ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема восприятия в психологии 9
1.2. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы особенностей восприятия
учащихся младшего школьного возраста 24
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 37
2.1. Организация, методы и методики исследования 37
2.2. Особенности восприятия учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 46
Выводы по второй главе 59
ГЛАВА III Психологическая программа коррекции восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 62
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции восприятия
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 62
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 67
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 87
Выводы по третьей главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 122
Актуальность исследования. В течении всей жизни человек находится в постоянно меняющимся информационном потоке. Наш организм улавливает огромное разнообразие звуковых, зрительных, тактильных и др. раздражителей. Где бы мы не находились и чем бы не занимались наши сенсорные системы помогают нам ощутить все окружающее нас пространство, а ЦНС объединяет весь поток поступившей информации в единую картину нашего мира. Процесс восприятия является ведущим психическим процессом, который сопровождает нас в течении всей жизни и возникает он уже во внутриутробном развитии ребенка.
Важность данного процесса является огромной и его изучение является актуальнейшей задачей современной психологии. Изучением этой проблемы занимались такие ученные, как Л.С. Выготский (1999), А.Н. Леонтьев (1983, А.Р. Лурия (2003), Л.С. Рубинштейн (1986), В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон и др.
В течении своего развития ребенок постоянно осваивает данные природой задатки восприятия и постепенно усовершенствует, начинает управлять ими. Постепенно процесс восприятия из непроизвольного, неуправляемого становиться произвольным и тогда мы сами решаем какая часть информационного потока нам необходима. Освоение своего тела, умение управлять им, это тоже часть задач восприятия, т.к. представление о «схеме тела», саматогнозис необходимы нам для координации действий своего тела в процессе жизнедеятельности.
В дошкольном возрасте ребенок приходит большой путь в развитии всех сенсорных и двигательных систем, участвующих в процессе восприятия, к школьному возрасту его навыки и умения должны достигнуть определенного уровня произвольности. Для освоения нового вида деятельности и успешного прохождения образовательной программы младшему школьнику необходимо обладать рядом навыков и умений: достаточным уровнем развития всех свойств восприятия; хорошо сформированной мелкой и крупной моторикой; умением выделять необходимую информацию из всего поступающего информационного потока; контролировать свое поведение в процессе обучения и др...
Мы живем в очень ярком, красочном мире, наполненным звуками, окрашенным в разнообразные цвета и их оттенки, с ощущением волнующих нас прикосновений окружающей среды. Запахом цветов, вкусом приятных для нас блюд, ощущением жаркого солнца или приятной прохладой воды, прикосновением мягкой травы к нашем босым ногам или твердых камней на берегу моря. Мы слышим, видим, чувствуем и воспринимаем весь комплекс ощущений окружающего нас мира людей и животных, взаимодействуем с ним и получаем удовольствие от этого.
Получить эти приятные для нас ощущения, эмоции помогает нам процесс восприятия, который представляет собой постоянный и непрекращающийся процесс сбора, анализа и синтеза всей сенсорно - перцептивной информации. Генетически заложенным в нас природой этот процесс жизненно нам необходим и поэтому он на непроизвольном уровне постоянно функционирует для обеспечения безопасности нашего организма, но мы так же можем управлять им для достижений своих жизненных целей и тогда он становиться произвольным. Восприятие обладает рядом свойств: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность (катигориальнсть), апперцепция которые помогают нам увидеть мир во всех его проявлениях и ориентироваться в нем. Основными видами восприятия считаются: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Кроме них мы рассматривали восприятие собственного тела или саматогнозис, восприятие пространства и квазипространственные представления (понимание и словесное обозначение пространственных расположений объектов относительно друг друга). Представители гештальтпсихологии выделили ряд принципов восприятия: близости, замыкания, сходства, непрерывности, простоты, фигура-фона.
Множество ученых изучали восприятие с разных сторон: как физиологический, когнитивный, поведенческий, двигательный,
нейропсихологический процесс и др. Такие ученые, как И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, В. Вунд, Э. Титчер, К. Коффка, У. Найссер и др.
Процесс восприятия формируется еще внутриутробном развитии плода на ранних стадиях онтогенеза. Учеными доказано, что плод воспринимает внешний мир частично через органы и системы матери (запахи и вкусовые ощущения), но на более позднем сроке беременности он самостоятельно слышит звуки и видит свет через живот мамы, реагирует на них. Новорожденные дети уже испытывают гамму разнообразных ощущений, которые позже объединяются в единый перцептивный образ.
К школьному возрасту дети проходят значительный путь своего развития, также и процесс восприятия с каждым годом усложняется, появляются новые тонкости восприятия (оттенки цветов, звуков, чувственных ощущений), дети уже умеют контролировать и направлять свое внимание на воспринимаемый объект или явление. Конечно , в младшем школьном возрасте у детей все еще недостаточно дифкренцированн процесс восприятия, слабость произвольности внимания, эмоциональность, анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения и преобладает случайность и т.д. Дети этой возрастной группы очень активны и любознательны, коммуникабельны и эмоциональны, их познавательный интерес растет с появлением все больших умений и навыков, происходит смена доминирующего вида мышления с наглядно-действенного на абстрактно-логическое...
1. Алексеева М.А., Спиридонова В.Н. «Приемы развития слухового
восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных
исследований (АПНИ), 2022. https://apni.ru
2. Афанасьева Р.А. (1996г.) диссертационная работа «Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы».
2. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб. Питер, 2001 — 288 с.
4. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - Москва: ACADEMIA, 2003. - 59с.
5. Барабанщиков В.А. (2006г.) Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса
6. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман. -пед. ун-та, 2018 - 174 с.
7. Барышникова Е.В Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 - 174 с.
8. Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018 — 391 с.
9. Богданова А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.
- Санкт-Петербург, 2004. - 20 с.
10. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова; Нац.
исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012 — 526с.
11. Блюмина М.Г. Клинические проявления олигофрении у детей в предшкольном и младшем дошкольном возрасте [Текст] : Автореферат дис. на соискание учен. степени канд. мед. наук / Второй Моск. гос. мед. ин-т им. Н. И. Пирогова. - Москва: [б. и.], 1966
12. Водяха С.А. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. Электрон. дан. - Екатеринбург: 2018
13. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание ййрз://бмэ.орг/
14. Ванюхина Н.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н. В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание (Институт ЭУП), 2014. - 132 с.
15. Венгер Л.А. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,1995. -144с.: ил...100