Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития

Работа №168267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема изучения мышления в психолого-педагогической литературе . 8
1.2. Задержка психического развития. Основные понятия 13
1.3. Особенности развития мышления детей с задержкой психического
развития 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО¬
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРЕКЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 35
3.2. Содержание программы психологической коррекции словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития 40
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 46
Выводы по третьей главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63


Актуальность исследования. В дошкольном возрасте особенно активно начинает развиваться психическое развитие ребенка, т.к. именно в это время формируются все основные психические свойства и качества личности, познавательные процессы и др. данный возраст является ключевым в активном познании ребенком окружающего мира. Так, дети знакомятся с новыми для них предметами, познают их свойства и качества. Осваивают различные виды деятельности, где игровая деятельность становится ведущей. Благодаря которой идет интенсивное освоение ребенком речи, поведения, и именно в этот период у них формируется элементы наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Мышление относится к познавательной процессу, отражает действительность во всех её проявлениях. Именно этот процесс определяет зависимости, которые существуют между явлениями и объектами. Именно благодаря мышлению человек может предвидеть результаты различных действий, а также осуществлять творческую, и что особенно важно, целенаправленную деятельность.
Для нормального развития ребенка важным условием его развития становится своевременное формирование и развитие всех видов мышления. Так, для каждого вида мышления существуют свои сензитивные периоды. Этот процесс должен быть систематическим и целенаправленным. Иначе далее несформированность мыслительной деятельности может обрести необратимый характер. Со взглядами на различные типы мышления, их формирование и развитие, и, в частности, словесно-логического, у детей старшего дошкольного возраста мы ознакомились в работах таких ученых как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Р.С Немов, Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, Н. Е. Веракс.
При задержке психического развития становление познавательной деятельности, и, конечно же, мышления, а также эмоционально-волевой сферы, происходит неравномерно. Дети с задержкой психического развития, в силу различных обстоятельств, начинают получать помощь достаточно поздно, из-за чего благоприятные сроки коррекции упускаются. В данном случае нарушения могут быть особо выраженными, и соответственно, время, необходимое для коррекционной работы, будет увеличиваться.
Малая сформированность познавательных процессов, и особенно мышления - является основной причиной трудностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .
В целях правильного и благоприятного развития таких детей очень важно уделить огромное внимание развитию мышления в старшем дошкольном возрасте...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе подготовки выпускной квалификационной работы нами была изучена и проанализирована специальная психолого -педагогическая и медико-биологическая литература по проблеме изучения мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, мы установили, что мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Также, были изучены понятие «задержка психического развития» и особенности развития детей данной категории. У детей с ЗПР отмечаются отставание в развитии всех форм мышления. Отставание наблюдается в большей степени в решении задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Основные трудности у детей с ЗПР наблюдаются в понимании словесно-логических заданий, таких как соотнесение понятий с предметами, невозможность использования ранее приобретенного опыта в новой ситуации и т.п. Большинству детей требуется многократное повторение и оказание некоторых видов помощи. До конца дошкольного возраста у данного контингента без специальной помощи, отсутствует возможность решения мыслительных задач.
Нами было организовано и проведено практическое исследование словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе МБДОУ «Березовский детский сад № 9» пгт. Березовка,
Красноярского края, в ходе которого были использованы следующие диагностические методики: «Кому чего не достает?» Р.С. Немова, «Нелепицы» Р.С. Немова, «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова.
В результате исследования были получены данные, на основе которых можно сделать вывод, что у дошкольников контрольной и экспериментальной групп слабо сформированна структура познавательной деятельности, и недостаточно развито словесно-логическое мышление. Следует отметить, что у детей с ЗПР оказалось несформированным умение устанавливать причинно-следственные связи даже между простыми явлениями, что напрямую связано с недостаточной сформированностью структуры познавательной деятельности. Такие мыслительные операции как: анализ, синтез и сравнение, также находятся на достаточно низком уровне развития...


1. Акулова, Е. Н. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова. // Дошкольное воспитание. - 2008 — № 8 - С. 65-69.
2. Анастази А. Психологическое тестирование / К.М.Гуревич, В.И. Лубовский. - М.: Просвещение, 1997.
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М.Астапов. - М., 1997.
4. Богат, В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / В.Ф. Богат; В.П. Богат // Ребенок в детском саду. - 2007 — № 4 - С. 71-72.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л. И. Божович - СпБ.: Питер, 2008г. - 39 с.
6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002г. — 64 с
7. Власова Т.А., М.С. Певзнер, Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 184 с.
8. Венгер, Л. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения /Л. А. Венгер, Г. Л. Выготская. - М.: Просвещение, 1972. - 224 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.; / Союз, 1997. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский — М.: Лабиринт, 1999г. — 352 с.
12. Гаврилина, С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем мышление -М., 2000
13. Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. / П.Я. Гальперин, В.Н. Данилова. - 1980г. Вып: - №1.— 38 с.
14. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей ее особенности //Дошкольное воспитание. - 2003 - № 11
15. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002г. - 272 с...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ