Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №168273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ 6
1.1. Сущность и основные причины девиантного поведения 6
1.2. Типология девиантного поведения 9
1.3. Особенности проявления девиантного поведения в подростковом
возрасте 13
Вывод по Главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по
профилактике отклоняющегося поведения подростков 30
Вывод по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40


Важность данной темы обусловлена тем, что в последнее время девиантное поведение стало восприниматься как нарушение социальных норм, и стало одной из основных проблем для психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Определение девиации сводится к отклонению от общепринятых норм и правил поведения в различных сферах жизни. Под девиантным поведением понимается активность, в которой личность сознательно нарушает социально допустимые стандарты. Если рассматривать возрастную динамику девиации, можно отметить, что у взрослых здоровых людей риск такого поведения минимален, тогда как среди молодежи он составляет значительную долю. Молодежь, стремясь к самовыражению, часто выходит за рамки принятых норм. Расчетная доля подростков, подверженных девиантному поведению, составляет приблизительно 40-60%. Анализируя данную проблему, стоит отметить важность подросткового возраста, характеризующегося несформированностью в социальном, психологическом и физическом аспектах.
Подростки, которым от 13 до 18 лет, подвержены самым распространенным девиациям. Влияние социальных условий играет значительную роль: если ребенок вырастает в неблагополучной семье, вероятность появления антиобщественного поведения выше, чем у его сверстников, воспитывающихся в нормальной среде. Наследственность также играет важную роль: если у ребенка есть предрасположенность к алкоголизму, наркомании или психическим расстройствам, шанс негативного поведения значительно возрастает. Девиантное поведение является значительной угрозой для социального и физического выживания подростка.
Психологи считают, что причиной такого поведения является дисбаланс между физическим и психическим развитием, когда первое превосходит второе. Подросток находится на стадии неокончательного созревания, оставаясь на уровне ребенка, но процесс полового созревания происходит быстрее. Такой дисбаланс приводит к стремлению совершать поступки, которые общество осуждает, из-за отсутствия адекватных социальных ориентиров и гормональных изменений во взрослом физическом теле, но неустойчивой психике. В первую очередь, это обуславливается существующим социальным неравенством между различными социальными группами, которое оказывает отрицательное влияние на социализацию детей в обществе. В последние годы наблюдается неуклонный рост детской преступности, а также наркомании, также отмечается тенденция к увеличению количества детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Это является причиной того, что ребенок не способен к самостоятельному принятию решений и самоутверждению в сложных ситуациях. Он чувствует себя одиноким и незащищенным...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая результаты нашей работы, необходимо подчеркнуть, что изучение особенностей подростков, проявляющих девиантное поведение, приобретает все большую значимость в современной психологии. Эта тема является не только теоретически важной, но и требует практических исследований и научного анализа.
В последнее время девиантное поведение, определяемое как отклонение от общепринятых социальных норм, стало массовым явлением, что привлекло к нему внимание педагогов, психологов, медиков, сотрудников правоохранительных органов. Рост числа таких случаев среди учащихся образовательных учреждений вызвал необходимость принятия мер по профилактике девиантного поведения на государственном уровне, особенно среди несовершеннолетних. Изначально ребенок, стремящийся к добру, с возрастом может переходить к асоциальным моделям поведения. В стремлении к статусу и материальным благам, моральные и допустимые границы могут размываться, а семьям порой просто не хватает времени для объяснения и соблюдения социальных норм. Неспособность управлять своими эмоциями приводит к негативным последствиям. Культура общения в семье деградирует и сводится к узким темам (еда, одежда, дом). Тем временем, семья должна оставаться основным институтом, формирующим ребенка. Важно вовлекать родителей в совместное решение возникших проблем.
Девиантное поведение представляет собой целостный поведенческий акт, не соответствующий общепринятым социальным, культурным и нравственным нормам, а также установкам и традициям различных социальных групп, если они не противоречат нормам общества в целом.
Проанализировав данные обследования подростков, мы пришли к следующим выводам: все испытуемые противопоставляют свои ценности групповым нормам. Большинство подростков:
склонны уходить от реальности через изменение психического
состояния;
- характеризуются как любители риска и острых ощущений, проявляют садомазохистские наклонности и низко ценящих свою жизнь;
- не проявляют выраженной агрессии и не прибегают к насилию для решения проблем;
- слабо контролируют свои эмоции;
- демонстрируют низкую склонность к противоправному
поведению;
- имеют тенденцию к суицидальным поступкам.
Согласно результатам исследования, был подготовлен комплекс рекомендаций для родителей и педагогов, которые направлены на правильное взаимодействие с детьми, с проявлением девиантного поведения по отношению к сверстникам или взрослым.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Междунар. пер. Академия, 1995. С. 264.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Юнити, 2004. С. 131.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С. 218.
4. Белкин А.С. Отклонение в поведении школьников. Учеб. пособие. Свердловск., Свердл. пед. ин-т., 1973. С. 138.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / под ред. Петровский А.В, Данильченко М.Г., Никольская А.А.. М : Педагогика, 1979. С. 124.
6. Большая российская педагогическая энциклопедия / под ред. Давыдова В.В.. М.: Педагогика, 1998.С. 320.
7. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. / под ред. Щурковой Н.Е., М.: Новая школа, 1998. С. 321.
8. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-мет. пос. / под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. С.240.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 5. С.369.
10. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. С. 320.
11. Дюркгейм Э. Метод социологии. Социология и теория познания. М.: 2013. С. 46.
12. Егоров А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. С. 436.
13. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008. С. 336.
14. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 288.
15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: «Юрайт- М», 2018. С. 160...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ