Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности к выбору профессии
Проблема исследования выбора профессии в психолого-педагогической
литературе 7
Сущность и содержание понятия готовности к выбору старшеклассников профессии 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы формирования готовности старшеклассников к выбору профессии в условиях общеобразовательной школы
Анализ состояния готовности старшеклассников к выбору
профессии 20
Реализация программы формирования готовности к выбору профессии
старшеклассников 30
Результаты опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложения 52
Один из важней вопросов, который возникает в жизни каждого человека, - вопрос правильного выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня, в условиях постоянно меняющейся экономики чрезвычайно актуален. Все мы видим и знаем, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодому поколению становится все сложнее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. На сегодняшний день, кому не безразличен свой жизненный путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Самое главное, чтобы выбор профессии учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и осмысленно.
С одной стороны, когда мы планируем свои профессиональные перспективы - это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и добросовестного отношения за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе и, чем он будет заниматься в этом мире, должно беспокоить общество. Низкая информированность о рынке труда о своих возможностях и личной направленности позволяет нам говорить о том, что выбор профессии осуществляется практически вслепую.
Дело ухудшается еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможен. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникают, дробятся, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.
Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, но и требоваться работодателям. Она должна нравиться и быть интересной. Разумеется, прежде чем выбрать какую -либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать.
Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Также молодые люди мало информированы о содержании будущей профессии. «Знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!». Младшие школьники хотят быть: учителями, врачами, инженерами, воспитателями, полицейскими, продавцами, пограничниками, летчиками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий уменьшается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Значительную роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Ошибкам, совершаемым при выборе профессии, уделяли внимание практически все авторы, работающие над этой проблемой. Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор соображений «престижа». Но «престиж» - понятие относительное. Более ста лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.
Большое внимание этой проблеме уделяют психологи. В современной психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы выбора профессии. В настоящее время предпочтение отдается классическому подходу - всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на определенную сферу деятельности. Не малое значение в профессиональном самоопределении играет мотивация и
информированность респондентов.
На протяжении многих десятилетий ученые рассматривали и изучали различные аспекты проблемы выбора профессии. Важность ее исследования отмечали в своих работах отечественные педагоги П.П. Блонский, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.
Социальный аспект проблемы выбора профессии молодежью рассматривали ученые И.Н. Назимов, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин.
...
Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной проблемы и позволило сделать некоторые выводы.
Исследование имело целью разработать, практически реализовать и теоретически обосновать программу, обеспечивающую эффектитвнось формирования готовности старшеклассников общеобразовательных учреждений к выбору профессии.
На основе анализа научной литературы, практического опыта профориентационной работы со старшеклассниками выявлены основные психолого-педагогические предпосылки формирования готовности старшеклассников к выбору профессии.
Исходя из анализа научных подходов к проблеме выбора профессии, мы рассматриваем данное явление как направленную на соотнесение требований современного рынка труда с индивидуальными особенностями личности умственную и практическую деятельность оптанта, которая предполагает выбор оптимального варианта будущей профессиональной деятельности. В итоге такой деятельности старшеклассник должен быть подготовлен не только к принятию обоснованного решения о выборе профессии к окончанию средней школы, но и к смене профессиональной деятельности в будущем.
Мы рассматриваем формирование готовности к выбору профессии как процесс профессионального просвещения, диагностики, профессионального консультирования и частично профессиональной адаптации
старшеклассников, направленный на соотнесение требований современного рынка труда с индивидуальными особенностями личности, который предполагает выбор оптимального варианта будущей профессиональной деятельности. В итоге такой деятельности старшеклассник должен быть готов не только к принятию обоснованного решения о выборе профессии к окончанию средней школы, но и к смене специальности в рамках своей профессии в будущем.
Готовность учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии состоит из личностно-целевого, информационно-гностического и рефлексивно-оценочного компонентов, каждый из которых имеет свои критерии и показатели.
Определено, что использование разнообразных форм и методов работы, учет индивидуальных и возрастных особенностей с помощью индивидуального и дифференцированного подходов способствовали активизации школьников в профориентационной деятельности.
Установлено, что систематическое осуществление комплексной оценки готовности школьников к выбору профессии эффективно влияет на данный процесс, поскольку позволяет своевременно корректировать
профессиональные планы учащихся, стимулировать их деятельность по изучению своих индивидуальных особенностей и мира профессий; развитию умений самооценки, самоанализа, анализа профессий.
Систематическое пополнение информационной базы учащихся о себе и о мире профессий позитивно повлияло на изменения в мотивационно - потребностной сфере личности школьников (личностная готовность), что, в свою очередь, способствовало постановке цели выбора профессии, и, в соответствии с этим, - развитию умений целеполагания, анализа, сопоставления рефлексивная готовность). Важным является то, что профессиональные планы учащихся стали ориентированными не только на ближайшую, но и на более отдаленную перспективу.
...
Ананьева Т. В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. —2009. —№ 3. — С.
53-55.
Антипьев А. Профориентация молодежи: сегодня и завтра //Человек и труд. — 2012. — № 7. — С. 26-28.
Антипьев А.Г.Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. //Историческая и социально- образовательная мысль. — 2012. — № 2. — С.141-150.
Байрангулова С. Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа.— 2009. — №2. — С.39-42.
Бендюков М.А., Ступени карьеры: азбука профориентации/ Бендюков М.А., Соломин И.Л. — Спб.: Речь, 2006. — 240 с. (с. 99-107).
Бобкова Н.Д. Профориентация молодежи: теории и практики учебное пособие по курсу "Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи" / Н. Д. Бобкова, С. С. Гиль, С. В. Малин // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. — Курган, — 2009.
Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. — 2008. — № 1. — С.71-77.
Гапоненко А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. — 2006. — № 3. — С. 10.
Григорьев, Д. »Личностный рост». Опросный лист для учащихся 9 - 11-х классов. // Педагогическая диагностика. — 2007. — № 6. — С.143-146.
Дзида Г.А., Профессиональная профориентация молодежи в современных условиях / Дзида Г.А., Хапсирокова Ж.Б. // Экономика и социум. — 2014. — № 2-5 (11). — С. 538-541.
Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. —М. - 1994. - С. 19.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. — М.:
Академический проект, 2005. — С. 323
Зелинский, М. Экскурсии и профориентация. // ИД «Первое сентября» Начальная школа. — 2007. — № 22. — С.28-29.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208 с.
Камакин, О. Конкурсная игровая программа «Быть политиком хочу!» // Воспитание школьников. — 2009. — № 1. — С.51-58.
... всего 41 источников