Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 10
§ 1.1. Проблема мышления в психологии 10
§1.2. Развитие словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте 20
§1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальное изучение словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
§2.1. Организация, методы и методики исследования 31
§2.2. Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 47
Глава III. Психологическая программа коррекции словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 50
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции словесно-логического мышления учащихся с задержкой психического развития 50
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 56
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 83
Заключение 86
Список литературы 91
Приложение 100
Актуальность исследования. В настоящее время в образовании всё больше требуется от учащихся умение решать логические задачи и находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно, что требует больших усилий от ребёнка и соответствующего уровня развития мыслительных и речевых процессов.
Благодаря мыслительным процессам учащийся познает предметы, а также отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, осуществляет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Проблема неуспеваемости учащихся, начальных классов является первоочередной и требует повышенного внимания. Многократные наблюдения педагогов и психологов показали, что если учащийся испытывает трудности в овладении мыслительными операциями в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем обучении он будет переходить в группу неуспевающих (Н.И. Озерецкий, 1938; И. Борисов, 1925; П.И. Растегаев, 1920).
Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И. Зыкова, 1995; З.И. Калмыкова, 1982; И.А. Коробейников, 1996; Н.А. Менчинская, 1971; Н.И. Мурачковский, 1967;
A. М. Орлова, 2003; Н.П. Слободяник, 2003; педагогами (Ю.К. Бабанский, 1989; А.А. Бударный, 2016; Б.П. Есипов, 1967; Л.В. Занков, 1975), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, 1973; Т.В. Егорова, 1975; К.С. Лебединская, 1982;
B. И. Лубовский, 2005; Н.А. Никашина, 1965; С.Г. Шевченко, 2003). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
В исследованиях В.И. Лубовского (1984), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенковой (1994), Н.А. Цимбалюк (1974), В.Ф. Мачихиной (1992), Г.А. Стрекаловой (1987) и др. показано, что познавательная сфера школьников с ЗПР характеризуется недоразвитием, бедностью сведений об окружающем мире, трудностями в установлении причинно-следственных связей, осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа, классификации, обобщения, систематизации, сравнение объектов окружающего мира для его познания. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Мышление, как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, становилось предметом исследования многих авторов, которые по-разному подходили к объяснению формирования, становления, феноменологические особенности, взаимодействия с другими функциями (Р. Декарт , 1637; А. Бине, 1903; С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1968; О.К. Тихомиров, 1984; Б.М. Теплов, 1990; Ж. Пиаже, 1994; Л.С. Выготский, 1999; А.Р Лурия, 1962 и др.)...
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции и развитию операций словесно-логического мышления у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, 1994; Б. Инельдер, 1963; Р. Гайсон, 2005; Ф. Тайсон, 1989 и др.) и отечественные (П. П. Блонский, 2001; Л. С. Выготский, 2005; С. Л. Рубинштейн, 1958; П. Я. Гальперин, 1998; А. Н. Леонтьев, 1975; А. Р. Лурия, 1979; П. И. Зинченко, 2002; А. А. Смирнов, 2009; Б. М. Величковский, 2013; Г. Г. Вучетич, 1970;
З. М. Истомина, 2011; Г. С. Овчинников, 1987 и др.) исследователи.
В процессе исследования мы предположили, что эффективность коррекции нарушений словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию операций словесно-логического мышления данного контингента школьников...
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. 141-144 с.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов. Изд 6-е., перераб. и доп. Москва : Академический Проект, 2003. 496 с.
4. Артемьева Т.В., Нуриева А.С. Развитие понятийного мышления детей с нарушениями речи посредством мегафор и пословиц // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: ежегодный альманах Казанского федерального университета; под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань: Отечество, 2007. 380 с.
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.
6. Баркина И. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития//Вестник педагога. 2017. 12 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
8. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М: Роспедагентство, 1994. 14—17 с.
9. Блейхер В.М. Расстройства мышления. Киев: Здоровье, 1983. 23с.
10. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
11. Балдина, Н.П. Усвоение логических приемов при разных типах обучения: автореф. дис. канд. психол. наук/Н.П. Балдина. М., 1987. 24 с.
12. Бабкина, Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников) / Н.В. Бабкина. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК,
1998. 64 с.
13. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1994. 68 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт,
1999. 352 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. Пресс, 2007. 420с...100