РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В 11 КЛАССЕ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы применения коммуникативного подхода
в обучении английскому языку 8
1.1 Понятие и принципы коммуникативного подхода 8
1.2 Методика обучения грамматике английского языка 12
1.3 Требования к изучению английского языка на ступени среднего общего
образования 15
1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся на ступени
среднего общего образования 19
Выводы по первой главе 21
Глава II. Методические аспекты применения коммуникативного
подхода в обучении грамматической стороне речи на уроках
английского языка в 11 классе 23
2.1 Анализ УМК Rainbow English 11 23
2.2 Организация опытно экспериментальной работы 28
2.3 Проведение опытно экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список используемых источников 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Глава I. Теоретические основы применения коммуникативного подхода
в обучении английскому языку 8
1.1 Понятие и принципы коммуникативного подхода 8
1.2 Методика обучения грамматике английского языка 12
1.3 Требования к изучению английского языка на ступени среднего общего
образования 15
1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся на ступени
среднего общего образования 19
Выводы по первой главе 21
Глава II. Методические аспекты применения коммуникативного
подхода в обучении грамматической стороне речи на уроках
английского языка в 11 классе 23
2.1 Анализ УМК Rainbow English 11 23
2.2 Организация опытно экспериментальной работы 28
2.3 Проведение опытно экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список используемых источников 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Целью каждого общеобразовательного учреждения является подготовка обучающихся к жизни в обществе, формирование общей культуры личности, усвоение обязательного минимума предметных знаний и создание условий для выбора и последующего освоения профессиональной сферы. С развитием глобализации, овладение иностранным языком, таким как английский, попадает во все аспекты результатов обучения. Обучающийся должен быть готов к коммуникации на английском языке, уважать чужую культуру и иметь представление о ней и ее языке, реализовать полученные знания в последующей профессиональной деятельности. Однако, согласно исследованию RG.ru, у большинства выпускников российских школ существует потребность в дополнительном изучении английского языка как для сдачи единого государственного экзамена, так и для удовлетворения личных потребностей [РГ, Опрос, 2021]. 60% резидентов, согласно статье, нуждаются в углубленном изучении предмета, при 87% считающих, что английский язык важен для будущей карьеры. На основе этой информации, мы можем сделать вывод, что для выпускников школа не реализует поставленные цели, создавая потребность в дополнительных образовательных услугах. Мы считаем, что развитие коммуникативной компетенции через грамматическую сторону речи может способствовать улучшенному усвоению материала, следовательно, помочь в достижении целей образовательным учреждением. Это составляет актуальность выбранной нами темы исследования.
Со стороны закона об образовании, требования к изучению иностранных языков заложены в Федеральном государственном стандарте основного общего образования. Там указано следующее: «получение умений общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на базе собственных речевых способностей и потребностей; усвоение законов речевого и неречевого поведения; освоение первоначальных лингвистических понятий, требуемых для освоения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного взаимоотношения и толерантности к носителям иного языка на основе знакомства с жизнью своих ровесников в иных государствах, с детским фольклором и доступными примерами детской художественной литературы». Следовательно, развитие иноязычной языковой компетенции необходимо согласно нормативным документам, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Таким образом, для реализации главной цели образовательного учреждения и ФГОС необходимо качественное овладение английским языком. Вместе с тем, как ФГОС, так и современное общество требует знаний, позволяющих производить коммуникацию. Владение одним только лексическим запасом не может способствовать коммуникации, поскольку сами слова необходимо заключить в упорядоченную систему. Данная система представляет из себя грамматику языка, и является базовым фундаментом. Вместе с тем, существует проблема обучения грамматике как отдельной части языка, и обучающиеся часто не могут совместить грамматику и речевой компонент. Применение коммуникативного подхода может помочь разрешить данную проблематику.
Изучение английского языка предполагает, прежде всего, владение языком для осуществления коммуникации. Для многих обучающихся, как вовремя, так и после прохождения программы, существует проблема применения знаний в практическом ключе, при общении с носителями языка или людьми другой языковой группы. С развитием человеческого общества в эпоху глобализации данная проблема приобретает наибольшую актуальность. Касательно обучающихся, то увлечение онлайн играми и стремление получить образование зарубежное образование ставит их перед конкретной задачей коммуникации на английском языке. Использование коммуникативного подхода, нацеленного прежде всего на коммуникацию, способность структурировать речь, понимать ее и оперативно реагировать, может решить данную проблему и удовлетворить потребность в англоязычном диалоге. Посредством коммуникативного подхода, происходит работа над языковыми ситуациями, которые наиболее вероятно будут встречены обучающимся. Коммуникативный подход позволяет актуализировать и применить грамматическую и лексическую базу, изученную в школьной программе, для реализации практических задач. Таким образом, использование коммуникативного подхода в обучении английскому языку обусловлено подготовкой обучающихся к реализации имеющихся знаний для разрешения нынешних или последующих коммуникативных задач.
Объект исследования - обучение грамматической стороне речи на уроке английского языка на ступени среднего общего образования.
Предмет исследования - применение коммуникативного подхода в обучении грамматике английского языка.
Цель работы заключается в систематизации теоретических аспектов применения коммуникативного подхода при обучении грамматической стороне речи с последующей разработкой и апробацией авторского комплекта заданий.
Практические задачи исследования:
1. На основе научной литературы определить понятие и принципы коммуникативного подхода;
2. Выявить методику обучения грамматике английского языка;
3. Изучить требования к изучению английского языка;
4. Определить психолого-педагогические особенности обучающихся;
5. Провести анализ УМК на предмет коммуникативного подхода в обучении грамматики;
6. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков в части изучения грамматики английского языка.
Методы исследования: в работе используются методы анализа, сравнения, систематизации.
Новизна исследования: новизна работы заключается в разработке авторского подхода к изучению грамматической стороны речи посредством коммуникации.
Практическая база работы: практической базой выступает МАОУ СШ №7, 11м класс, подгруппа А в составе 13 человек.
Теоретическая и практическая значимость работы: работа может быть использована при подготовке курсов педагогики, лингвистики, методики преподавания английского языка. Выводы могут быть применены в подготовке статей для научно-практических конференций.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором описывается актуальность, цели и задачи исследования, методы, новизна, значимость работы. Теоретическая глава состоит из четырех пунктов, необходимых для реализации цели исследования и практической работы: понятие и принципы коммуникативного подхода, методика обучения грамматике английского языка требования к изучению английского языка на ступени среднего общего образования, психолого-педагогические особенности обучающихся. В практической части раскрывается применение коммуникативного подхода. Практическая часть содержит анализ УМК на предмет использования коммуникативного подхода в обучении грамматике, а также опытно-экспериментальная работа. Заключение содержит выводы о проделанном исследовании. В списке литературы и источников представлен теоретический и источниковедческий материал, задействованный в работе.
Со стороны закона об образовании, требования к изучению иностранных языков заложены в Федеральном государственном стандарте основного общего образования. Там указано следующее: «получение умений общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на базе собственных речевых способностей и потребностей; усвоение законов речевого и неречевого поведения; освоение первоначальных лингвистических понятий, требуемых для освоения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного взаимоотношения и толерантности к носителям иного языка на основе знакомства с жизнью своих ровесников в иных государствах, с детским фольклором и доступными примерами детской художественной литературы». Следовательно, развитие иноязычной языковой компетенции необходимо согласно нормативным документам, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Таким образом, для реализации главной цели образовательного учреждения и ФГОС необходимо качественное овладение английским языком. Вместе с тем, как ФГОС, так и современное общество требует знаний, позволяющих производить коммуникацию. Владение одним только лексическим запасом не может способствовать коммуникации, поскольку сами слова необходимо заключить в упорядоченную систему. Данная система представляет из себя грамматику языка, и является базовым фундаментом. Вместе с тем, существует проблема обучения грамматике как отдельной части языка, и обучающиеся часто не могут совместить грамматику и речевой компонент. Применение коммуникативного подхода может помочь разрешить данную проблематику.
Изучение английского языка предполагает, прежде всего, владение языком для осуществления коммуникации. Для многих обучающихся, как вовремя, так и после прохождения программы, существует проблема применения знаний в практическом ключе, при общении с носителями языка или людьми другой языковой группы. С развитием человеческого общества в эпоху глобализации данная проблема приобретает наибольшую актуальность. Касательно обучающихся, то увлечение онлайн играми и стремление получить образование зарубежное образование ставит их перед конкретной задачей коммуникации на английском языке. Использование коммуникативного подхода, нацеленного прежде всего на коммуникацию, способность структурировать речь, понимать ее и оперативно реагировать, может решить данную проблему и удовлетворить потребность в англоязычном диалоге. Посредством коммуникативного подхода, происходит работа над языковыми ситуациями, которые наиболее вероятно будут встречены обучающимся. Коммуникативный подход позволяет актуализировать и применить грамматическую и лексическую базу, изученную в школьной программе, для реализации практических задач. Таким образом, использование коммуникативного подхода в обучении английскому языку обусловлено подготовкой обучающихся к реализации имеющихся знаний для разрешения нынешних или последующих коммуникативных задач.
Объект исследования - обучение грамматической стороне речи на уроке английского языка на ступени среднего общего образования.
Предмет исследования - применение коммуникативного подхода в обучении грамматике английского языка.
Цель работы заключается в систематизации теоретических аспектов применения коммуникативного подхода при обучении грамматической стороне речи с последующей разработкой и апробацией авторского комплекта заданий.
Практические задачи исследования:
1. На основе научной литературы определить понятие и принципы коммуникативного подхода;
2. Выявить методику обучения грамматике английского языка;
3. Изучить требования к изучению английского языка;
4. Определить психолого-педагогические особенности обучающихся;
5. Провести анализ УМК на предмет коммуникативного подхода в обучении грамматики;
6. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков в части изучения грамматики английского языка.
Методы исследования: в работе используются методы анализа, сравнения, систематизации.
Новизна исследования: новизна работы заключается в разработке авторского подхода к изучению грамматической стороны речи посредством коммуникации.
Практическая база работы: практической базой выступает МАОУ СШ №7, 11м класс, подгруппа А в составе 13 человек.
Теоретическая и практическая значимость работы: работа может быть использована при подготовке курсов педагогики, лингвистики, методики преподавания английского языка. Выводы могут быть применены в подготовке статей для научно-практических конференций.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором описывается актуальность, цели и задачи исследования, методы, новизна, значимость работы. Теоретическая глава состоит из четырех пунктов, необходимых для реализации цели исследования и практической работы: понятие и принципы коммуникативного подхода, методика обучения грамматике английского языка требования к изучению английского языка на ступени среднего общего образования, психолого-педагогические особенности обучающихся. В практической части раскрывается применение коммуникативного подхода. Практическая часть содержит анализ УМК на предмет использования коммуникативного подхода в обучении грамматике, а также опытно-экспериментальная работа. Заключение содержит выводы о проделанном исследовании. В списке литературы и источников представлен теоретический и источниковедческий материал, задействованный в работе.
Цель нашего исследования заключалась в систематизации теоретических аспектов применения коммуникативного подхода при обучении грамматической стороне речи с последующей разработкой и апробацией авторского комплекта заданий. В процессе исследования, нам удалось реализовать цель, разрешив следующие задачи:
1. На основе научной литературы определили понятие и принципы коммуникативного подхода;
2. Выявили методику обучения грамматике английского языка;
3. Изучили требования к изучению английского языка;
4. Определили психолого-педагогические особенности обучающихся;
5. Провели анализ УМК на предмет коммуникативного подхода в обучении грамматики;
6. Провели опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков в части изучения грамматики английского языка.
В первой части нашего исследования мы рассмотрели коммуникативный подход, методику обучения грамматике посредством применения коммуникативного подхода, требования ФГОС и психолого-педагогические особенности обучающихся.
Коммуникативный подход эффективен в изучении иностранного языка, однако для его реализации необходимы условия. Коммуникативный подход наиболее удачно реализовывать в рамках дополнительного образования, и в старшей школе в силу психолого-педагогических и иных особенностей. В сущности, коммуникативный подход предполагает практико-ориентированное преподавание английского языка максимально избегая аналогий с родным языком.
Нами было выяснено, что основной проблемой изучения грамматики является неспособность обучающегося применить знания на практике. Лучше всего в практической деятельности использовать конструкцию Task¬Based Learning. Данная конструкция учит решать языковую задачу сразу, содержит простые и понятные для обучающихся этапы. Нами также были выделены требования к обучению с реализацией коммуникативного подхода:
• Четкое выделение семантических и функциональных аспектов для обозначения связей между ними;
• Материал должен отражать естественное использование языка;
• Грамматический материал необходимо добавлять в доступном объеме с подчеркиванием связи с другими объектами;
• Перед введением нового материала необходимо закреплять уже изученный, пользоваться им на предшествующих этапах;
• Пояснения должны быть простыми и четкими;
• Для закрепления материала используется парная и индивидуальная работа.
Проанализировав ФГОС основного общего образования, мы можем сделать вывод, что в практической деятельности необходимо ориентироваться на следующие составляющие:
• Практико-ориентированность, которая позволяет применить полученные навыки в различных ситуациях реального общения;
• Усвоение предмета как инструмента для достижения целей различного уровня. Понимание необходимости иностранного языка для различных профилей деятельности, не связанных с языком конкретно, к примеру понимание и перевод исторической литературы на иностранном языке.
Проанализированы психолого-педагогические особенности обучающихся:
• Достижение мотивации к изучению предмета можно достичь за счет новой для обучающихся манеры преподавания, разнообразия заданий и деятельности;
• Четкая связь между изучаемым материалом и реальными ситуациями его применения;
• Ориентация на личные и профессиональные интересы обучающихся.
В практической части нашего исследования мы провели опытно- экспериментальную работу. Опытно-экспериментальная работа была разделена на три этапа:
Организационный - был проведен анализ УМК, анализ опытно-экспериментальной группы, выделены критерии к авторским заданиям и сформулированы сами задания;
Практический этап - была проведена серия занятий, интегрированная в образовательный процесс изучения 2 раздела УМК;
Этап анализа проведенного исследования - был проведен качественный анализ результатов, а также наблюдение, что показало качественное улучшение показателей группы на 0,54. Мы считаем данный результат объективным. Однако, качественное улучшение было зафиксировано на этапе работы с заданиями, когда обучающиеся, находясь в проблемной ситуации, задействовали материал и демонстрировали достаточно высокий уровень иноязычной коммуникации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная опытно-экспериментальная работа и комплект заданий, в частности, достаточно успешны в рамках развития иноязычной компетенции на уроках английского языка в старшей школе.
1. На основе научной литературы определили понятие и принципы коммуникативного подхода;
2. Выявили методику обучения грамматике английского языка;
3. Изучили требования к изучению английского языка;
4. Определили психолого-педагогические особенности обучающихся;
5. Провели анализ УМК на предмет коммуникативного подхода в обучении грамматики;
6. Провели опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков в части изучения грамматики английского языка.
В первой части нашего исследования мы рассмотрели коммуникативный подход, методику обучения грамматике посредством применения коммуникативного подхода, требования ФГОС и психолого-педагогические особенности обучающихся.
Коммуникативный подход эффективен в изучении иностранного языка, однако для его реализации необходимы условия. Коммуникативный подход наиболее удачно реализовывать в рамках дополнительного образования, и в старшей школе в силу психолого-педагогических и иных особенностей. В сущности, коммуникативный подход предполагает практико-ориентированное преподавание английского языка максимально избегая аналогий с родным языком.
Нами было выяснено, что основной проблемой изучения грамматики является неспособность обучающегося применить знания на практике. Лучше всего в практической деятельности использовать конструкцию Task¬Based Learning. Данная конструкция учит решать языковую задачу сразу, содержит простые и понятные для обучающихся этапы. Нами также были выделены требования к обучению с реализацией коммуникативного подхода:
• Четкое выделение семантических и функциональных аспектов для обозначения связей между ними;
• Материал должен отражать естественное использование языка;
• Грамматический материал необходимо добавлять в доступном объеме с подчеркиванием связи с другими объектами;
• Перед введением нового материала необходимо закреплять уже изученный, пользоваться им на предшествующих этапах;
• Пояснения должны быть простыми и четкими;
• Для закрепления материала используется парная и индивидуальная работа.
Проанализировав ФГОС основного общего образования, мы можем сделать вывод, что в практической деятельности необходимо ориентироваться на следующие составляющие:
• Практико-ориентированность, которая позволяет применить полученные навыки в различных ситуациях реального общения;
• Усвоение предмета как инструмента для достижения целей различного уровня. Понимание необходимости иностранного языка для различных профилей деятельности, не связанных с языком конкретно, к примеру понимание и перевод исторической литературы на иностранном языке.
Проанализированы психолого-педагогические особенности обучающихся:
• Достижение мотивации к изучению предмета можно достичь за счет новой для обучающихся манеры преподавания, разнообразия заданий и деятельности;
• Четкая связь между изучаемым материалом и реальными ситуациями его применения;
• Ориентация на личные и профессиональные интересы обучающихся.
В практической части нашего исследования мы провели опытно- экспериментальную работу. Опытно-экспериментальная работа была разделена на три этапа:
Организационный - был проведен анализ УМК, анализ опытно-экспериментальной группы, выделены критерии к авторским заданиям и сформулированы сами задания;
Практический этап - была проведена серия занятий, интегрированная в образовательный процесс изучения 2 раздела УМК;
Этап анализа проведенного исследования - был проведен качественный анализ результатов, а также наблюдение, что показало качественное улучшение показателей группы на 0,54. Мы считаем данный результат объективным. Однако, качественное улучшение было зафиксировано на этапе работы с заданиями, когда обучающиеся, находясь в проблемной ситуации, задействовали материал и демонстрировали достаточно высокий уровень иноязычной коммуникации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная опытно-экспериментальная работа и комплект заданий, в частности, достаточно успешны в рамках развития иноязычной компетенции на уроках английского языка в старшей школе.
Подобные работы
- Эффективность функционального подхода к обучению иноязычной грамматике в условиях старшего этапа средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013 - Формирование грамматических навыков при обучении устной
продуктивной речи в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Использование интерактивных методов при обучении грамматической стороне речи на уроках английского языка в 6 классе основной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Лексический подход в обучении французскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - ФУНКЦИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - Использование интернет-ресурсов при совершенствовании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК
АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



