Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С 5 ПО 10 КЛАССЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Работа №168309

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования географической культуры в условиях школьного образования 7
1.1. Географическая культура как предмет научного исследования 7
1.2. Структурные компоненты географической культуры 10
Глава 2. Приемы по формированию географической культуры в условиях школьного образования 37
2.1. Педагогические условия формирования географической культуры.... 37
2.2. Анализ ФРП по географии и выявление преемственности в
формировании географической культуры с 5 по 10 класс 39
2.3. Применение практических методов обучения по формированию
географической культуры школьников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70


В современных условиях образования многих стран мира наблюдается позиционирование так называемого «географического ренессанса». По данным ЮНЕСКО среди общечеловеческих областей знаний, которые независимо от будущей специализации помогут каждому человеку познать мир и найти свое место в нем, одной из ведущих наряду с философией, историей, иностранными языками и информационными технологиями, называют географию.
Высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры человека предъявляет модернизация российского образования. В связи с этим главной целью современной школы является подготовка человека к самоактуализации и самореализации в постоянно меняющемся мире, формирование активной гражданской позиции, развитие способности к диалоговому взаимодействию и к осознанному выбору путей решения личных и общественных проблем на основе гуманистических ценностей, и в связи с изменяющимися условиями образовательного пространства и современной образовательной ситуацией, вызванной наступившими изменениями в обществе, новое звучание и актуальность получают в России идеи школьного образования.
Именно в школе проявляются контуры образования будущего - образования как явления культуры. В условиях школьного образования открываются перспективы проектирования социо-культурного
географического образования на основе философско-антропологического и культурологического подходов.
В настоящее время все отчетливее наблюдается несоответствие между возрастающим усложнением мира и способностью выпускника общеобразовательной школы ориентироваться в нем. Именно поэтому наряду с другими столь важен вопрос о формировании географической культуры выпускников школ.
Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму общей культуры, определяя степень духовности и меру проявления гуманистических качеств личности, в том числе по отношению к природе и социуму. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека. Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал Природы, Человека, Общества.
Необходимость становления географической культуры имеет и экологическое значение в связи с загрязнением окружающей среды, нарушением равновесия в природе, истощением энергетических и сырьевых ресурсов, исчезновением некоторых видов животных и растений.
Динамичность и изменчивость современной окружающей действительности все в большей мере требуют проявления таких структурных качеств личности, которые обеспечивают правильную ориентацию в ней, осмысляющее поведение и творческое освоение ее пространства, обусловливают способности понять и оценить национальное и культурное разнообразие людей всего мира, равноценную уникальность культур и их потенциальную общность на Земле, умение видеть геополитические интересы различных наций, осознавать влияние обыденной жизни на развитие других народов, других территорий и регионов Это обусловливает усиление географической составляющей в общей культуре личности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование географической культуры личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования. Исходя из принципа преемственности, этот процесс предполагает усвоение географических знаний, способов деятельности, ценностей старшего поколения, реконструкции собственного опыта.
В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
1. Исследованы идеи формирования географической культуры в
процессе обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по осуществлению формирования
географической культуры в процессе обучения. Изучены сущность, цели и методы формирования элементов географической культуры у учащихся; проанализирован понятийно-терминологический аппарат школьных программ в сравнении с перечнем понятий, выделенных В.П. Максаковским.
2. Выделено понятие «географический язык» психолого- педагогические основы и условия эффективности формирования географической культуры, посредством овладения «языком» географии. В частности, при формировании общих понятий, представлений картографических образов.
3. Показано разнообразие дидактических средств для активизации процесса формирования географической культуры, через овладение географическим языком через словарно-терминологическую работу, приёмы работы с контурными и тематическими картами.
В ходе исследования было изучено понятие «географическая культура» личности как неотъемлемый элемент целостного развития современного российского школьника, установлена связь между географической культурой и образованием. Рассмотрены составные части географической культуры. При изучении роли географического образования в формировании географической культуры ученика были выявлены ведущие направления современного развития мирового сообщества и сделан вывод, что в настоящее время география представляет собой одну их главных научных дисциплин, которые выступают фундаментом для развития национальной идентичности человека. При изучении особенностей развития географической культуры ученика в условиях российского образования было уделено особое внимание вопросу формирования географических понятий в процессе изучения географии. Рассмотрены методические приемы и методы, применение которых в педагогической практике способствует лучшему пониманию и запоминанию понятий, с которыми ученики сталкиваются в процессе обучения географии.
Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трёх самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
Одна из последующих задач формирования географической культуры может стать формирование у обучающихся понимания применения в повседневной жизни методов географии, что, несомненно, будет обогащать географический «язык» образованного человека.



1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - № 4. - 2005. - С.2026.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
4. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010. - 240с.
5. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: монография.— М.: Прометей, 2013. — 144с.
6. Бестужев-Лада И. В. Что может дать культурология учителю // Журнал Народное образование. — 1997. — №6. — С.89-94.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
8. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. — 257 с.
9. Веденина Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия. СПб., 2004. - 378 с.
10. Веденин Ю.А., Туровский Р.Ф. Культурная география. М.: Рос. НИИ культур. и природ. наследия им. Д.С. Лихачева, 2001. — 191с.
11. Веденин Ю. А., Шульгин П. М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Известия АН СССР. серия география. — 1992. — № 3. — С.41-52.
12. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. — 336с.
13. Гладкий Ю. Н. Культурная география: трудности
институционализации // Изв. Русск. Геогр. о-ва. — 2010. — №6. — С. 23-31.
14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Культурно-исторические
макрорегионы мира // Регионо-ведение. М., — 2002. С. 147-359.
15. Григорьев А. А. Географические аспекты экологии и литература // Изв. Русск. Геогр. о-ва. — 1992. — №1. — С.34-41.
16. Григорьев А.А. География священных мест // сб. Географические проблемы ХХ века. СПб., 1998. — С. 232-248.
17. Григорьев А.А. Знаковые феномены геокультурного пространства Европейского Севера в произведениях Н. К. Рериха // Вестн. С.-Петерб. ун-та. — 2010. — № 3. — С.72-81.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ