Введение
Глава I. Правовые основы государственного контроля и надзора в Российской федерации 6
1.1 Понятие и сущность контроля и надзора в Российской Федерации 6
1.2 Принципы осуществления контроля и надзора и их реализация в сфере
образования 13
1.3 Федеральный контроль и надзор в сфере образования 22
Глава П.Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования в субъектах Российской Федерации 30
2.1 Особенности осуществления государственного контроля и надзора в сфере
образования 30
2.2 Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва как орган надзора субъекта Российской Федерации в сфере
образования в Республике Тыва 48
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Актуальность темы исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., принятая в 2001 г., основными целями развития образования в РФ определила повышение его качества, доступности и эффективности. Эти цели, безусловно, сохраняют свое значение. Но они должны быть конкретизированы применительно к настоящему этапу развития России. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования. Создание независимой общественно¬государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания - защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося. В этом контексте обеспечение доступности качественного образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи.
Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу, привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.
Вместе с тем инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. В целом повышение качества, доступности, -рфективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в ? азличные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Все вышесказанное предопределяет необходимость пристального внимания со стороны контролирующих органов и осуществления контрольно¬надзорной деятельности в сфере образования, поскольку от качества и условий образования зависит психическое, физическое состояние учащегося в настоящем и уровень его благосостояния в будущем. Именно поэтому государство взяло на себя контрольные функции в области образования, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Цель данной работы-исследование государственного контроля и надзора в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации на примере Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить понятие и сущность контроля и надзора в Российской Федерации;
- рассмотреть принципы осуществления контроля и надзора и их реализация в сфере образования;
- показать федеральный контроль и надзор в сфере образования;
- выявить особенности осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования;
- исследовать деятельность Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва как органа надзора субъекта Российской Федерации в сфере образования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением контрольно-надзорной деятельности в ; дере образования.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие государственный контроль и надзор в сфере образования.
Нормативно-правовая база. В ходе подготовки и написании данной заботы были использованы Конституция Российской Федерации, Федеральные законы № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же иные акты федеральных министерств и ведомств, Конституция Республики Тыва, законодательство Республики Тыва и иные правовые акты органов власти, в том числе Указы Главы Правительства Республики Тыва, Постановления Правительства Республики Тыва, Положение о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.
Теоретическая база. При написании данной работы были использованы научные труды, статьи, учебные пособия таких ученых, как В.Н. Кудрявцев; В.Т. Вишняков, Ю.Ф. Решетник, А.М. Тарасов и др.
Методология исследованиясоставляет сравнительно-правовой анализ, применение метода диалектики как общенаучного метода познания.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования являются одним из наиболее напряженных для администрации образовательной организации, и они должны быть вы к их визиту. И он необходим для дальнейшего улучшения качества
ты образовательных учреждений.
Государственный надзор (контроль) — это регулярный мониторинг государственными органами и их должностными лицами за дельностью не подчинённых им физических и юридических лиц, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений нормативно-правовых актов, в процессе которого могут
меняться меры государственного принуждения.
Осуществление государственного контроля (надзора) регламентируется федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Норма, указывающая на государственный контроль и надзор в сфере образования, закреплена в ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Особенности организации государственного контроля и надзора в сфере образования отражены в 93 статье Федерального закона № 273-ФЗ. Где в •вой же части обозначено, что государственный контроль и надзор в сфере образования включает в себя федеральный государственный надзор в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования, го очень важно, так как это два принципиально разных направления контроля, каждый из них имеет свой предмет контроля и свои последствия при выявлении результатов.
Выделение основных конституционно обоснованных принципов осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, последняя редакция 2017г) И СЗ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
I Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.) (с изменениями на 31.03.2016)
I Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // 03.08.1998, № 31, ст. 3823
К Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от I 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с
09.06.2017)//СЗ 07.01.2002, № 1 (ч. 1),ст. 1.
В Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации»//С331.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598 Федеральный закон РФ от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»//СЗ 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249
і Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) И СЗ 26.08.1996, № 35, ст. 4135
- Федеральный закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060
10.Федеральный закон от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» И СЗ от 16 февраля 2009 г. № 7 ст. 776
/Федерального закона от 28 декабря 2013 №412-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» И СЗ 30.12.2013, № 52
I (часть I), ст. 6977.
12-Закон Республики Тыва от 21 июня 2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в
Республике Тыва»//
.'.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009
I № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере
здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» И СЗ от 30 ноября 2009 г. № 48 ст. 5824
-^Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» // СЗ от 21 июля 2014 г. № 29 ст. 4142
'.5.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ от 12 июля 2010 г. № 28 ст. 3706;
Іб.Постановление Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» // СЗ от 12 апреля 2010 г.№ 15 ст. 1807
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок» И СЗ от 11 мая 2015 г. № 19 ст. 2825
» Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок» // СЗ от 7 декабря 2015 г. № 49 ст. 6964
Т Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования». // СЗ от 26 февраля 2007 г. № 9 ст. 1098
.Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» // Российская Газета от 8 февраля 2012 г,- Федеральный выпуск №5699.
'..Постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2011 № 39 «Об утверждении Положения Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва»;
2. Постановление Правительства Республики Тыва от 20 марта 2015 № 39 «О внесение изменений в Положение Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва» И Тувинская правда 30 марта 2015 г.
».Указ Главы Республики Тыва от 04 марта 2015 № 32 «Об организационной структуре службы по надзору в сфере образования» Официально не опубликован.
^.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22марта 2010 г. № 12
[25 Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов I начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Бюллетень «Официальные документы в образовании»,
I сентябрь 2004 г., № 25, 2.
2? Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об | утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» И журнал «Вестник образования», май 2004 г., № 10,
июль 2005 г., № 13-14
2~.Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312». Официально не опубликован
2г.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г.№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» И Российская газета от 16 октября 2013 г. №; 232
29. Приказ Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности от 11 марта 2015 № 10 «Об утверждении Положения отдела контроля и надзора в сфере образования» Официально не опубликован
30. Приказ Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности от 11 марта 2015 № 12 «Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в области образования и составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Республики Тыва» Официально не опубликован
[25 Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов I начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Бюллетень «Официальные документы в образовании»,
I сентябрь 2004 г., № 25, 2.
2? Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
I планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» // журнал «Вестник образования», май 2004 г., № 10, июль 2005 г., № 13-14
З'.Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312». Официально не опубликован
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г.№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» И Российская газета от 16 октября 2013 г. №; 232
29. Приказ Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности от 11 марта 2015 № 10 «Об утверждении Положения отдела контроля и надзора в сфере образования» Официально не опубликован
30. Приказ Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности от 11 марта 2015 № 12 «Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в области образования и составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Республики Тыва» Официально не опубликован
3 ’. Приказ Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности от 25 января 2011 года N 39 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии для проведения квалификационного экзамена при аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю»(с изменениями на: 18.01.2017). Официально не опубликован
'2.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680«0 направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
53.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 августа 2016 г. № 02-343 «О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок»;