Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Проблема восприятия в психологии 10
1.2. Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте... .18
1.3. Современное состояние изучения проблемы зрительного восприятия
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эксперементальное изучение зрительного восприятия в учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 35
2.1. Организация, методы и методики исследования зрительного
восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 35
2.2. Особенности зрительного восприятия учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития 40
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Психологическая коррекция зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции зрительного
восприятия учащихся с нарушением интеллектуального развития 51
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 57
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 81
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Приложения 95
Актуальность исследования
Проблема обучения и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма актуальной в современном мире, в том числе, и в нашей стране. Среди множества функциональных нарушений в состоянии здоровья детей интеллектуальная недостаточность является одним из наиболее распространенных и тяжелых дефектов развития ребенка по влиянию на его познавательную деятельность, развитие его организма и личности, социальным последствиям. Статистические данные национальных и международных организаций свидетельствуют о том, число детей с недостатками интеллектуального развития достаточно велико и возрастает во многих странах или регионах стран, при этом интеллектуальные нарушения у детей характеризуются стойкостью и сложностью. Ситуация в Российской Федерации в этом плане мало отличается от ситуации в странах Европы и в США. По данным Министерства образования и науки РФ (с 2018 года - Министерство просвещения РФ), Министерства здравоохранения РФ, Научного Центра здоровья детей РАМН:
• около 30% младших школьников не справляются с требованиями стандартной школьной программы;
• 10 % (в некоторых регионах до 20%) младших школьников имеют ту или иную степень интеллектуальной недостаточности;
• нарушения интеллектуального развития являются одной из ведущих причин инвалидизации детей младшего школьного возраста в последние годы.
Вся психическая деятельность ребенка с нарушениями интеллектуального развития глубоко своеобразна; для таких детей характерны разнообразные нарушения в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов и в эмоциональной сфере; нередко у них наблюдаются нарушения в физическом развитии. В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллектуальные расстройства таких детей, которые проявляются в разных сферах деятельности и поведения, главным образом, - в учебной деятельности.
При интеллектуальной недостаточности оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Установлено, что дети с нарушениями интеллектуального развития имеют нарушения восприятия.
В силу нарушений восприятия дети с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения (или вовсе не могут)
• самостоятельно правильно ориентироваться в окружающей действительности;
• самостоятельно организовать свою деятельность и поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей;
• адекватно воспринимать свои собственные действия и их результаты (а значит, обратные связи, регулирующие взаимодействие с внешним миром); имеют низкий уровень обучаемости...
Целью исследования явилось изучение особенностей зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития; разработка и реализация программы психологической коррекции зрительного восприятия у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
В современном мире весьма актуальной является проблема адаптации в мире и обучения детей с недостатками интеллектуального развития. Вся психическая деятельность ребенка с нарушениями интеллектуального развития глубоко своеобразна; для таких детей характерны разнообразные нарушения в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов. При интеллектуальной недостаточности оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Установлено, что дети с нарушениями интеллектуального развития имеют нарушения восприятия, которые детерминируют серьезные проблемы для них и их родственников и в повседневной жизни, и в процессе обучения. В силу нарушений восприятия дети с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения (или вовсе не могут) самостоятельно правильно ориентироваться в окружающей действительности; самостоятельно организовать свою деятельность и поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей; адекватно воспринимать свои собственные действия и их результаты; имеют низкий уровень обучаемости.
Развитием восприятия младших школьников, а также проблемами восприятия занимались многие психологи: И.М. Сеченов, 1997; А.Р. Лурия, 1967; Л.С. Выготский, 1925; Е.О. Смирнова, 2000; Д.Н. Узнадзе, 1939; Ф. Олпорт, 1970; Ч. Осгуд, 1970; К. Левин, 1937; К. Коффка, 1921; М. Вертгеймер, 1913; Г. Крайг, 2000 и др.
Установлено, что интеллектуальные нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью «выпуклыми» становятся именно в школьные годы. С другой стороны, известно, при что своевременной (как можно более ранней) правильной организации обучения и воспитания многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скорректированы и даже предупреждены.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств восприятия данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллектуального развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
— Методика «Узнавание предметов на зачумленных рисунках» (А.Р. Лурия) [38]
— Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов) [38]
— Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко) [46]
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого¬педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных...
1. Алиев Н. Р. Физическая подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе занятий пауэрлифтингом // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва. 2017.
167 с.
2. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред.Б. Мещеряков, В. Зинченко. - URL: СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
3. Величковский Б. М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия// -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973, 19—39с.
4. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение : развитие восприятия в онтогенезе / Л.А. Венгер. - Москва // Хрестоматия по психологии : учебное пособие / сост. В.В. Мироненко ; ред. А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1977. - С. 356-360.
5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер. — М. : Прогресс, 1987. — 336 с.
6. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Академия, 2002.
7. Воробьева, А. Д. Построения современной теории восприятия в философии теории. // Logos et Praxis. — 2015. — № 2. — С.89.
8. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. - М.: КомКнига, 2007. -
168 c.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982-1984.
10. Выготский С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема развития в структурной психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Основы психологического развития. - М.: Педагогика, 1994. - 257 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский ; Сост. авт. вступит.ст. и библиограф. Т. М. Янфанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
13. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский - СПб.: Ларь, 2003. - 656 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. - 671 с.
15. Гамезо М. В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. - М.: Пед. общество России, 1999...68