Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты топонимики 6
1.1. Сущность понятия «топоним» 6
1.2. История происхождения топонима 10
1.3. Классификация топонимов по видам объектов 12
Глава 2. Использование топонимического материала Красноярского края на уроках географии 21
2.1. Изучение номенклатуры по Красноярскому краю на уроках
географии 21
2.2. Взаимосвязь топонимики с историей, русским и иностранными
языками 32
2.3. Анализ учебников географии на наличие топонимов Красноярского
края 38
Глава 3. Разработка программы элективного курса “Край топонимов” 41
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 56
Одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры является изучение происхождения и смыслового значения географических названий. Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов нашло отражение в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям указанного документа, основная нагрузка по реализации исторического и экологического подхода к преподаванию регионального курса географии, топонимики ложится на географию своей области.
Топонимы являются незаменимым компонентом нашей коммуникации о географических объектах или регионах, как природных, так и антропогенных. Они служат многим целям, включая очевидную необходимость однозначной идентификации для навигации, а также для текущих территориальных претензий и управления прошлым общества (например, для сравнения переименования улиц или даже целых городов после смены режима).
Топонимы часто имеют более глубокие значения, часто включающие сложную семантику, связанную с языком и историей, но многие топонимы также описывают объекты, которые они называют. Некоторые примеры топонимов из Индонезии заимствованы из фольклорных сказок (гора Тангкубанпераху, Баньюванги), исторических названий (Джакарта из Джаякарты) или имен людей, которые были адаптированы к местному языку (Малиоборо из генерала Мальборо или Сампур из Зандворта). Другие (природные) особенности могут пересекать несколько языковых регионов, например, река "Дунай "имеет несколько названий:" Донау " в Германии и Австрии, "Дунай" в Словакии, "Дуна" в Венгрии, "Дунав" в Хорватии и Сербии, "Дунав" в Болгарии, "Дунареа" в Румынии и Молдове, "Дунай" и "Дунай" в Украине.
Другие топонимы происходят из местных географических знаний и истории. Местные жители знают места из своего личного опыта и коллективно соглашаются и не соглашаются в названии мест как части их ежедневного общения.
Географические названия таят и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки. Знакомясь с топонимами, учащиеся могут представить себе, как многообразна и интересна наука топонимика, как увлекательна работа, связанная с разгадкой происхождения знакомых с детства названий. Понимание значения имен может привести обучающихся к тому, что они оценят окружающий мир. Обучающиеся смогут по-другому взглянуть на карты и более глубокие значения, которые могут быть получены с помощью того, что они представляют. Также они будут оттачивать свои навыки критического мышления, чтобы связать географические названия в своей местности и их значения, чтобы расширить эти навыки для изучения глобальной топонимии. Как часто именно с удивительных рассказов о происхождении топонимов начинается увлечённость будущего историка, лингвиста, географа.
Объект исследования: процесс обучения географии, включающий работу с топонимическими терминами.
Предмет исследования: способы и приёмы работы с топонимами на уроках географии.
Цель исследования: разработать программу элективного курса «Край топонимов» для обучающихся 8 класса.
...
Географические названия - обязательный элемент географии. Они используются для пространственной привязки фактор при изложение материала, рассматриваются в качестве единичных понятий, указываются как примеры при иллюстрировании географических закономерностей, служат для определения географического положения объектов, широко привлекаются при сравнениях. Без преувеличения можно сказать, что знание учащимися географических названий (географической номенклатуры) характеризует их знание карты.
Однако нередко географические названия, особенно иноязычные, громоздки, содержат непривычные сочетания букв и трудны не только для запоминания, но и для произношения. Для усвоения таких названий важно выявление их смыслового значения - ведь понятное слово или даже целое словосочетание легче запомнить и правильно произнести, чем бессмысленный набор звуков.
При изучении географической номенклатуры в школе необходимо добиваться, чтобы учащиеся усвоили верное написание изучаемых названий и произношение их с правильной постановкой ударения. Необходимость выполнения этого требования очевидна - правильность написания географических названий является важной частью общей грамотности учащихся, а правильность произношения названий повышает культуру речи. Правила написания и произношения названия также входят в ведение топонимики. Очевидно, что знакомство с ними весьма полезно для учителя географии в целях повышения эффективности учебного
процесса.
Изучение географических названий открывает также большие возможности по налаживанию широких межпредметных связей географии с историей и с изучением русского и иностранного языков. Такие связи прежде всего обеспечивают наиболее полное и всестороннее изучение самих названий, т. е. способствуют более глубокому изучению географической номенклатуры. Но кроме того, основываясь на таком интересном материале, как географические названия, они помогут более глубокому усвоению знаний по каждом из этих предметов.
В ходе исследования была достигнута цель - разработана программа элективного курса для обучающихся 8 класса «Край топонимов». Решены поставленные задачи:
1. Рассмотрено понятие «топоним». Выявлены исторические подходы к формированию данного понятия.
2. Дана характеристика классификации топонимов по видам объектов.
3. Определены возможности использования топонимов в процессе обучения географии. Проанализированы учебники географии по курсу «География России» на выявление информации о топонимах своего родного края.
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 8 класс. 6-е изд. М.: «Полярная звезда», 2018, 256 с.
2. Барандеев А.В., История географических названий: Русская топонимия в терминах, М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 320 с.
3. Басик С.Н., Общая топонимика, Мн.: БГУ, 2006. - 200 с.
4. Безруких, В. А., Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX века), Красноярск : РАСТР, 2012. 240 с. : цв. ил., карты .
5. Броднева А. В., Сибирь: коллекция представлений, Красноярск : Класс Плюс, 2018, 337c.
6. Бурыкин А.А., Историко-этнографические и историко-культурные аспекты изучения ономастического пространства региона (очерки по топонимике и этонимике Восточной Сибири), СПб., 2017, 220с.
7. Губкин В. Ф., «В строю поколений отечества ради», Красноярск : РАСТР, 2018, 478с.
8. География в школе, 1963, №3
9. Жужкевич В. А. Миграция географических названий. Изв. Всес. геогр. о- ва, 1970, вып. 3, С. 288
10. Жужкевич В. А. Топонимика и работа с географическими названиями. География в школе, 1969 №2, С. 54-55
11. Жужкевич В. А. Топонимика и работа с географическими названиями. География в школе, 1969 №2, С. 56
12. Историческое путешествие. Кто живет в нашем крае?. Красноярск : Поликор, 2018, 72 с.
13. Купцов А.С., История Красноярского края в географических картах, Красноярск: Платина, 2007
14. Лаптева М. А., Поздеева Н. В., Ульверт А. В., Енисейск в записках Михаила Прокопьевича Миндаровского, Красноярск: Поликор, 2019, 511
с.
15. Макаров Н., Баташев М., История и культура народов Приенисейского края, Красноярск : КаСС, 2007, 231c.
... всего 42 источников