Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Работа №168268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Внимание как психический процесс 8
1.2 Особенности развития внимания младшего школьника 16
1.3 Характеристика свойств внимания младшего школьника с нарушением
интеллекта 19
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования свойств внимания
младшего школьника 24
2.2 Анализ результатов исследования свойств внимания младших
школьников с нарушением интеллекта 27
Выводы по II главе 38
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 41
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 41
3.2 Содержание программы психологической коррекции свойств внимания
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 42
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по III главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность исследования: актуальность темы нашего
исследования обусловлена тем, что в современном мире, с каждым годом, растет число детей с нарушением интеллекта, которые начинают свое обучение по специально созданной адаптированной программе. Увеличение количества таких детей отмечается не только в России, но и во всем мире. Поэтому проблема обучения таких детей является одной из самых актуальных проблем в психологии. Одним из важнейших условий эффективности образовательной деятельности у детей с нарушением интеллекта является достаточное развитие всех свойств внимания.
Внимание - это процесс, который не существует сам по себе, он включён в совместную работу остальных психических процессов. Поэтому обучение ребенка с нарушением интеллекта не может благополучно проходить без адекватно развитого внимания. Учащиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности усваивать образовательную программу на том же уровне, что и их развивающиеся в норме сверстники. Их обучение затрудненно, а процесс формирования личности замедлен.
Вопросами развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта занимались достаточно широко. Работы по процессу внимания писались как отечественными, так и зарубежными учеными. В отечественной психологии развитие данной темы представлено такими именами, как Л.С. Выготский [7], А.Р. Лурия [33], С.Л. Рубинштейн [51], П.Я. Гальперин [8], Д.Н. Узнадзе [60], Н.С. Осипова [23], Н.Ф. Добрынин [11], А.Н. Леонтьев [17] и др. Авторы в своих трудах описывали основные особенности процесса внимания, определяли и характеризовали его свойства, а также находили и рассматривали возможные методы и методики диагностики и коррекции нарушений внимания.
Внимание играет большую роль в познавательной деятельности ребенка.
Нарушение развития внимания не позволяет младшему школьнику с умственной отсталостью верно сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, целенаправленность и дисциплинированность. Сложности в управлении своим вниманием вызывают у ребёнка сложности в обучении в школе, адаптации в обществе. У умственно отсталых учащихся страдают все свойства внимания, в той или иной степени.
Наиболее характерными для младших школьников с нарушением интеллекта являются нарушения устойчивости, переключения, распределения и объема внимания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического обзора литературы мы установили, что нарушение развития внимания не позволяет младшему школьнику с умственной отсталостью верно сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, целенаправленность и дисциплинированность. Сложности в управлении своим вниманием вызывают у ребёнка сложности в обучении в школе, адаптации в обществе. У умственно отсталых учащихся страдают все свойства внимания, в той или иной степени.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. Страдает сосредоточенность внимания - учащихся с умственной отсталостью сложно привлечь к работе, внимание не фиксируется. Объем внимания намного меньше, чем у нормально развивающимися сверстников. Преимущественно недоразвито произвольное внимание, непроизвольное также имеет нарушения в работе.
Исследование по изучению свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта производился на базе Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3». В исследовании приняли участие 10 учащихся 11-13 лет (4 класс) с диагнозом F70 - «Умственная отсталость легкой степени».
Исследование реализовывалось с использованием следующих психодиагностических методик: методика «Найди и вычеркни». Т.Д. Марцинковская и Е.Л. Доценко (2007), методика «Перепутанные линии». Модификация А. Рея (1958), методика «Проба Поппельрейтера». Вальтер Поппельрейтер (1917).
По окончанию констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о том, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп преобладали средние и низкие значения уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. Развитие устойчивости внимания характеризуется частой переключаемостью с одного объекта на другой и неспособностью долго удерживать свое внимание на одном объекте. Уровень развития распределения недостаточен: дети имеют трудности в выполнении нескольких схожих дел одновременно.
Для повышения уровня развития исследуемых свойств внимания нами была разработана программа психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основными направлениями работы здесь являются: работа по развитию устойчивости и концентрации внимания; научение детей самостоятельно распределять и переключать внимание по необходимости; увеличение объема внимания; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
В ходе исследования по выявлению особенностей свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта и проведению психокоррекционной работы, нами было определено, что в контрольной группе не было зафиксировано значительных изменений в показателях уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. По итогу проведения контрольного этапа эксперимента дети контрольной группы все так же недостаточно усидчивы. Они не могут долго удерживать свое внимание на выполнении задания, из -за чего совершают ошибки при работе над ним. Некоторые обучающиеся контрольной группы имели некоторые проблемы в нахождении тех или иных предметов (методика «Проба Поппельрейтера»), отвлекались на внешние раздражители. Они быстро устают и теряют интерес к работе, но были заинтересованы в успешном выполнении в самом ее начале...


1. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Ахметзянова А. И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника / А. И. Ахметзянова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2020. - 534 c.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 64 с.
4. Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. и др. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
5. Бондарчук, О. Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. - М.:
Просвещение, 2017.
6. Буторин, Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г.Г. Буторин. - Челябинск: АТОКСО 2004. - 112 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
8. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 101 с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ,
2015. - 352 с.
10. Гринько, Л.А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока / Л.А. Гринько // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2010 - №3. - С. 15-19.
11. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная психология / хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А./, - М.: Академия, 2009 - 212 с.
12. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А. Пузырея и В.Я. Романова. М..1976. С. 243-260
13. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 297 с.
14. Драчен, А. П. Психологические особенности развития элементов произвольного внимания школьников с умственной отсталости / А. П. Драчен. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2015. - 143 с.
15. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под
ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ