Введение 3
Глава I Теоретические основы развития внимания детей старшего
дошкольного возраста 6
1 1 Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста... 6
1 2 Средства развития внимания детей старшего дошкольного возраста 10
1 3 Влияние подвижных игр на развитие внимания детей старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по главе I 24
Глава II Экспериментальное исследование развития внимания детей старшего дошкольного возраста 25
2 1 Диагностика уровня развития внимания детей старшего дошкольного
возраста 25
2 2 Комплекс подвижных игр, направленный на развитие внимания детей
старшего дошкольного возраста 31
2 3 Динамика развития внимания детей старшего дошкольного возраста 35
Выводы по главе II 38
Заключение 39
Список использованье источников 40
Приложение А
Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания в данный период времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
Внимание помогает лучше осознать себя, свои волнения и мысли, так как его целью представляется усовершенствование протекания всех познавательных процессов.
Проблемой развития внимания детей дошкольного возраста занимались психологи и ученые, такие как такие как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, У. Джеймс, Н. Ф. Добрынин, А. Г. Урунтаева, О. Н. Земцова, Р. С. Немов. Все они изучали данную тему. Проблема актуальна и в настоящее время.
Одни психологи и ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне самостоятельное психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.
Существование различных элементов подвижной игры таких как бег, прыжки, умение маневрировать и быстро изменять направление движения сопровождается волевыми усилиями, а также оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека.
В отечественной детской психологии и педагогике обозначается значимость игр и упражнений, включающих интеллектуальную и двигательную активность для развития внимания, то есть игр, требующих от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Наличие сюжета в игре позволяет привлечь интерес и внимание детей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует старательному и точному их выполнению. В играх и игровых упражнениях с двигательным компонентом более определено выступают задачи прямого обучения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Между тем, несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, проблему развития внимания ребенка дошкольного возраста средствами подвижных игр нельзя назвать до конца изученной. Поэтому важна системная работа, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у старших дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей.
Цель исследования: обосновать и подтвердить влияние подвижных игр на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развить внимание детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр возможно, если:
- разработать комплект подвижных игр с учетом возрастных
особенностей ребят и в соответствии с показателями внимания;
- осуществлено постепенное усложнение подвижных игр и процедур;
- включены подвижные игры на развитие внимания в физкультурно- оздоровительной работе детского сада.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования .
2 . Раскрыть понятие «внимание», «подвижная игра» .
3. Описать особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
4 . Выявить возможности подвижных игр в развитии внимания детей старшего до школьного возраста.
5 . Подобрать методику и выявить уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
6 .Составить и провести комплекс подвижных игр для развития
внимания детей старшего дошкольного возраста .
Методы исследования: канал из психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдения, педагогический эксперимент, анализ результатов исследования
Новизна исследования: заключается в теоретическом обосновании влияния подвижных игр на развитие внимания детей дошкольного старшего возраста.
База экспериментального исследования: МБОУ «Детский сад №45 «Малыш» Красноярский край, г Железногорск, поселок Первомайский.
В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр для развития внимания ребят старшего дошкольного возраста имеет место быть в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литература (28 источников), приложение. Текст работы иллюстрирован 7 таблицами,
2 рисунками, 3 диаграммами.
Данная работа была посвящена развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр. Изучив роль подвижных игр в развитии внимания у старших дошкольников, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера.
Подводя итоги исследований, можно сделать вывод, о том, что, к концу старшего дошкольного возраста у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Выделенные свойства внимания, могут служить основой для систематизации подвижных игр, используемых в воспитательном процессе детей. А именно можно выделить игры развитие на сосредоточенности (концентрации) и устойчивости внимания; игры на развитие способности к распределению внимания и его колебанию; игры на увеличение объема внимания; игры, способствующие развитию переключаемости внимания; игры на развитие избирательности и глубины внимания.
В результате диагностики нам удалось установить, что в группе большинство детей, которым необходимы развивающие занятия, направленные на развитие и повышение уровня развития внимания.
Исходя из этого, был спланирован и проведен комплекс мероприятий по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически использовать подвижные игры, то процесс развития внимания будет наиболее эффективен.
1. Абудаева Е.А. Организация игровой деятельности: учебник для среднего профессионального образования /Смирнова. Е.О - Ростов -на-Дону: «Феникс» 2016.- 93с.
2. Арнаут К.М. Роль подвижных игр в психическом развитии детей дошкольного возраста // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2019. № 1. С. 167-170.
3. Богомолов В. А Тестирование детей - Ростов-на-Дону: Феникс 2005- 347 с.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
5. Бусловская М.А Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников 2016. - 28 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; под ред. Петровского А.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1999. - 288 с.
7. Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих.
произв. - М.: Просвещение. 1994. - 105 с.
8. Гильбух Ю.З. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. - М.: «Педагогика», 1992. - 160 с.
9. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
10. Детская психология: Учеб. пособие Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 г. - 399 с.
11. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей
дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2017. - №4.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания
и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г.,
Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 с.
13. Жукова Н.С. Преодоление нарушений внимания у дошкольников / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: издательство Литут, 2019. - 320 с.
14. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с
15. Крбашян А.Ю. Этапы формирования самостоятельной двигательной активности у дошкольников через подвижные игры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2018. № 39. С. 127-130.
16. Лурия, А.Р. Внимание и память. - М., 2001.
17. Матюхина М.Ч. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
18. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии. [Текст]:
учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е
изд. - М.: Владос, 2018 - 688 с
19. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2016. - 640 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова - М.: Российское педагогическое агентство, 2019 - 374 с.
21. Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1995. - 220 с.
22. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001 г. - 858 с.
23. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник
и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013
26. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 9. С. 103-105.
27. Хилько М.Е., Возрастная психология: учеб. пособие для СПО/М.Е. Хилько, М.С, Ткачева. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 202с.
28. Электронный ресурс - Подвижные игры для дошкольников. URL. doshkolenok.kiev.ua>.. .igry-dlya-doshkolnikov.html