Психологическая коррекция коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
|
Введение 3
Глава 1 Проблема коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 8
1.1. Сущность понятия коммуникативные навыки 8
1.2. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста с
расстройством аутистического спектра 16
1.3. Особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 34
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов 39
Выводы по второй главе 52
Глава 3 Программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 54
3.1 Научно-методические основы программы психологической коррекции .. 54
3.2 Содержание программы психологической коррекции 67
Выводы по третьей главе 78
Заключение 82
Список литературы 84
Приложения 94
Глава 1 Проблема коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 8
1.1. Сущность понятия коммуникативные навыки 8
1.2. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста с
расстройством аутистического спектра 16
1.3. Особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 34
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов 39
Выводы по второй главе 52
Глава 3 Программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 54
3.1 Научно-методические основы программы психологической коррекции .. 54
3.2 Содержание программы психологической коррекции 67
Выводы по третьей главе 78
Заключение 82
Список литературы 84
Приложения 94
Актуальность исследования: Проблема коммуникативных навыков на сегодняшний день является одной из важнейших тем среди научного психологического сообщества. Ее изучением занимались многие ученые - исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн. В своих научных трудах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявский, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, А.А. Люблинская раскрывали особенности коммуникации младших школьников.
Коммуникация занимает одно из важнейших мест среди факторов, способствующих успешной социализации человека в современном обществе. В психологии коммуникация рассматривается как одно из наиболее важных условий развития всех сфер жизнедеятельности ребенка, помимо этого, умение коммуницировать является залогом успешной адаптации ребенка в обществе. Большинству детей коммуникативный процесс дается без особого труда, однако, есть категория детей, которым это дается с огромным трудом.
Проблема психологической коррекции коммуникативных навыков приобретает свою актуальность в контексте ее осмысления относительно детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Учащиеся начальных классов с расстройством аутистического спектра испытывают серьезные трудности в процессе коммуникации. Нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в поведении, зацикленность, дезадаптивное поведение, неумение контролировать эмоции - лишь малая часть тех трудностей и проблем, что испытывают дети с расстройством аутистического спектра ежедневно.
Важнейшей задачей психолога является психологическая коррекция коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которая поможет им овладеть рядом необходимых навыков для успешной социализации.
В связи с вышеизложенным, необходимо разработать, описать и апробировать программу психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра для того, чтобы психологи в дальнейшем могли применять ее в своей профессиональной практике.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать на практике психологическую программу коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Объект исследования: уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: методы психологической коррекции
коммуникативных навыков...
Коммуникация занимает одно из важнейших мест среди факторов, способствующих успешной социализации человека в современном обществе. В психологии коммуникация рассматривается как одно из наиболее важных условий развития всех сфер жизнедеятельности ребенка, помимо этого, умение коммуницировать является залогом успешной адаптации ребенка в обществе. Большинству детей коммуникативный процесс дается без особого труда, однако, есть категория детей, которым это дается с огромным трудом.
Проблема психологической коррекции коммуникативных навыков приобретает свою актуальность в контексте ее осмысления относительно детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Учащиеся начальных классов с расстройством аутистического спектра испытывают серьезные трудности в процессе коммуникации. Нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в поведении, зацикленность, дезадаптивное поведение, неумение контролировать эмоции - лишь малая часть тех трудностей и проблем, что испытывают дети с расстройством аутистического спектра ежедневно.
Важнейшей задачей психолога является психологическая коррекция коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которая поможет им овладеть рядом необходимых навыков для успешной социализации.
В связи с вышеизложенным, необходимо разработать, описать и апробировать программу психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра для того, чтобы психологи в дальнейшем могли применять ее в своей профессиональной практике.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать на практике психологическую программу коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Объект исследования: уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: методы психологической коррекции
коммуникативных навыков...
В рамках данной работы был проведён теоретический анализ проблемы коммуникативных навыков. В отечественной психологии коммуникативный процесс, при котором непременно используются коммуникативные навыки, рассматривается как одно из наиболее важных условий развития личностной, познавательной и социальной сферы ребенка, кроме того, коммуникация является залогом успешной адаптации ребенка в современном мире.
Также в работе были описаны психологические особенности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, а также особенности коммуникативных навыков детей данной группы. Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте испытывают серьезные трудности в коммуникативном процессе с людьми. Характерными особенностями детей с такими ментальными нарушениями являются: нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в занятиях, неустойчивость неконтролируемые эмоции, дезадаптивное поведение.
В работе также представлено проведённое нами исследование уровня развития коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра на базе одной из школ г. Норильска. Было выяснено, что низкий уровень коммуникативных навыков наблюдается у 68% школьников, что является существенным показателем. Кроме этого, в рамках исследования были определены критерии коммуникативных навыков.
Анализ научной литературы, проведение собственного исследования уровня коммуникативных навыков, изучение научно-методических основ психологической коррекции позволили определить подходящие инструменты психологической работы, необходимые для повышения уровня коммуникативных навыков. В результате чего была создана, описана и апробирована на практике программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста, что являлось целью данной работы. Программа психологической коррекции коммуникативных навыков с состоит из индивидуальных и групповых занятий. Программа полностью соответствует принципам и методам психологической коррекции и базируется на фундаментальных положениях психологии.
Для изучения эффективности программы было проведено исследование на основе модифицированной методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра». Гипотезой исследования являлось то, что проведение программы психологической коррекции позволяет повысить уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. В результате исследования, у экспериментальной группы, участвующей в программе психологической коррекции уровень коммуникативных навыков в среднем повысился на 25%, появился средний и высокий уровень коммуникативных навыков...
Также в работе были описаны психологические особенности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, а также особенности коммуникативных навыков детей данной группы. Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте испытывают серьезные трудности в коммуникативном процессе с людьми. Характерными особенностями детей с такими ментальными нарушениями являются: нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в занятиях, неустойчивость неконтролируемые эмоции, дезадаптивное поведение.
В работе также представлено проведённое нами исследование уровня развития коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра на базе одной из школ г. Норильска. Было выяснено, что низкий уровень коммуникативных навыков наблюдается у 68% школьников, что является существенным показателем. Кроме этого, в рамках исследования были определены критерии коммуникативных навыков.
Анализ научной литературы, проведение собственного исследования уровня коммуникативных навыков, изучение научно-методических основ психологической коррекции позволили определить подходящие инструменты психологической работы, необходимые для повышения уровня коммуникативных навыков. В результате чего была создана, описана и апробирована на практике программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста, что являлось целью данной работы. Программа психологической коррекции коммуникативных навыков с состоит из индивидуальных и групповых занятий. Программа полностью соответствует принципам и методам психологической коррекции и базируется на фундаментальных положениях психологии.
Для изучения эффективности программы было проведено исследование на основе модифицированной методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра». Гипотезой исследования являлось то, что проведение программы психологической коррекции позволяет повысить уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. В результате исследования, у экспериментальной группы, участвующей в программе психологической коррекции уровень коммуникативных навыков в среднем повысился на 25%, появился средний и высокий уровень коммуникативных навыков...
Подобные работы
- Альтернативная дополнительная коммуникация в развитии коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019





