Формирование временных представлений у четвероклассников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения временных представлений у обучающихся с задержкой психического развития.
1.1. Время, временные представления как объект исследования, формирование
временных представлений в онтогенезе 12
1.2. Особенности познавательной сферы и временных представлений у
начальной школы с задержкой психического развития 24
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и
формирования временных представлений 37
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ.
1. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента 55
1.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 62
Выводы по главе 2 73
Глава 3. Коррекционная работа по формированию временных представлений у четвероклассников с задержкой психического развития.
3.1. Цель, задачи, принципы и организация коррекционно-педагогической по формированию временных представлений у четвероклассников с задержкой
психического развития 75
3.1. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
временных представлений 84
3.2. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы по
формированию временных представлений 102
Выводы по главе 3 113
Заключение 115
Список использованных источников 119
Приложения 139
Глава 1. Теоретические аспекты изучения временных представлений у обучающихся с задержкой психического развития.
1.1. Время, временные представления как объект исследования, формирование
временных представлений в онтогенезе 12
1.2. Особенности познавательной сферы и временных представлений у
начальной школы с задержкой психического развития 24
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и
формирования временных представлений 37
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ.
1. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента 55
1.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 62
Выводы по главе 2 73
Глава 3. Коррекционная работа по формированию временных представлений у четвероклассников с задержкой психического развития.
3.1. Цель, задачи, принципы и организация коррекционно-педагогической по формированию временных представлений у четвероклассников с задержкой
психического развития 75
3.1. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
временных представлений 84
3.2. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы по
формированию временных представлений 102
Выводы по главе 3 113
Заключение 115
Список использованных источников 119
Приложения 139
Актуальность проблемы и темы исследования. В российском образовательном пространстве обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) правильная расшифровка аббревиатур регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), ратифицированного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598.
Содержательный раздел адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР) включает программы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и коррекционной работы школьников с ЗПР. Программа формирования УУД нацелена на формирование умения учиться - метапредметных компетентностей, гибких навыков, «soft-skills», представляющих собой множество разнообразных образов, приемов, методов, систем действий человека, гарантирующих формирование успешной стратегии по усвоению необходимых знаний, умений и навыков самостоятельно. Умение учиться - важный фактор повышения результативности изучения обучающимися предметных знаний, выработке умений, навыков, компетенций, целостной картины мира, ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
К метапредметным, надпредметных, «гибким», универсальным умениям относятся планирование, прогнозирование (регуляторные УУД), структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера , моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД). Формирование данных умений невозможно без основы, базиса - развитых временных представлений.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью максимальной коррекции и включении детей в пространство нормотипичных сверстников.
Актуальность исследования на научно-теоретическом и научнометодическом уровнях определяется необходимостью изучения механизмов формирования временных представлений у обучающихся с ЗПР и разработке коррекционно-педагогической технологии формирования временных представлений у данной категории школьников. В специальной литературе по вопросам формирования временных представлений представлено значительное количество исследований, посвященных дошкольникам, так как этот возраст является наиболее благоприятным для развития временных представлений. В большей степени представлены разработки по формированию временных и пространственно-временных представлений у нормотипичных дошкольников (А.М. Леушина, М.И. Васильева,
Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, А.А. Люблинская и др.), детей с нарушениями речи (А.В. Семенович, А.В. Овсянникова, Р.И.Лалаева и др.), детей с интеллектуальными нарушениями (С.Г. Ералиева, Л.Б. Баряева, Г.В. Макоедова и др.). В специальной литературе школьного возраста велико количество разработок по формированию временных представлений у детей с нарушениями интеллекта (С.В. Архипова, Н.И. Бумаженко, М.В. Швед, К.И. Федорова и др.). Изучением формирования темпоральной лексики в онтогенезе занимались А.И. Мелёхин, С.Н. Цейтлин, Т.С. Будько, О.Г. Сударева и др. Методики исследования временных представлений для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста разработаны С.В. Архиповой, Р.Ф. Галлямовой, Д.С. Рыжиковой, А.В. Мамаевой и др. Дидактические материалы для эффективного формирования представлений о времени предлагают Т.Д. Рихтерман, Д.С. Рыжикова, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова и др.
Анализ отечественной литературы показал, что специальные исследования по проблеме формирования временных представлений у обучающихся с ЗПР практически отсутствуют, при этом несформированность временных представлений наблюдается вплоть до конца начальной школы.
В результате анализа литературных источников и изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены противоречия между:
• возрастающими требованиями общества и государства к включению детей с ЗПР в социум и недостаточной сформированностью у них временных представлений как основы для формирования универсальных учебных действий;
...
Содержательный раздел адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР) включает программы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и коррекционной работы школьников с ЗПР. Программа формирования УУД нацелена на формирование умения учиться - метапредметных компетентностей, гибких навыков, «soft-skills», представляющих собой множество разнообразных образов, приемов, методов, систем действий человека, гарантирующих формирование успешной стратегии по усвоению необходимых знаний, умений и навыков самостоятельно. Умение учиться - важный фактор повышения результативности изучения обучающимися предметных знаний, выработке умений, навыков, компетенций, целостной картины мира, ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
К метапредметным, надпредметных, «гибким», универсальным умениям относятся планирование, прогнозирование (регуляторные УУД), структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера , моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД). Формирование данных умений невозможно без основы, базиса - развитых временных представлений.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью максимальной коррекции и включении детей в пространство нормотипичных сверстников.
Актуальность исследования на научно-теоретическом и научнометодическом уровнях определяется необходимостью изучения механизмов формирования временных представлений у обучающихся с ЗПР и разработке коррекционно-педагогической технологии формирования временных представлений у данной категории школьников. В специальной литературе по вопросам формирования временных представлений представлено значительное количество исследований, посвященных дошкольникам, так как этот возраст является наиболее благоприятным для развития временных представлений. В большей степени представлены разработки по формированию временных и пространственно-временных представлений у нормотипичных дошкольников (А.М. Леушина, М.И. Васильева,
Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, А.А. Люблинская и др.), детей с нарушениями речи (А.В. Семенович, А.В. Овсянникова, Р.И.Лалаева и др.), детей с интеллектуальными нарушениями (С.Г. Ералиева, Л.Б. Баряева, Г.В. Макоедова и др.). В специальной литературе школьного возраста велико количество разработок по формированию временных представлений у детей с нарушениями интеллекта (С.В. Архипова, Н.И. Бумаженко, М.В. Швед, К.И. Федорова и др.). Изучением формирования темпоральной лексики в онтогенезе занимались А.И. Мелёхин, С.Н. Цейтлин, Т.С. Будько, О.Г. Сударева и др. Методики исследования временных представлений для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста разработаны С.В. Архиповой, Р.Ф. Галлямовой, Д.С. Рыжиковой, А.В. Мамаевой и др. Дидактические материалы для эффективного формирования представлений о времени предлагают Т.Д. Рихтерман, Д.С. Рыжикова, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова и др.
Анализ отечественной литературы показал, что специальные исследования по проблеме формирования временных представлений у обучающихся с ЗПР практически отсутствуют, при этом несформированность временных представлений наблюдается вплоть до конца начальной школы.
В результате анализа литературных источников и изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены противоречия между:
• возрастающими требованиями общества и государства к включению детей с ЗПР в социум и недостаточной сформированностью у них временных представлений как основы для формирования универсальных учебных действий;
...
Анализ психолого-педагогической, психолингвистической,
нейропсихологической, теоретической и прикладной литературы показал, что понятие «временные представления» в трудах различных авторов трактуется по-разному. В рамках экспериментального исследования мы следовали пониманию временных представлений как необходимой предпосылки к формированию универсальных учебных действий, в частности, регулятивных учебных действий, необходимых для успешной адаптации и социализации в постоянно изменяющемся современном мире. Также наша исследовательская работа базируется на тезисе ученых-исследователей о том, что «временные представления это один из видов математических представлений».
Таким образом, в нашем исследовании, временные (темпоральные) представления, являются структурной частью, компонентом математических представлений, и взаимозависимы, взаимосвязаны с пространственными (локативными) представлениями, вычислительными, величинными и др. математическими компонентами. Конкретизируя понимание термина «временные представления», мы представляем их как комбинацию из двух составляющих: временной ориентировки, представляющей «сознательное восприятие времени в процессе социально-производственной практики» и временных отношений «понятие, которое отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи». Ориентировка во времени включает в себя: ориентировку по часам, в том числе «аналоговым», «стрелочным»; умение ориентироваться по календарям разных типов. Временные отношения включают сформированное представление, выраженное в темпоральной лексике, о последовательной смене временных отрезков.
Задержка интеллектуального развития в сочетании со вторичными дефектами (недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы и т.п.) отрицательно влияет на формирование временных представлений ребенка с ЗПР: трудности в формировании временных представлений и их несформированность у обучающихся с задержкой психического развития отмечается и при переходе в основную школу.
В литературе вопрос формирования временных представлений представлен значительным количеством исследований, посвященных дошкольникам: нормотипичным, с выраженными интеллектуальными
нарушениями, тяжелыми нарушениями речи. В школьном возрасте в большей степени представлены системы работ и отдельные исследования, посвященные формированию временных представлений у обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод, что проблема формирования временных представлений у школьников с задержкой психического развития отражена недостаточно.
Понимание о временных представлениях как о структурном элементе математических представлений, взаимопроникающем, взаимосвязанным и взаимозависимым с другими компонентами математического области, позволило нам на этапе констатирующего эксперимента выделить основные диагностические блоки и разделы: изучение сформированности навыка ориентировки во времени, изучение сформированности предпосылок для ориентировки во времени (вычислительных навыков, знаний о времени (включающих знания единиц времени), квазипространственных представлений).
Эксперимент был организован с 1 октября по 15 октября на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Красноярска.
Нами были изучены психолого-медико-педагогическая документация: рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, успеваемость по основным предметам, социальный статус ребенка и т.п. участников констатирующего эксперимента.
...
нейропсихологической, теоретической и прикладной литературы показал, что понятие «временные представления» в трудах различных авторов трактуется по-разному. В рамках экспериментального исследования мы следовали пониманию временных представлений как необходимой предпосылки к формированию универсальных учебных действий, в частности, регулятивных учебных действий, необходимых для успешной адаптации и социализации в постоянно изменяющемся современном мире. Также наша исследовательская работа базируется на тезисе ученых-исследователей о том, что «временные представления это один из видов математических представлений».
Таким образом, в нашем исследовании, временные (темпоральные) представления, являются структурной частью, компонентом математических представлений, и взаимозависимы, взаимосвязаны с пространственными (локативными) представлениями, вычислительными, величинными и др. математическими компонентами. Конкретизируя понимание термина «временные представления», мы представляем их как комбинацию из двух составляющих: временной ориентировки, представляющей «сознательное восприятие времени в процессе социально-производственной практики» и временных отношений «понятие, которое отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи». Ориентировка во времени включает в себя: ориентировку по часам, в том числе «аналоговым», «стрелочным»; умение ориентироваться по календарям разных типов. Временные отношения включают сформированное представление, выраженное в темпоральной лексике, о последовательной смене временных отрезков.
Задержка интеллектуального развития в сочетании со вторичными дефектами (недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы и т.п.) отрицательно влияет на формирование временных представлений ребенка с ЗПР: трудности в формировании временных представлений и их несформированность у обучающихся с задержкой психического развития отмечается и при переходе в основную школу.
В литературе вопрос формирования временных представлений представлен значительным количеством исследований, посвященных дошкольникам: нормотипичным, с выраженными интеллектуальными
нарушениями, тяжелыми нарушениями речи. В школьном возрасте в большей степени представлены системы работ и отдельные исследования, посвященные формированию временных представлений у обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод, что проблема формирования временных представлений у школьников с задержкой психического развития отражена недостаточно.
Понимание о временных представлениях как о структурном элементе математических представлений, взаимопроникающем, взаимосвязанным и взаимозависимым с другими компонентами математического области, позволило нам на этапе констатирующего эксперимента выделить основные диагностические блоки и разделы: изучение сформированности навыка ориентировки во времени, изучение сформированности предпосылок для ориентировки во времени (вычислительных навыков, знаний о времени (включающих знания единиц времени), квазипространственных представлений).
Эксперимент был организован с 1 октября по 15 октября на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Красноярска.
Нами были изучены психолого-медико-педагогическая документация: рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, успеваемость по основным предметам, социальный статус ребенка и т.п. участников констатирующего эксперимента.
...





