ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. История развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в зарубежных
странах и России 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья 10
1.3. Расшифровка категорий детей с ОВЗ в образовании по ФГОС 12
1.4. Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями 15
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСВОЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ 22
2.1 Географическое понятие и их роль в образовании 22
2.1. Особенности формирования и развития географических представлений и понятий 26
2.3 Приемы и способы формирования географических понятий в начальном курсе географии у детей с интеллектуальными нарушениями 29
1.1. Сравнительная характеристика географических понятий у детей с нормой
развития и у детей с интеллектуальными нарушениями 34
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
3.1. Приемы работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроках географии
3.2. Адаптированная программа обучения географии с нарушением
интеллекта
3.3. Анализ результатов усвоения географических понятий школьниками с
нарушением интеллекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность. Процесс формирования элементарных географических понятий — одна из основных образовательных задач курса географии для детей с ОВЗ. Усвоение знаний о природе школьниками с ОВЗ невозможно
без систематической работы по формированию географических
представлений и понятий.
Методика формирования знаний о природе в отечественной дефектологической науке разрабатывалась и совершенствовалась в течение длительного периода. Такие исследователи, как Т.И.Пороцкая, Б.П.Пузанов, Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная, Н.Б.Пшеничная, Е.Н.Соломина и другие ученые выделяли этапы процесса формирования географических понятий: мотивационная и смысловая подготовка к усвоению географического понятия; организация чувственного восприятия предметов и явлений природы; организация восприятия реалистических изображений объектов или явлений природы, которые не могут быть восприняты умственно отсталыми учащимися в окружающей их природной среде; конкретизация, систематизация воспринятых признаков и свойств на основе различного наглядного материала.
Овладение географическими понятиями — крайне сложный и длительный процесс в обучении школьников с нарушением интеллекта. Это объясняется особенностями познавательной деятельности учащихся: узостью, недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью восприятий; нечеткостью, бедностью формируемых в сознании учащихся представлений; пассивностью, инертностью мышления, снижением направленности мыслительного процесса на поиск существенных признаков и свойств в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении.
Цель исследования - разработка алгоритма и приемов формирования географических понятий у обучающихся 7 класса с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить теоретические аспекты усвоения географических понятий обучающимися.
3. Апробировать разработанные алгоритм и приемы усвоения географических понятий школьниками с нарушением интеллекта.
Объект исследования - процесс обучения географии школьников с ОВЗ.
Предмет исследования - формирование географических понятий у обучающихся 7 класса с ОВЗ.
Методы исследования в работе - сравнение и анализ, обобщение, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. В целом можно выделить три основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Дети с двигательными нарушениями.
2. Дети с интеллектуальными нарушениями.
3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.
На степень усвоения сведений об индивидуальных географических объектах существенно влияют специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ, такие как отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, забывчивость, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для прочного запоминания материала. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для их дальнейшей социализации, подготовки к пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с окружающими людьми. Для коррекции указанных недостатков памяти необходимо стремиться, чтобы в сознании умственно отсталого ученика возник чёткий конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта. Достижению этой цели служат наглядные пособия 67
— репродукции географических картин, фотографии, кинофрагменты, учебные компьютерные презентации. Большую роль играет словесная характеристика объекта, например, рассказ учителя, в котором педагог выделяет как общие, так и специфические признаки и свойства объекта, разъясняя его значение, учитывая интересы учащихся и современные тенденции. Проводя работу по формированию у школьников общих географических понятий, учителю следует соблюдать их оптимальный научный уровень. Этот уровень зависит не только от сложности формируемых общих понятий, но и от познавательных возможностей учеников.
Для лучшего запоминания учащимися единичных названий географических объектов, их местонахождения на географической карте педагоги могут использовать прием установления пространственных связей между изучаемыми объектами на карте, заключающийся в том, что ученикам предлагается определить место объекта на карте по отношению к уже известным им объектам. Школьники с ОВЗ более качественно запоминают название и положение объекта на карте при использовании приема установления двусторонних связей, т.е. когда использование связей варьируется в разных направлениях — от названия объекта к карте и наоборот. Также, педагогу важно предусмотреть вариативные упражнения, направленные на закрепление названий изучаемых объектов и их положения на карте при повторении географического материала.
В формировании географических понятий большая роль отводилась закреплению полученных знаний при проведении практических работ, опытов, на уроках при обобщении изложенного учебного материала. Таким образом, процесс формирования географических понятий можно изобразить следующей схемой: Ощущения ^ восприятия ^ представления ^ понятия ^ определения.
...
1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2018.
2. Акимова О.И. Инклюзивное образование как совренменная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов научно-практической конференции. 201, / О.И. Акимова. Москва - М.: МГППУ, 2019
3. Беловолова Е. А. «К вопросу об усилении практической направленности школьной географии»//География в школе.-2018.-№6.-С. 36.
4. Дмитрук, Н.Г. Методика преподавания географии: Учебник / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, В.А. Низовцев. - М.: Инфра-М, 2019. - 416 с.
5. Дмитрук, Н.Г. Методика преподавания географии: Учебник / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, В.А. Низовцев. - М.: Инфра-М, 2019. - 416 с.
6. Душина И. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А. « Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников» // География в школе.-2019.-№1.-С. 5-9.
7. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы по
географии / сост. Жижина Е.А. - М.: ВАКО. 2017
8. Карпов А.О. Два типа раннего вовлечения школьников в научноисследовательскую деятельность // Педагогика. - 2018. - № 5. - С. 52-60.
9. Кугут И.А. Моников С.Н. Дидактические и развивающие с применением информационных технологий 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением авт. Сост. И. А. Кугут. - М.: Планета, 2021.
10. Леонтович. А.В., Саввичев, А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / под. ред. А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2019. - 160 с.
11. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. — 2019. — № 1.
12. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»/ Югорск, 2019.
13. Селевко. Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. - В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2020. - 556 с.
14. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: издательский центр Владос, 2021.
15. Стребелева. Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2017. - 256 с.
... всего 32 истчоников