РАБОТА С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ КАК С ИСТОЧНИКОМ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК
ОСНОВЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ 8
1. 1. Читательская грамотность: цели и критерии 8
1. 2. Источники используемые на уроках обществознания 24
ГЛАВА 2. ФОРМЫ РАБОТЫ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ КАК С
ИСТОЧНИКОМ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 34
2.1. Изучение Конституции РФ в основной и старшей школе 34
2.2 Экспериментальная проверка форм работы с Конституцией РФ как с источником на уроках обществознания 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК
ОСНОВЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ 8
1. 1. Читательская грамотность: цели и критерии 8
1. 2. Источники используемые на уроках обществознания 24
ГЛАВА 2. ФОРМЫ РАБОТЫ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ КАК С
ИСТОЧНИКОМ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 34
2.1. Изучение Конституции РФ в основной и старшей школе 34
2.2 Экспериментальная проверка форм работы с Конституцией РФ как с источником на уроках обществознания 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. В наше время умение грамотно читать и понимать тексты - ключевой элемент личностного роста и развития. Этот навык является фундаментом для уверенного существования в эпоху информационного бума, стимулирует формирование логического мышления, критического анализа и аналитических способностей. Но в эпоху, когда информация доступна в изобилии и различных формах, задача обучения грамотности читателя приобретает особую важность и становится более запутанной.
В рамках учебного курса обществознания, который занимает ключевую позицию в образовательной программе школьников, акцент делается на освоении ключевых законодательных актов и правил, которые направляют общественную жизнь. В числе важнейших источников стоит выделить Конституцию Российской Федерации. Этот документ служит фундаментальным законом страны и устанавливает фундаментальные принципы правового, политического и социального устройства России. Изучение Конституции РФ как важного источника в процессе развития умения грамотно читать на уроках обществознания в средней и старшей школе имеет огромное значение, поскольку дает учащимся возможность не только ознакомиться с ключевыми статьями и положениями Конституции, но и усовершенствовать умения анализа и толкования текстовых данных.
Исследование направлено на усиление умений у школьников по освоению ключевого законодательного акта страны и развитие способности критического анализа. Конституция Российской Федерации - это фундаментальный документ, который устанавливает основы прав и свобод граждан, основы государственного устройства и управления. Осознание значения и умение корректно интерпретировать текст Конституции, а также его сопоставление с действительностью и другими правовыми нормами, являетсяключевымэлементомвпроцессеподготовкиграмотныхграждан.Это исследование позволит определить наиболее результативные методики и техники изучения Конституции РФ в рамках уроков по обществознанию, что, в свою очередь, способствует глубокому пониманию учениками основ демократического правового государства и вовлечению их в активную общественную жизнь.
Также значимость и актуальность работы заключается в умение успешно выполнять задания с источниками, которые встречаются на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Цель исследования - использование Конституции РФ для формирования читательской грамотности на уроках обществознания.
Объектом исследования является работа с Конституцией РФ как источником при формировании читательской грамотности на уроках обществознания
Предметом исследования является формы работы с Конституцией РФ на уроках обществознания.
Задачи:
1. Проанализировать сущность и цели читательской грамотности
2. Изучить виды источников, используемые для формирования читательской грамотности учащихся.
3. Проанализировать формы работы с Конституцией РФ на уроках обществознания для формирования читательской грамотности учащихся.
4. Проведение практического занятия с использованием Конституции РФ как основного источника информации на уроках обществознания.
Первая глава данной работы посвящена формированию читательской грамотности, как основы для работы с источниками. В данной главе будут рассмотрены основные аспекты, которые способствуют формированию читательской грамотности, её цели и критерии, а также источники используемые на уроках обществознания, которые способствуют формированию читательской грамотности.
Вторая глава данной работы будет посвящена формам работы с Конституцией РФ как с источником на уроках обществознания. В данной главе будет рассмотрено изучение Конституции РФ в основной и старшей школе, а также выделение наиболее эффективных форм работы путём практической проверки.
Степень изученности темы.
В. Буяров и С. И. Пустоленко выделяют, что читательская грамотность является необходимым сегментом образовательной системы в наше время во всевозможных аспектах образовательной деятельности
Также значение работы с источниками отмечают педагоги-историки и обществоведы Н. В. Андреевская, В. Н. Вернадский, Л. Н. Боголюбов, А. А. Вагин, Н. Г. Дайри, учёные Одесского госуниверситета, которые выделяют что:
- систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников; усилить доказательную сторону ответа ученика с опорой на источник; обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов;
- привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их читать; сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал; делать выводы, используя текст источника для аргументации; анализировать и обобщать факты;
- целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интересу школьников, активизирует внимание;
- изучение источников активизирует формирование гражданских качеств личности; источники имеют нравственный и мировоззренческий потенциал.
Характеристика источников. В качестве источников в работе были использованы:
Нормативные: - ФГОС основного общего образования , в котором обусловлена необходимость применения самостоятельной работы учеников с историческими источниками на уроках истории.
- Конституция РФ как основной источник
Методический. В ходе исследования был проанализированы учебники Боголюбова Л. Н., Рутковской Е. Л., Ивановой Л. Ф «Обществознание 6 класс» , Боголюбова Л. Н «Обществознание 7 класс» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю, Лобанова И. А «Обществознание 9 класс» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю «Обществознание 10 класс. Базовый уровень» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю «Обществознание 11 класс. Базовый уровень» . А также проанализированы методические пособия к учебникам 6, 7, 9 класс под авторством Е.К. Калуцкой, О. А Французова на формы работы с источниками и «Рабочая программа. По урочные разработки» под авторством Боголюбова Л.Н. в 10-11 классах.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
- метод подбора и анализа источников и литературы - проведен теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.
учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой и др.- М.: Просвещение, 2023. 268 с. 8 Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 138 с.
- метод классификации - разделение имеющихся источников и литературы по содержанию исследовательской работы.
- метод сравнения - сравнения материалов исследуемой литературы по предмету исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В рамках учебного курса обществознания, который занимает ключевую позицию в образовательной программе школьников, акцент делается на освоении ключевых законодательных актов и правил, которые направляют общественную жизнь. В числе важнейших источников стоит выделить Конституцию Российской Федерации. Этот документ служит фундаментальным законом страны и устанавливает фундаментальные принципы правового, политического и социального устройства России. Изучение Конституции РФ как важного источника в процессе развития умения грамотно читать на уроках обществознания в средней и старшей школе имеет огромное значение, поскольку дает учащимся возможность не только ознакомиться с ключевыми статьями и положениями Конституции, но и усовершенствовать умения анализа и толкования текстовых данных.
Исследование направлено на усиление умений у школьников по освоению ключевого законодательного акта страны и развитие способности критического анализа. Конституция Российской Федерации - это фундаментальный документ, который устанавливает основы прав и свобод граждан, основы государственного устройства и управления. Осознание значения и умение корректно интерпретировать текст Конституции, а также его сопоставление с действительностью и другими правовыми нормами, являетсяключевымэлементомвпроцессеподготовкиграмотныхграждан.Это исследование позволит определить наиболее результативные методики и техники изучения Конституции РФ в рамках уроков по обществознанию, что, в свою очередь, способствует глубокому пониманию учениками основ демократического правового государства и вовлечению их в активную общественную жизнь.
Также значимость и актуальность работы заключается в умение успешно выполнять задания с источниками, которые встречаются на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Цель исследования - использование Конституции РФ для формирования читательской грамотности на уроках обществознания.
Объектом исследования является работа с Конституцией РФ как источником при формировании читательской грамотности на уроках обществознания
Предметом исследования является формы работы с Конституцией РФ на уроках обществознания.
Задачи:
1. Проанализировать сущность и цели читательской грамотности
2. Изучить виды источников, используемые для формирования читательской грамотности учащихся.
3. Проанализировать формы работы с Конституцией РФ на уроках обществознания для формирования читательской грамотности учащихся.
4. Проведение практического занятия с использованием Конституции РФ как основного источника информации на уроках обществознания.
Первая глава данной работы посвящена формированию читательской грамотности, как основы для работы с источниками. В данной главе будут рассмотрены основные аспекты, которые способствуют формированию читательской грамотности, её цели и критерии, а также источники используемые на уроках обществознания, которые способствуют формированию читательской грамотности.
Вторая глава данной работы будет посвящена формам работы с Конституцией РФ как с источником на уроках обществознания. В данной главе будет рассмотрено изучение Конституции РФ в основной и старшей школе, а также выделение наиболее эффективных форм работы путём практической проверки.
Степень изученности темы.
В. Буяров и С. И. Пустоленко выделяют, что читательская грамотность является необходимым сегментом образовательной системы в наше время во всевозможных аспектах образовательной деятельности
Также значение работы с источниками отмечают педагоги-историки и обществоведы Н. В. Андреевская, В. Н. Вернадский, Л. Н. Боголюбов, А. А. Вагин, Н. Г. Дайри, учёные Одесского госуниверситета, которые выделяют что:
- систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников; усилить доказательную сторону ответа ученика с опорой на источник; обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов;
- привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их читать; сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал; делать выводы, используя текст источника для аргументации; анализировать и обобщать факты;
- целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интересу школьников, активизирует внимание;
- изучение источников активизирует формирование гражданских качеств личности; источники имеют нравственный и мировоззренческий потенциал.
Характеристика источников. В качестве источников в работе были использованы:
Нормативные: - ФГОС основного общего образования , в котором обусловлена необходимость применения самостоятельной работы учеников с историческими источниками на уроках истории.
- Конституция РФ как основной источник
Методический. В ходе исследования был проанализированы учебники Боголюбова Л. Н., Рутковской Е. Л., Ивановой Л. Ф «Обществознание 6 класс» , Боголюбова Л. Н «Обществознание 7 класс» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю, Лобанова И. А «Обществознание 9 класс» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю «Обществознание 10 класс. Базовый уровень» , Боголюбова Л. Н, Лазебниковой А. Ю «Обществознание 11 класс. Базовый уровень» . А также проанализированы методические пособия к учебникам 6, 7, 9 класс под авторством Е.К. Калуцкой, О. А Французова на формы работы с источниками и «Рабочая программа. По урочные разработки» под авторством Боголюбова Л.Н. в 10-11 классах.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
- метод подбора и анализа источников и литературы - проведен теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.
учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой и др.- М.: Просвещение, 2023. 268 с. 8 Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 138 с.
- метод классификации - разделение имеющихся источников и литературы по содержанию исследовательской работы.
- метод сравнения - сравнения материалов исследуемой литературы по предмету исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В рамках проведенного исследования, посвященного теме "Работа с Конституцией Российской Федерации как с основополагающим источником при формировании читательской грамотности на уроках обществознания", были тщательно изучены и рассмотрены наиболее значимые и ключевые аспекты, которые касаются применения Конституции Российской Федерации в процессе образовательной деятельности. Этот анализ позволил выявить основные направления, по которым Конституция РФ может быть эффективно использована в качестве инструмента для развития читательских навыков у учащихся, что, в свою очередь, способствует глубокому пониманию конституционного законодательства и его значимости для функционирования государственной системы.
В ходе проведенного исследования были выявлены и подробно изучены несколько ключевых аспектов, которые оказывают значительное влияние на образовательный процесс и развитие юридического сознания учащихся. Среди этих аспектов особое место занимают следующие основные выводы и результаты, которые заслуживают особого внимания и обсуждения:
1. Особое значение Конституции РФ в качестве источника информации и основания правовой системы страны. Конституция Российской Федерации представляет собой ключевой документ, который устанавливает фундаментальные принципы и нормы, лежащие в основе общественных отношений в стране. Процесс изучения Конституции РФ не только позволяет учащимся глубоко погрузиться в изучение правовых основ государства, но и стимулирует развитие критического мышления, способности к анализу и оценке правовых аспектов различных явлений.
2. Важность формирования читательской грамотности у учащихся в рамках учебного процесса. Применение Конституции РФ в качестве учебного материала в классе имеет цель не только расширение знаний по правовым вопросам, но и улучшение уровня читательской грамотности у учеников. Тщательный анализ текста Конституции, сравнение и сопоставление
различных правовых норм, исследование исторического контекста и изучение судебных решений требуют от учащихся высокой степени внимательности и концентрации, а также способности к выявлению ключевых моментов и обоснованности своих аргументов.
3. Разносторонний подход к изучению Конституции РФ: В ходе проведенного исследования был осуществлен всесторонний анализ и оценка различных методик, которые могут быть использованы для глубокого погружения в изучение Конституции Российской Федерации. Эти методы включают в себя комментированное чтение, которое позволяет не только ознакомиться с текстом, но и получить дополнительные пояснения к каждому его повороту, текстологический анализ, цель которого - тщательное изучение каждого слова и фразы, чтобы выявить их подлинное значение, кейс-метод, который подразумевает рассмотрение конкретных случаев, чтобы понять, как конкретные положения Конституции применяются в реальной жизни, и решение правовых задач, что требует от учащихся не только знания законодательства, но и умения применять его в конкретных ситуациях. Все эти инструменты обучения способствуют не только глубокому пониманию сути Конституции, но и формированию у учащихся ценного умения эффективно работать с правовыми документами.
4. Применение теоретических знаний в практической деятельности:
Особое внимание в данном исследовании уделяется возможности применения теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, на практике. Изучение Конституции РФ на уроках дает возможность ученикам не только усвоить теорию, но и научиться ее применять в реальных жизненных ситуациях. Особое значение приобретает понимание основных прав и свобод граждан, которые закреплены в Конституции, а также знание основных принципов, на которых строится государственная власть. Это знание является фундаментом для понимания функционирования правовой системы в целом. Кроме того, ученикам, изучающим Конституцию РФ, учатся защищать свои права и интересы, что является ключевым аспектом их гражданской активности и способности жить в соответствии с законом.
В рамках проведенного эксперимента были успешно внедрены и применены разработанные методические рекомендации. Этот процесс прошел на уровне экспериментальных классов, где были собраны и систематизированы данные для последующего анализа. Результаты данного эксперимента оказались весьма убедительными и убедительно подтвердили все выводы, сделанные в ходе исследования. Учащиеся, которые были включены в число участников экспериментальных групп, показали значительно более глубокое понимание и знание изучаемой темы, а также демонстрировали высокий уровень развитых учебных умений.
В заключительной части выступа стоит подчеркнуть, что изучение Конституции Российской Федерации как источника информации на уроках обществознания играет ключевую роль в процессе формирования читательской грамотности у школьников. Включение данного материала в учебный процесс на уроках обществознания не только способствует более глубокому и всестороннему освоению правовой системы нашей страны, но и оказывает положительное влияние на развитие учащихся таких ценных навыков, как умение анализировать информацию, аргументировать собственные мнения и критически оценивать факты. Все это в совокупности формирует фундамент для того, чтобы ученик мог стать активным участником современного образовательного процесса, что, безусловно, является одним из важнейших направлений в современной образовательной системе.
В ходе проведенного исследования были выявлены и подробно изучены несколько ключевых аспектов, которые оказывают значительное влияние на образовательный процесс и развитие юридического сознания учащихся. Среди этих аспектов особое место занимают следующие основные выводы и результаты, которые заслуживают особого внимания и обсуждения:
1. Особое значение Конституции РФ в качестве источника информации и основания правовой системы страны. Конституция Российской Федерации представляет собой ключевой документ, который устанавливает фундаментальные принципы и нормы, лежащие в основе общественных отношений в стране. Процесс изучения Конституции РФ не только позволяет учащимся глубоко погрузиться в изучение правовых основ государства, но и стимулирует развитие критического мышления, способности к анализу и оценке правовых аспектов различных явлений.
2. Важность формирования читательской грамотности у учащихся в рамках учебного процесса. Применение Конституции РФ в качестве учебного материала в классе имеет цель не только расширение знаний по правовым вопросам, но и улучшение уровня читательской грамотности у учеников. Тщательный анализ текста Конституции, сравнение и сопоставление
различных правовых норм, исследование исторического контекста и изучение судебных решений требуют от учащихся высокой степени внимательности и концентрации, а также способности к выявлению ключевых моментов и обоснованности своих аргументов.
3. Разносторонний подход к изучению Конституции РФ: В ходе проведенного исследования был осуществлен всесторонний анализ и оценка различных методик, которые могут быть использованы для глубокого погружения в изучение Конституции Российской Федерации. Эти методы включают в себя комментированное чтение, которое позволяет не только ознакомиться с текстом, но и получить дополнительные пояснения к каждому его повороту, текстологический анализ, цель которого - тщательное изучение каждого слова и фразы, чтобы выявить их подлинное значение, кейс-метод, который подразумевает рассмотрение конкретных случаев, чтобы понять, как конкретные положения Конституции применяются в реальной жизни, и решение правовых задач, что требует от учащихся не только знания законодательства, но и умения применять его в конкретных ситуациях. Все эти инструменты обучения способствуют не только глубокому пониманию сути Конституции, но и формированию у учащихся ценного умения эффективно работать с правовыми документами.
4. Применение теоретических знаний в практической деятельности:
Особое внимание в данном исследовании уделяется возможности применения теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, на практике. Изучение Конституции РФ на уроках дает возможность ученикам не только усвоить теорию, но и научиться ее применять в реальных жизненных ситуациях. Особое значение приобретает понимание основных прав и свобод граждан, которые закреплены в Конституции, а также знание основных принципов, на которых строится государственная власть. Это знание является фундаментом для понимания функционирования правовой системы в целом. Кроме того, ученикам, изучающим Конституцию РФ, учатся защищать свои права и интересы, что является ключевым аспектом их гражданской активности и способности жить в соответствии с законом.
В рамках проведенного эксперимента были успешно внедрены и применены разработанные методические рекомендации. Этот процесс прошел на уровне экспериментальных классов, где были собраны и систематизированы данные для последующего анализа. Результаты данного эксперимента оказались весьма убедительными и убедительно подтвердили все выводы, сделанные в ходе исследования. Учащиеся, которые были включены в число участников экспериментальных групп, показали значительно более глубокое понимание и знание изучаемой темы, а также демонстрировали высокий уровень развитых учебных умений.
В заключительной части выступа стоит подчеркнуть, что изучение Конституции Российской Федерации как источника информации на уроках обществознания играет ключевую роль в процессе формирования читательской грамотности у школьников. Включение данного материала в учебный процесс на уроках обществознания не только способствует более глубокому и всестороннему освоению правовой системы нашей страны, но и оказывает положительное влияние на развитие учащихся таких ценных навыков, как умение анализировать информацию, аргументировать собственные мнения и критически оценивать факты. Все это в совокупности формирует фундамент для того, чтобы ученик мог стать активным участником современного образовательного процесса, что, безусловно, является одним из важнейших направлений в современной образовательной системе.



