Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №168289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 8
1.1 Психофизиологические механизмы письма 8
1.2 Психолого - педагогическая характеристика школьников с умственной
отсталостью 22
1.3. Нарушение письма у детей с умственной отсталостью 31
1.4 Обзор методик коррекции дисграфии у школьников с легкой степенью
умственной отсталости 33
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-Х КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 40
2.1. Цель. Задачи. Методики исследования 40
2.2 Анализ результатов 45
2.3 Методические рекомендации по коррекции дисграфии 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 93
Приложения 99


Актуальность темы исследования. Проблема нарушения письма очень распространена среди школьников с умственной отсталостью и на прямую влияет на учебные успехи ребенка. Причина проявления кроется в общем недоразвитии речи. В таком случае нарушены все компоненты речевой системы: у школьника нарушено произношение и восприятие звуков, с трудом осваивает грамматический строй речи, школьник обладает скудным словарным запасом. Нарушения интеллекта еще больше усугубляет этот процесс. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо и «расшифровки» буквенных символов - чтение. Человеку, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными, почти как дыхание. Если проанализировать их природу, окажется, что они достаточно сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.
Согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования (ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая разработана в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" к результатам освоения письма к школьнику старшей школы с интеллектуальными нарушениями предъявляются следующие требования:
- обучающиеся должны четко знать понятие и значение в речи таких частей речи как имя существительное, имя прилагательное? глагол, числительное, наречие, местоимение, предлог. Правильно употреблять в написании письменных работ;
- уметь определять и строить простые предложения и сложные предло-жения, распространенные и нераспространенные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения;
- определять границы предложения;
- владеть умением устанавливать последовательность предложений в тексте. Связывать предложения в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, повтора существительного, наречий, синонимической замены);..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


О проблеме нарушения письма у детей с легкой степенью умственной отсталости заговорили очень давно. В середине XX века Р.Е. Левина внесла огромный вклад в развитие отечественной логопедии - создала концепцию общего недоразвития речи. Автор этой концепции разработала научные подходы к преодолению нарушений письменной речи, занимаясь изучением проблемы неуспеваемости у школьников. Научными преемниками и последователями научной теории Р.Е. Левиной были продолжены исследования нарушений письма (Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова), которые способствовали разработке методики диагностики и коррекции дисграфии у школьников.
Современными исследователями продолжается работа по уточнению и расширению научно-теоретических представлений о нарушении письменно- речевой деятельности и совершенствованию технологии логопедического воздействия на данный дефект О.А. Азова, О.А. Величенкова, Ю.Е. Вятлева, О.В. Елецкая, А.Н.Корнев, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова и многие другие.
Данные авторы являются создателями известных учебников и практических пособий, благодаря которым учителя-логопеды образовательных учреждений могут выстроить верный образовательный маршрут для коррекции нарушений письменной речи.
В своей работе мы провели мониторинг состояния письма среди детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией в 6 классах. По его результатам был сделан вывод: артикуляторно-акустической и акустической дисграфий, у исследуемых детей не выявлено, т.к у всей группы детей в звукопроизношении и в дифференциации звуков нарушений не наблюдается. Оптическая дисграфия, проявляющаяся на фоне искажения оптического образа букв наблюдается только лишь в пропусках элементов букв, когда соседние буквы имеют одинаковые элементы. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза у исследуемых детей проявляется
на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании предлогов, в раздельном написании одного слога (когда приставка или начальная буква или слог напоминают предлог или союз), слитного написания слов и слов-контаминаций не выявлено. В письменных работах дети показали искажения звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, пропуски слогов, добавление букв и слогов в исследуемых работах очень редкое явление, перестановки букв и слогов отсутствуют). В большом количестве в работах детей выявлена аграматическая дисграфия, проявляющаяся как на уровне слова и словосочетания так и на уровне предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей.
Большая часть ошибок в письменных работах относятся к дизорфографическим. Мы предполагаем, что это может быть связано с неспособностью применять на практике правила орфографии. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.
По результатам проведенной диагностики были подобраны коррекционно-развивающие упражнения, которые помогут детям с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией преодолеть их ошибки.
Для того чтобы профилактическая работа проходила эффективно, учителю-логопеду необходимо работать совместно с учителем и специалистами психолого-педагогического сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог). При своевременно начатой работе и соблюдении всех методических требований проблемы нарушения письменной речи будут скорректированы.
Подводя итоги, на основании вышесказанного, считаем, что выводы и результаты данного исследования могут быть использованы для решения практических задач учителями - логопедами на этапе выявления и профилактики дисграфии с учащимися.
Полученные в ходе исследования результаты могут иметь практическое значение в качестве рекомендаций для учителей и родителей, воспитывающих детей с нарушениями письма.
Таким образом, можно заключить, что цель исследования - анализ выявления особенностей проявления дисграфии у школьников с легкой степенью умственной отсталости в 6-х классах и подбор методического комплекса коррекционно-развивающих упражнений по коррекции данного нарушения - достигнута, основные задачи - выполнены, а исследование - успешно завершено.



1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. Гос. Пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2014.
3. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: «Российское психологическое общество», 2008. С. 289¬298.
4. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.
5. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: Нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. — 1997. №3.
6. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.
7. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 2007. №3. С 38-42.
8. Беляева И.В. Психология умственно отсталого школьника // И.В. Беляева. - М., 2012. - 160 с.
9. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / /Д.И. Бойков. - М., 2005. - 288 с.
10. Вернадская М. Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Автореф. дис.канд. психол. наук. — М., 2009.
11. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка //Сост. А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. -155 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2005.
13. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. — М., 1996.
14. Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А. Олигофренопедагогика: учеб., пособие для вузов. - М.:Дрофа, 2009 год.-397 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М., 2007. -301 с...61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ