Введение 4
Глава I. Внимание учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Понятие «внимание», свойства и виды 7
1.2. Особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с
психическим недоразвитием 12
1.3. Психодиагностические методики для изучения внимания учащихся
младшего школьного возраста с психическим недоразвитием 17
Выводы по первой главе 22
Глава II. Исследование особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием 24
2.1. Организация и описание методов исследования внимания учащихся
младших классов с психическим недоразвитием 24
2.2. Результаты исследования особенностей внимания учащихся младшего
школьного возраста с психическим недоразвитием 29
Выводы по второй главе 35
Глава Ш.Коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием 37
3.1. Принципы построения и проведения коррекционно-развивающих
программ 37
3.2. Коррекционно-развивающая программа направленная на развитие
внимания учащихся школьного возраста с психическим недоразвитием 42
3.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию
свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием 54
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 72
Актуальность исследования.
Проблема изучения внимания детей с психическим недоразвитием остается наиболее актуальной, так как она является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка. Обычно психическое недоразвитие диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. Психическое недоразвитие проявляется: в пониженном общем запасе знаний, в ограниченности представлении, в малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы, а нарушения в интеллектуальной сфере выражены не резко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Учащиеся младших классов с психическим недоразвитием, имеющие слабую нервную систему, характеризуются неустойчивым, поверхностным вниманием. В качестве базовой причины называют расстройство деятельности центральной нервной системы, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами. В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения.
Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств, приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей. От его развития и организации зависят качество и успешность усвоения и понимания учебного материала. С вниманием связаны познавательные процессы, внимание является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание выступает как фактор удержания информации, для мышления - как фактор правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.
Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.Ф. Добрынин. Так же проблемы психического развития исследовали зарубежные исследователи: А. Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо.
Цель работы: теоретически обосновать и составить коррекционно - развивающую программу, направленную на развитие внимания у учащихся младших классов с психическим недоразвитием...
Из анализа литературы, мы установили, что проблема изучения внимания является актуальной.
На основании вышеизложенных материалов теоретического анализа по определению понятий и проблем внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием, можно сделать вывод.
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Психологическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. Наиболее типичной формой психического недоразвития является умственная отсталость.
Выделяют следующие особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием: нарушения концентрации внимания; неадекватные колебания внимания; чрезвычайно ограниченный объем внимания; неумение сосредоточиться на существенных признаках.
Исследование особенностей свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно¬
обобщающий. В качестве базы исследования мы выбрали муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №156» (МБОУ СШ № 156) г. Красноярска.
Исходя из полученных данных психодиагностического исследования, следует, что у учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием преобладает низкий уровень развития внимания, так как практически у всех испытуемых такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключение, перераспределение, не развиты в полной мере. Поэтому для данной категории учащихся необходимо проведение коррекционно¬развивающей работы.
С целью повышения общего уровня внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием нами разработана специальная коррекционно-развивающая программа. Программа направлена на коррекцию свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема) учащихся данной категории, составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и требованиями основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В работе представлены рекомендации для родителей по развитию свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Использование родителями данных рекомендаций позволит приблизить развитие свойств внимания их детей на соответствующий или приближенный к норме уровень.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.
1. Абасалиева, А. З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития / А. З. Абасалиева // Теория и практика современной науки. - 2017. - С.915-922.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов /
Г. С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 811 с. - // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/366867 (дата обращения: 10.04.2021).
3. Арскиева, З. А. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста / З. А. Арскиева, М.В. Ажиев // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. - 2016. - С. 24-29.
4. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Т. П. Артемьева // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С.41-52.
5. Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие / Т. П. Артемьева, Г. А Карпова. - Екатеринбург, 1998. - 153 с.
6. Афанасьева, А. В. Развитие произвольного внимания младших школьников в образовательном процессе / А.В. Афанасьева // Теория и практика современной науки. - 2015. - С. 1517-1520.
7. Бабкина, Н. В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина //Клиническая и специальная психология. - 2016. -Т.6. - № 1. - С.138-156. https://ikp-rao.ru/txt/1524138122845.pdf
8. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога / Н. В. Бабкина. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 79 с.
9. Бабкина, Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического здоровья / Н. В. Бабкина // Интегрированное инклюзивное образование. - 2016. - №2. - С. 53-59. https://ikp-rao.ru/txt/1524138788198.pdf
10. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. - М.: Наука, 2020. - 212с.
11. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - М.: Когнито-центр, 2013. - 192 с.
12. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 132 с.
13. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2012. - 455 с.
14. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - 2009. - М.: АСТ-Москва. - 811 с.
15. Бондоренко, Е. А. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития / Е.А. Бондоренко // Форум молодых ученых. - 2017. - №2. - С.24-29...96