ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильному звукопроизношению 9
1.3. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с ОНР .. 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 22
2.1. Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с
ОНР 22
2.2. Методы и приемы констатирующего этапа эксперимента 26
2.3. Формирующий этап 35
2.4. Контрольный этап 39
2.5. Методические рекомендации по формированию правильного
звукопроизношения при ОНР 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время среди детей дошкольного возраста часто встречается такое отклонение, как общее недоразвитие речи. Все авторы, занимавшиеся изучением этой проблемы, отмечают стойкость данного дефекта и низкую динамику его преодоления.
Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна.
О важности данного вопроса говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение звуковой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
В настоящее время в современной практике образования была выявлена следующая проблема: появилась новая категория детей с ОНР, помимо псевдобульбарного компонента имеющих деформацию звуко-слогового уровня, как элемента корковой дизартрии. Можно сказать, что у этих детей наблюдается смешанная форма дизартрии.
Цель исследования - изучить особенности нарушений и формирования фонетической структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - фонетическая структура слова у детей с ОНР.
Предмет исследования - особенности нарушений фонетической структуры слова при ОНР и методы по его устранению.
Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются стойкие нарушения фонетической структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы через использование комплекса игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям звукопроизношения.
2. Рассмотреть формирование правильного звукопроизношения в онтогенезе у детей.
3. Выявить особенности формирования и коррекции нарушений звукопроизношения слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести исследование нарушений правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Разработать комплекс игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения.
6. Выявить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе работы над звукопроизношением у дошкольников с общим недоразвитием речи, у детей повысится уровень развития фонематического восприятия и правильное звукопроизношение.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной и методической литературы по теме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
База исследования: МБДОУ детский сад «Чебурашка» села Чыраа- Бажы Дзун-Хемчикского района.
Организация и методика исследования:
1. Констатирующий эксперимент. Изучение нарушения звукопроизношений у группы детей с общим недоразвитием речи.
2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений с помощью логопедической работы.
3. Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений правильного звукопроизношения у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
Хорошо развитая речь- это один из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, который имеет важное значение для формирования полноценной личности дошкольников.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет правильная организация логопедических методик. Методика логопедического воздействия - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий. Нужно сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.
С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.
В ходе работы по исправлению нарушения произношения звуков были подобраны специальные игры, задания, упражнения, направленные на стимулирование произношения свистящих с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР.
В коррекционной работе в рамках настоящего исследования учитывалась особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, а также стремление к его усвоению при помощи зрительного восприятия, которое помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения.
Исходя из описанного проведенного экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы.
Сравнительный анализ итогов обследования показал значительное улучшение качества звукопроизношения у дошкольников. Дефект произношения значительно сократился.
Эффективность занятий повышалась за счет использования на занятиях различных логопедических упражнений, а именно изолированного произношения, автоматизации в слогах, автоматизация в словах (вначале, середине и в конце), в предложениях.
Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что логопедические занятия, особенно интенсивные, очень хорошо развивают детскую речь и позволяют устранить
ее недостатки.
На основе выявленных проблем, нами были разработаны конкретные рекомендации по улучшению речи детей с ОНР.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - С. 145.
2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения, Ставрополь, 2006. - С. 136.
3. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. - С.- П., 2005. - С. 209.
4. Балобанова В.П., Богданова Л., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - С¬167.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. 305
6. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2004. - С. 315.
7. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте.
- М.: Айрис-Пресс, 2005. - С. 234.
8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 255.
9. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: 1 период обучения. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - С. 300.
10. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. - М., 2004. - С. 156
11. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- С. 321.
12. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 - 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб, 2002. - С.256
13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом —Литера”, 2004. - С. 178.
14. Коваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения. - М., 1999. - С.189.
15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002. - С. 345.
16. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. - М.: ГНОМ и Д, 2006. - С. 145.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 2001. - С. 345.
18. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). - М.: Гном и Д, 2000-2001. - С. 256.
19. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 90.
20. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. СПб, Союз, 2000. - С. 378.
21. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. —Дефектология”/ Л.С.Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 2000. - С. 300.
22. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. - М., 2000. - С. 213.
23. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2000. - С. 223.
24. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. -М., 2003. - С. 256.
25. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. - 278 с.
26. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. - М., 2001. - 294 с.
27. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. - Ростов-на-Дону, 2003. - 187 с.
28. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. - М., 2005. - 431 с..
29. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001. - 217 с..
30. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор- составитель: Большакова С.Е. - М.: А.П.О., 2000. - 172 с.
31. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). - СПб.: —ДЕТСТВО¬ПРЕСС”, 2002. - 294 с.
32. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 196 с.
33. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 2000. - 285 с.
34. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 2001. - 183 с.
35. Филичева Т. Б., Чиркина В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ст. гр. детского сада). - М., 2001. 167 с.
36. 58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2000. - 271 с.
37. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 2000. - 320 с.
38. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 245 с.
39. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988. 123 с.
40. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. - Издательский центр —Академия”, 2003. - 267 с.
41. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей - М.: Академия, 2006. - 314 с.
42. Ушакова Т. Н. Психолингвистика: учебник для гуманитарных специальностей. - СПб. : Питер, 2000. - С. 135.