция. - 2005. - № 4. - С. 57-61.
26. Хубаев Г.Н., Хашиева Л.Н. Информационная система поддержки принятия решений при управлении качеством работы налоговых органов. Налоговый вестник. - 2002. - № 4. - С. 24-31.
27. Чиж Н.М. Информационные ресурсы налоговых инспекций и порядок их использования. Аудиторские ведомости. - 2000. - № 8. - С. 15-24.
3. Научные статьи:
28. Малявкин А.А. Об электронной подписи и не только... // Налоговая политика и практика - 2011. - № 7 (103) (июль) - С.62-63
29. Серов А.В Налоги онлайн // Налоговая политика и практика. - 2011. - №3(99). - С.9
30. И. Филипчук Представление электронных деклараций по телекоммуникационным каналам связи // Налоговый курьер. - 2010. - №1(32). - С.46-53
31. Киселева И.А. Электронизация документооборота продолжается. // Налоговое консультирование.- 2011. - №3 - с.15-25.
32. Попова И.Г. Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт. // Налоговая политика и практика - 2011. - № 7 (103) (июль) - С.19-23
33. Морсков И.Н., Шинкарев В.В. ІТ-технологии для повышения эффективности налогового администрирования// Налоговая политика и практика - 2011. - № 4 (100) (апрель) - С.19-23
34. Иванов Н.А. ФНС России внедряет новые технологии// Налоговая
политика и практика. - 2011. - №3 (99). - С.4-7
35. Н.А. Попова ФНС России будет развивать электронные сервисы //
Налоговая политика и практика. - 2011. - №4(100). - С.4-7
36. Преимущества подключения к системе представления налоговой и
бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи
[Электронный ресурс] / Сайт: r72.nalog.ru. - Режим доступа:
http://www.r72.nalog.ru/nalot/sb/ev/3576390