ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СО ВЗРОСЛЫМ ПОКОЛЕНИЕМ 8
1.1. Социальная и психологическая характеристика взрослого поколения ... 8
1.2. Социальные и педагогические аспекты передачи социокультурного
опыта во взаимодействии поколений 15
1.3. Формы организации работы дошкольного образовательного
учреждения в современных условиях со взрослым поколением 21
1.4. Задачи образовательного пространства ДОУ в современных условиях 27
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СО ВЗРОСЛЫМ ПОКОЛЕНИЕМ 31
2.1. Организация и методики исследования особенностей и форм
организации работы дошкольного образовательного учреждения в современных условиях со взрослым поколением 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 33
2.3. Программа работы ДОУ в контексте взаимодействия со взрослым поколением 46
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Неповторимым периодом в жизни каждого человека является детство, на этом этапе происходит формирование личности человека. Ребенок находится в абсолютной зависимости от взрослых - родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут образоваться трудности с тяжелыми результатами в будущем. Основная цель работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие. Главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) (ст. 18) говорится о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте [2]. В Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) (ст. 63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст. 67) закрепляется право других родственников, а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и других на общение с ребенком [1].
В настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы соучастия взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания и его специфическая воспитательная роль игнорируется, а воспитательные усилия родителей дошкольников и их дедушек и бабушек оказываются недостаточно скоординированными. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным процессом.
Несмотря на то, что взрослые оспаривают свои приоритеты в воспитании, родители явно или скрыто стремятся оттеснить старшее поколение, родители жалуются на то, что бабушки и дедушки слишком балуют внуков, опекают во всем. Старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста. В результате обострения противоречий не создаются условия для полноценного использования воспитательного потенциала разных поколений семьи в развитии и воспитании дошкольников. Дошкольники тем временем выражают явное предпочтение общению с бабушками и дедушками.
Педагоги, психологи, социологи также указывают на воспитательную роль дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохранение истории семьи и передача ее младшему поколению). Представители старшего поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом, поэтому нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь маленького ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более надежной, защищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у детей качеств, способствующих гармонизации их отношений со старшим поколением семьи. Отсутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмоционально обедняет растущую личность. Для эмоционального развития ребенка очень важно общение и с родителями, и с представителями старшего поколения. В этом общении реализуются потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании, развивается стремление помочь близким, появляются эмпатия и рефлексия. Именно в период дошкольного возраста развивается внеситуативно-личностное общение, определяющее развитие отношения ребенка к взрослому. Этот процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят значительные изменения [37].
Для современной семьи характерны исчезновение семейных традиций, разрушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями. Так, всего около 22% детей дошкольного возраста проживает вместе со своими бабушками и дедушками. Такое разделение семьи снижает ее воспитательные возможности, но вместе с тем сохраняется потребность во взаимосвязях и взаимопомощи двух нуклеарных семей: молодой семьи и семьи представителей старшего поколения.
В связи с этим возникает необходимость поиска резервов повышения воспитательного потенциала многопоколенной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В сложившейся ситуации педагоги ДОУ, сохраняя в той или иной степени независимую позицию, могут стать компетентными помощниками в нормализации и регулировании взаимодействия детей, родителей, бабушек и дедушек и сделать бывших конкурентов добрыми союзниками. В связи с вышесказанным проблема исследования является актуальной и позволяет сформулировать тему «Психолого-педагогические аспекты работы со взрослым поколением в деятельности дошкольного образовательного учреждения».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- работы в области изучения особенностей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей И.В. Ильина, Н.В. Ильиной, Л.А. Логиновой, А.И. Первышовой, Е.В. Поляковой, С.Д. Собылинской, Ю.М. Тонковой, А.В. Трефиловой, Е.В. Шаравьевой и др;
- исследование особенностей воспитательного взаимодействия между родителями и старшим поколением в семьях дошкольников, особенностях работы воспитателей детского сада со взрослым поколением Н.А. Дорохиной.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия работы дошкольного образовательного учреждения со взрослым поколением.
Объект исследования: деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности деятельности дошкольного образовательного учреждения со взрослым поколением.
Гипотеза исследования: родители воспитанников и взрослое поколение осознают важность детского сада и роли воспитателей в воспитании детей, но не готовы принимать активное, совместное участие в этом процессе, активно вовлекаться в совместные мероприятия, проводимые в детском саду.
Задачи исследования:
1) провести обзор научно-методической литературы и дать
социальную и психологическую характеристику взрослого поколения;
2) изучить и описать социальные и педагогические аспекты передачи социокультурного опыта во взаимодействии поколений;
3) определить формы организации работы дошкольного образовательного учреждения в современных условиях со взрослым поколением;
4) выделить основные задачи ДОУ в современных условиях;
5) провести эмпирическое исследование психолого-педагогических особенностей деятельности дошкольного образовательного учреждения в современных условиях со взрослым поколением;
6) разработать программу работы ДОУ в контексте взаимодействия со взрослым поколением.
Методы и методики исследования:
1) методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) эмпирические методы: наблюдение, анализ деятельности, анкета, опрос, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
- Методика «ОРО». Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
- Анкета «Участие бабушки и дедушки в воспитании внуков».
- Анкета для родителей по оценке степени участия старшего поколения в воспитании внуков;
- Анкета для бабушек по оценке степени участия старшего поколения в воспитании внуков.
- Анкета «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи».
Эмпирическая база исследования: МАДОУ «Детский сад № ХХ» г. Красноярска.
Выборка исследования: 45 родителей воспитанников, 49 представителей старшего поколения: 27 бабушек и 22 дедушки воспитанников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами программа работы ДОУ в контексте взаимодействия с взрослым поколением может быть реализована педагогами-психологами детских садов, что будет способствовать повышению продуктивности взаимодействия ДОУ и семьи, а также всего воспитательного воздействия на детей через привлечение старшего поколения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе обобщены результаты теоретического обзора литературы и эмпирического исследования по проблеме организации работы дошкольного образовательного учреждения в современных условиях образовательного пространства со взрослым поколением.
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы соучастия взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания и его специфическая воспитательная роль игнорируется, а воспитательные усилия родителей дошкольников и их дедушек и бабушек оказываются недостаточно скоординированными. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным процессом.
В первой главе данной работы обобщены результаты теоретического обзора литературы по теме исследования, который позволил сформулировать вывод о том, что взаимодействие поколений является одним из важны факторов воспитания подрастающего поколения, т.к. взрослое поколение является носителем культурных ценностей, опыта воспитания, традиций, знаний, опыта, накопленного предыдущими поколениями, приобщают молодое поколение к истории семьи. Однако на сегодняшний день наблюдается усиление конфликтов в межпоколенческом взаимодействии. Обусловленные сменой взглядов и техническим прогрессом. На сегодняшний день наиболее частой практикой взаимодействия взрослых членов семьи и дошкольного учреждения являются письменные формы общения, беседы, участие в различных праздничных мероприятиях, творческие работы, участие на мастер-классах.
Во второй главе обобщены результаты эмпирического исследования по теме исследования, осуществленного на базе МАДОУ «Детский сад № ХХ» г. Красноярска, в котором приняли участие 45 родителей воспитанников, 49 представителей старшего поколения: 27 бабушек и 22 дедушки
воспитанников.
Посредством применения методик «Участие бабушки и дедушки в воспитании внуков», «Анкета для бабушек, дедушек и родителей для оценки степени участия старшего поколения в воспитании внуков, анкета «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи», «ОРО». Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) были получены данные о том, что родители безусловно любят и принимают своих детей, поддерживают их, дают достаточно свободы для развития. Для большинства родителей важным является физическое и умственное развитие ребенка. Большинство бабушек и дедушек принимают активное участие в жизни своих внуков и придерживаются демократического стиля воспитания. Бабушки более строги с внуками, дедушки добрее и в конфликтных ситуациях стараются встать на сторону внуков. Бабушки и дедушки вовлечены в процесс воспитания внуков, достаточно часто встречаются с ними, дают советы и высказывают свои пожелания о воспитании внуков, к которым родители воспитанников прислушиваются и следуют им. Имеются определенные разногласия по вопросам воспитания детей между родителями воспитанников и старшим поколением. Большинство родителей беспокоят организационные, режимные моменты, успехи ребенка в детском саду. Многие родители редко обращают внимание на информационные стенды в детском саду. По вопросам воспитания ребенка большинство родителей консультируется с воспитателем. Родители не готовы принимать активное участие в жизни детского сада, предпочитают занимать потребительскую позицию и получать пользу от сотрудников детского сада в информативной, консультативной и развлекательной форме.
Родители воспитанников осознают важность детского сада и роли воспитателей в воспитании детей, но не готовы принимать активное, совместное участие в этом процессе, активно вовлекаться в совместные мероприятия, проводимые в детском саду. Также наблюдается наличие разногласий в вопросах воспитания между родителями воспитанников и старшим поколением. Это все обусловливает необходимость реализации работы в рамках дошкольного образовательного учреждения с вовлечением родителей и старшего поколения.
На основе полученных данных нами предложена программа ДОУ в контексте взаимодействия со взрослым поколением в современных условиях под названием «Вместе мы можем все!» (на основе работ Н.А. Дорохиной). Целью программы является вовлечение родителей и старшего поколения в воспитательный процесс детского сада, создание условий для преодоления противоречий в вопросах воспитания ребенка между родителями, бабушками и дедушками. Срок реализации программы - 1 год. Предполагаемые формы организации работы - мастер классы, праздничные мероприятия, круглые столы, творческие мастерские.
В результате реализации предполагается вовлечение представителей старшего поколения в деятельность дошкольного образовательного учреждения по воспитанию подрастающего поколения; формирование у старшего поколения положительного отношения к гаджетам при их грамотном использовании и достижение понимания ими потенциала гаджетов в реализации воспитательной деятельности; перенятие родителями воспитанников опыта воспитания детей у старшего поколения; достижение гармоничных взаимоотношений между родителями и старшим поколением в вопросах воспитания детей, умения договариваться; расширение представлений у родителей о возможных формах организации совместного времяпровождения воспитанников и старшего поколения.
Обобщив полученные данные, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Перспектива исследования по теме ВКР связана с реализацией предложенной нами программы и проверкой ее эффективности.
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая еистема «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 11.11.2022).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL:
https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 11.11.2022).
3. Басова И.В. Образовательная среда ДОУ как пространство социализации детей // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей, Екатеринбург, 05-06 ноября 2020 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 15-18.
4. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. Москва: Логос, 2016. 306 с.
5. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). C.132-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-sotsialnaya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 10.03.2023).
6. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и
возрастная психология: учебное пособие. Москва: Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. 528 с.
7. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
8. Гоголев Н.В. Категория «образовательное пространство» как
объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 230-237. URL:
https://cyberlenmka.ru/article/n/kategoriya-obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-obekt-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 13.02.2023).
9. Дорохина Н.А. Готовим педагогов ДОУ к работе со старшим поколением семьи // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 96-113.
10. Дорохина Н.А. Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшим поколением в семьях дошкольников // Наука и школа. 2009. № 1. С. 60-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitatelnogo-vzaimodeystviya-mezhdu-roditelyami-i-starshim-pokoleniem-v-semyah-doshkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
11. Жукова С.А. Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2000. 22 с.
12. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 767-769. URL: https://moluch.ru/archive/83/15434/(дата обращения: 14.02.2023).
13. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э.Э. Психология взрослости: учебное пособие. Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. Москва : Московский психолого-социальный ин-т ;, 2011. 207 с.
14. Ильин Е.П. Психология взрослости. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 544 с.
15. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с. URL: https://oldfiro.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/predmetno_prostranstvennaya_sreda.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
16. Клемантович И.П., Соболева М.К., Перлова И.В. Взаимодействие
между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-6. URL: http://
www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18566 (дата обращения 12.12.2022).
17. Красношлык З.П. К вопросу социального партнерства
дошкольной образовательной организации и семьи в современных исследованиях // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 24-1. С. 106-111.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-
sotsialnogo-partnerstva-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-i-semi-v-sovremennyh-issledovaniyah (дата обращения: 20.01.2023).
18. Лебедева К.М. Модель формирования педагогической
компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 119-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-pedagogicheskoy-
kompetentnosti-roditeley-vospitannikov-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 23.01.2023).
19. Логинова Л.А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе // Молодой ученый. 2019. № 8 (246). С. 171-172. URL: https://moluch.ru/archive/246/56633/(дата обращения: 14.01.2023).
20. Мамсурова М.В. Педагогические возможности взаимодействия ДОО и старшего поколения семей воспитанников // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. № 14. С. 6-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44867155 (дата обращения: 16.01.2023).
21. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Выпуск 6 (25). URL: http://naukovedenie.ru/- PDF769PVN614.pdf (дата обращения 30.11.2022).
22. Новые формы и содержание включения родителей в образовательный процесс ДОУ: методический сборник (редакция № 2) / Н.А. Левицкая, Е.С. Новикова, Е.В. Лукьяненко, А.А. Лапшина и др. Рыбинск: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 109, 2015. 100 с.
23. Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: методическое пособие / И.Е. Мартьянова, С.А. Севенюк, Л.А. Кузнецова, В.С. Власова, А.Р. Трунова, Т.В. Сидорова, Е.А. Негатина, С.В. Шишкина. Самара, 2017. 77 с.
24. Образовательные пространства детского сада / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. СПб.: Образовательные проекты, 2015. 272 с.
25. От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: сборник докладов III межвузовской конференции молодых ученых, Москва, 12 мая 2017 года / Московский педагогический государственный университет, Институт детства. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. 296 с.
26. Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детского сада и родителей // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 182-189. URL: https://elibrary.ru/rsralb (дата обращения: 23.12.2022).
27. Первышова А.И., Собылинская С.Д. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и детского сада // Общество и наука: векторы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 18 декабря 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. С. 76-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44528724 (дата обращения: 24.12.2022).
28. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. 200 с.
29. Полякова Е.В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьёй // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С.
274-275. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-podhody-k-
razvitiyu-vzaimodeystviya-s-semyoy (дата обращения: 24.12.2022).
30. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум / под ред. Л.А. Головей, И.Б. Дерманова. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2020. - 413 с.
31. Тимофеева Н.В. Современные формы и методы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников // Качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС: из опыта работы ДОО Ленинградской област: в 3-х частях / под ред. И.Л. Паршуковой. Ч. 2 : Детский сад и семья. СПб. : ЛОИРО, 2015. С. 6-16.
32. Серова Е.Ю. Взаимодействие или сотрудничество дошкольного
образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе развития образования // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. С. 26-30. URL:
https:ZZmoluch.ruZconfZpedZarchiveZ280Z14394Z (дата обращения: 13.01.2023).
33. Социальная педагогика: монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. М.: Владос, 2004. 368 с.
34. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы
взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 71-74. URL:
https:ZZmoluch.ruZconfZpedZarchiveZ58Z2308Z (дата обращения: 14.01.2023).
35. Трефилова А.В., Ильина Н.В., Шаравьева И.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации новых ФГТ // Методист. 2013. № 3. С. 60-63. URL:https:ZZelibrary.ru/item.asp?id=25003396 (дата обращения: 26.12.2022).
36. Щуркова Н.Е. Теория воспитания // Педагогика: Уч. пос. для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. 608 с.
37. Pettit G.S., Harrist A.W., Bates J.E., Dodge K.A. Family Interaction, Social Cognition and Children's Subsequent Relations with Peers at Kindergarten // Journal of Social and Personal Relationships.