Введение 3
Глава 1 Проблема коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 8
1.1. Сущность понятия коммуникативные навыки 8
1.2. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста с
расстройством аутистического спектра 16
1.3. Особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного
возраста с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 34
2.1. Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 34
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов 39
Выводы по второй главе 52
Глава 3 Программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра 54
3.1 Научно-методические основы программы психологической коррекции .. 54
3.2 Содержание программы психологической коррекции 67
Выводы по третьей главе 78
Заключение 82
Список литературы 84
Приложения 94
Актуальность исследования: Проблема коммуникативных навыков на сегодняшний день является одной из важнейших тем среди научного психологического сообщества. Ее изучением занимались многие ученые - исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн. В своих научных трудах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявский, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, А.А. Люблинская раскрывали особенности коммуникации младших школьников.
Коммуникация занимает одно из важнейших мест среди факторов, способствующих успешной социализации человека в современном обществе. В психологии коммуникация рассматривается как одно из наиболее важных условий развития всех сфер жизнедеятельности ребенка, помимо этого, умение коммуницировать является залогом успешной адаптации ребенка в обществе. Большинству детей коммуникативный процесс дается без особого труда, однако, есть категория детей, которым это дается с огромным трудом.
Проблема психологической коррекции коммуникативных навыков приобретает свою актуальность в контексте ее осмысления относительно детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Учащиеся начальных классов с расстройством аутистического спектра испытывают серьезные трудности в процессе коммуникации. Нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в поведении, зацикленность, дезадаптивное поведение, неумение контролировать эмоции - лишь малая часть тех трудностей и проблем, что испытывают дети с расстройством аутистического спектра ежедневно.
Важнейшей задачей психолога является психологическая коррекция коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которая поможет им овладеть рядом необходимых навыков для успешной социализации.
В связи с вышеизложенным, необходимо разработать, описать и апробировать программу психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра для того, чтобы психологи в дальнейшем могли применять ее в своей профессиональной практике.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать на практике психологическую программу коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Объект исследования: уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: методы психологической коррекции
коммуникативных навыков...
В рамках данной работы был проведён теоретический анализ проблемы коммуникативных навыков. В отечественной психологии коммуникативный процесс, при котором непременно используются коммуникативные навыки, рассматривается как одно из наиболее важных условий развития личностной, познавательной и социальной сферы ребенка, кроме того, коммуникация является залогом успешной адаптации ребенка в современном мире.
Также в работе были описаны психологические особенности детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, а также особенности коммуникативных навыков детей данной группы. Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте испытывают серьезные трудности в коммуникативном процессе с людьми. Характерными особенностями детей с такими ментальными нарушениями являются: нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в занятиях, неустойчивость неконтролируемые эмоции, дезадаптивное поведение.
В работе также представлено проведённое нами исследование уровня развития коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра на базе одной из школ г. Норильска. Было выяснено, что низкий уровень коммуникативных навыков наблюдается у 68% школьников, что является существенным показателем. Кроме этого, в рамках исследования были определены критерии коммуникативных навыков.
Анализ научной литературы, проведение собственного исследования уровня коммуникативных навыков, изучение научно-методических основ психологической коррекции позволили определить подходящие инструменты психологической работы, необходимые для повышения уровня коммуникативных навыков. В результате чего была создана, описана и апробирована на практике программа психологической коррекции коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста, что являлось целью данной работы. Программа психологической коррекции коммуникативных навыков с состоит из индивидуальных и групповых занятий. Программа полностью соответствует принципам и методам психологической коррекции и базируется на фундаментальных положениях психологии.
Для изучения эффективности программы было проведено исследование на основе модифицированной методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра». Гипотезой исследования являлось то, что проведение программы психологической коррекции позволяет повысить уровень коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. В результате исследования, у экспериментальной группы, участвующей в программе психологической коррекции уровень коммуникативных навыков в среднем повысился на 25%, появился средний и высокий уровень коммуникативных навыков...
1. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи: учебно- моногр. пособие / И. Ю. Абелева. -М.: Парадигма, 2012. - 287 с.
2. Азова О.И. К вопросу об аутизме / О.И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: 50 сборник. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. - 104 с.
3. Айрис Д.Э. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрыт. проблем развития: с практ. рекомендациями для родителей и специалистов: [пер. снем.] / Э. Д. Айрис при участии Д. Роббинса. - 2-е. изд. - М.: Теревинф, 2010. -268 с.
4. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с.
5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. - М.: ИКП РАО, 2000. - 89 с.
6. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития / Т.А. Басилова // Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. - 420 с.
7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев/ - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176с.
8. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
9. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности / под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. — 4-е посмерт. изд. — М; Л.: Гос. изд-во, 1928. — XXIV, 544 с.: 1 л. портр., ил. — Библиогр.: с. 529-537.
10. Богдашина O.A. Аутизм: определение и диагностика / O.A. Богдашина. - Донецк: ООО «Лебедь», 1999. - 166 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
12. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 2/ Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В.
Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология:
Классические труды)
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во
Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной
психологии»)...100