ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ 7
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 7
1.2. Эмоциональное состояние детей старшего дошкольного
возраста 17
1.3. Формы и методы профилактики эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика эмоционального неблагополучия детей старшего
дошкольного возраста 38
2.2. Программа занятий по профилактике эмоционального
неблагополучия детей старшего дошкольного
возраста 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Важнейшим фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают разными, в зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет по жизни [8].
Проблемой влияния семьи на становлении ребенка как личности занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинскийи др.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого [2]...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сказать о том, что настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Многие психологи и педагоги уделяют большое внимание роли семьи в воспитание детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитание ребенка дошкольного возраста играет большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Типология современных семей безусловно разнообразна, но не стоит забывать, что родители сами выбирают как воспитывать ребенка, в какой семье он будет жить, буде ли он счастлив в ней. Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей превращается в социально дезадаптированную личность. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Проблема развития эмоций, их роли в поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и о становлении личности дошкольника.
Исходя из выводов теоретической части, была проведена практическая работа. В ходе исследования выяснилось, что особое внимание следует обратить коррекции застенчивости, тревожности и страхам.
Нами была предложена программа, направленная на профилактику эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Программа профилактики способствует осознанию своих эмоций, развивает способность выражать свои чувства, формирует умение распознавать эмоции других людей, формирует умение выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами и обучает приемам регуляции и саморегуляции...
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. 215 с.
2. Аверин В. Эмоциональное неблагополучие семьи // Социальная педагогика. 2004. №. 3. С. 7 - .
3. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб. Москва. 2001. С. 285 - 319.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. №4. С. 32-38.
6. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / Под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цимбала ПМЦС» Озон», 2001.
7. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. Спб.: Питер, 2007. 256 с.
8. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 520с.
9. Казьмин А. М. и др. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников //Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. №. 3. С. 62-75.
10. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной. СПб.: Питер, 2000. 352 с.
11. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2012. 960 с.
12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.:
Академиа: Смысл, 2015.-352с.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 2014. 575 с.
15. Макаренко А.С. О воспитании / Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. 415с...30