Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Внимание как психический процесс 8
1.2 Особенности развития внимания младшего школьника 16
1.3 Характеристика свойств внимания младшего школьника с нарушением
интеллекта 19
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования свойств внимания
младшего школьника 24
2.2 Анализ результатов исследования свойств внимания младших
школьников с нарушением интеллекта 27
Выводы по II главе 38
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 41
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 41
3.2 Содержание программы психологической коррекции свойств внимания
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 42
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по III главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Внимание как психический процесс 8
1.2 Особенности развития внимания младшего школьника 16
1.3 Характеристика свойств внимания младшего школьника с нарушением
интеллекта 19
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования свойств внимания
младшего школьника 24
2.2 Анализ результатов исследования свойств внимания младших
школьников с нарушением интеллекта 27
Выводы по II главе 38
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 41
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 41
3.2 Содержание программы психологической коррекции свойств внимания
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 42
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по III главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования: актуальность темы нашего
исследования обусловлена тем, что в современном мире, с каждым годом, растет число детей с нарушением интеллекта, которые начинают свое обучение по специально созданной адаптированной программе. Увеличение количества таких детей отмечается не только в России, но и во всем мире. Поэтому проблема обучения таких детей является одной из самых актуальных проблем в психологии. Одним из важнейших условий эффективности образовательной деятельности у детей с нарушением интеллекта является достаточное развитие всех свойств внимания.
Внимание - это процесс, который не существует сам по себе, он включён в совместную работу остальных психических процессов. Поэтому обучение ребенка с нарушением интеллекта не может благополучно проходить без адекватно развитого внимания. Учащиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности усваивать образовательную программу на том же уровне, что и их развивающиеся в норме сверстники. Их обучение затрудненно, а процесс формирования личности замедлен.
Вопросами развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта занимались достаточно широко. Работы по процессу внимания писались как отечественными, так и зарубежными учеными. В отечественной психологии развитие данной темы представлено такими именами, как Л.С. Выготский [7], А.Р. Лурия [33], С.Л. Рубинштейн [51], П.Я. Гальперин [8], Д.Н. Узнадзе [60], Н.С. Осипова [23], Н.Ф. Добрынин [11], А.Н. Леонтьев [17] и др. Авторы в своих трудах описывали основные особенности процесса внимания, определяли и характеризовали его свойства, а также находили и рассматривали возможные методы и методики диагностики и коррекции нарушений внимания.
Внимание играет большую роль в познавательной деятельности ребенка.
Нарушение развития внимания не позволяет младшему школьнику с умственной отсталостью верно сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, целенаправленность и дисциплинированность. Сложности в управлении своим вниманием вызывают у ребёнка сложности в обучении в школе, адаптации в обществе. У умственно отсталых учащихся страдают все свойства внимания, в той или иной степени.
Наиболее характерными для младших школьников с нарушением интеллекта являются нарушения устойчивости, переключения, распределения и объема внимания...
исследования обусловлена тем, что в современном мире, с каждым годом, растет число детей с нарушением интеллекта, которые начинают свое обучение по специально созданной адаптированной программе. Увеличение количества таких детей отмечается не только в России, но и во всем мире. Поэтому проблема обучения таких детей является одной из самых актуальных проблем в психологии. Одним из важнейших условий эффективности образовательной деятельности у детей с нарушением интеллекта является достаточное развитие всех свойств внимания.
Внимание - это процесс, который не существует сам по себе, он включён в совместную работу остальных психических процессов. Поэтому обучение ребенка с нарушением интеллекта не может благополучно проходить без адекватно развитого внимания. Учащиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности усваивать образовательную программу на том же уровне, что и их развивающиеся в норме сверстники. Их обучение затрудненно, а процесс формирования личности замедлен.
Вопросами развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта занимались достаточно широко. Работы по процессу внимания писались как отечественными, так и зарубежными учеными. В отечественной психологии развитие данной темы представлено такими именами, как Л.С. Выготский [7], А.Р. Лурия [33], С.Л. Рубинштейн [51], П.Я. Гальперин [8], Д.Н. Узнадзе [60], Н.С. Осипова [23], Н.Ф. Добрынин [11], А.Н. Леонтьев [17] и др. Авторы в своих трудах описывали основные особенности процесса внимания, определяли и характеризовали его свойства, а также находили и рассматривали возможные методы и методики диагностики и коррекции нарушений внимания.
Внимание играет большую роль в познавательной деятельности ребенка.
Нарушение развития внимания не позволяет младшему школьнику с умственной отсталостью верно сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, целенаправленность и дисциплинированность. Сложности в управлении своим вниманием вызывают у ребёнка сложности в обучении в школе, адаптации в обществе. У умственно отсталых учащихся страдают все свойства внимания, в той или иной степени.
Наиболее характерными для младших школьников с нарушением интеллекта являются нарушения устойчивости, переключения, распределения и объема внимания...
В результате теоретического обзора литературы мы установили, что нарушение развития внимания не позволяет младшему школьнику с умственной отсталостью верно сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, целенаправленность и дисциплинированность. Сложности в управлении своим вниманием вызывают у ребёнка сложности в обучении в школе, адаптации в обществе. У умственно отсталых учащихся страдают все свойства внимания, в той или иной степени.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. Страдает сосредоточенность внимания - учащихся с умственной отсталостью сложно привлечь к работе, внимание не фиксируется. Объем внимания намного меньше, чем у нормально развивающимися сверстников. Преимущественно недоразвито произвольное внимание, непроизвольное также имеет нарушения в работе.
Исследование по изучению свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта производился на базе Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3». В исследовании приняли участие 10 учащихся 11-13 лет (4 класс) с диагнозом F70 - «Умственная отсталость легкой степени».
Исследование реализовывалось с использованием следующих психодиагностических методик: методика «Найди и вычеркни». Т.Д. Марцинковская и Е.Л. Доценко (2007), методика «Перепутанные линии». Модификация А. Рея (1958), методика «Проба Поппельрейтера». Вальтер Поппельрейтер (1917).
По окончанию констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о том, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп преобладали средние и низкие значения уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. Развитие устойчивости внимания характеризуется частой переключаемостью с одного объекта на другой и неспособностью долго удерживать свое внимание на одном объекте. Уровень развития распределения недостаточен: дети имеют трудности в выполнении нескольких схожих дел одновременно.
Для повышения уровня развития исследуемых свойств внимания нами была разработана программа психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основными направлениями работы здесь являются: работа по развитию устойчивости и концентрации внимания; научение детей самостоятельно распределять и переключать внимание по необходимости; увеличение объема внимания; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
В ходе исследования по выявлению особенностей свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта и проведению психокоррекционной работы, нами было определено, что в контрольной группе не было зафиксировано значительных изменений в показателях уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. По итогу проведения контрольного этапа эксперимента дети контрольной группы все так же недостаточно усидчивы. Они не могут долго удерживать свое внимание на выполнении задания, из -за чего совершают ошибки при работе над ним. Некоторые обучающиеся контрольной группы имели некоторые проблемы в нахождении тех или иных предметов (методика «Проба Поппельрейтера»), отвлекались на внешние раздражители. Они быстро устают и теряют интерес к работе, но были заинтересованы в успешном выполнении в самом ее начале...
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. Страдает сосредоточенность внимания - учащихся с умственной отсталостью сложно привлечь к работе, внимание не фиксируется. Объем внимания намного меньше, чем у нормально развивающимися сверстников. Преимущественно недоразвито произвольное внимание, непроизвольное также имеет нарушения в работе.
Исследование по изучению свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта производился на базе Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3». В исследовании приняли участие 10 учащихся 11-13 лет (4 класс) с диагнозом F70 - «Умственная отсталость легкой степени».
Исследование реализовывалось с использованием следующих психодиагностических методик: методика «Найди и вычеркни». Т.Д. Марцинковская и Е.Л. Доценко (2007), методика «Перепутанные линии». Модификация А. Рея (1958), методика «Проба Поппельрейтера». Вальтер Поппельрейтер (1917).
По окончанию констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о том, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп преобладали средние и низкие значения уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. Развитие устойчивости внимания характеризуется частой переключаемостью с одного объекта на другой и неспособностью долго удерживать свое внимание на одном объекте. Уровень развития распределения недостаточен: дети имеют трудности в выполнении нескольких схожих дел одновременно.
Для повышения уровня развития исследуемых свойств внимания нами была разработана программа психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основными направлениями работы здесь являются: работа по развитию устойчивости и концентрации внимания; научение детей самостоятельно распределять и переключать внимание по необходимости; увеличение объема внимания; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
В ходе исследования по выявлению особенностей свойств внимания младшего школьника с нарушением интеллекта и проведению психокоррекционной работы, нами было определено, что в контрольной группе не было зафиксировано значительных изменений в показателях уровня развития устойчивости, продуктивности, концентрации и распределения внимания. По итогу проведения контрольного этапа эксперимента дети контрольной группы все так же недостаточно усидчивы. Они не могут долго удерживать свое внимание на выполнении задания, из -за чего совершают ошибки при работе над ним. Некоторые обучающиеся контрольной группы имели некоторые проблемы в нахождении тех или иных предметов (методика «Проба Поппельрейтера»), отвлекались на внешние раздражители. Они быстро устают и теряют интерес к работе, но были заинтересованы в успешном выполнении в самом ее начале...
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Развитие свойств внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психокоррекционная программа развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционно - развивающая работа по преодолению нарушений представлений и понятий о форме и величине предметов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019





