Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168255

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы125
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 11
1.1. Изучение эмоциональной регуляции поведения в психологии 11
1.2. Становление эмоциональной регуляции поведения в младшем
школьном возрасте 23
1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоциональной
регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 53
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 64
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 64
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 70
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 89
Выводы по третьей главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 110


Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, являясь связующим звеном между личностью и социальной средой. Эмоции выступают регулятором поступков и действий человека и сопровождают весь его жизненный путь от рождения до смерти. В отечественной психологической науке исследованием эмоциональной сферы человека занимались П.К. Анохин (1964), П.Я. Гальперин (1999), Б.И. Додонов (1987), Е.П. Ильин (2001), А.Н. Леонтьев (1971), С.Л. Рубинштейн (1984). Из зарубежных ученых этой проблеме уделяли внимание В.К. Вилюнас (1984), Н.Ф. Гербарт (1895), К.Е. Изард (2002) и др.
Эмоциональная сфера, как и другие сферы психики, начинает формироваться в детском возрасте. Под ее влиянием у ребенка происходит становление высших психических функций, поведения и личности в целом. Исследованием эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте занимались М.К. Бардышевская (2003), Л.И. Божович (1979), Г.М. Бреслав (2004), Н.Ю. Верхотурова (2011), Л.С. Выготский (1968), А.В. Запорожец (1986), Н.В. Капитоненко (2007), В.В. Лебединский (1990), К.С. Лебединская (1990), О.С. Никольская (1990), П.М. Якобсон (1998) и др.
Особую остроту проблема эмоциональной регуляции поведения приобретает в младшем школьном возрасте, являющимся для становления произвольности наиболее сензитивным. В последнее время наблюдается усиление интереса современных исследователей к проблеме эмоциональной саморегуляции младших школьников. Изучением особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста занимались Л.С. Акопян (2011), Ю.В. Братчикова (2004), Т.В. Гармаева (2014),
А.В. Добрин (2020), И.Г. Цыганкова (2014) и др.
Незрелость эмоциональной регуляции поведения наблюдается как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различными формами дизонтогенеза. Особое значение данная проблема имеет для детей с задержкой психического развития. По статистическим данным на сегодняшний день нарушения, связанные с задержкой психического развития, наблюдаются у 20% детской популяции.
Проблемой изучения эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались Н.Ю. Верхотурова (2010, 2012), Т.А. Власова (1973), Т.Н. Павлий (1997), М.С. Певзнер (1973), О.А. Шамарина (2005) и другие.
Несмотря на растущий интерес исследователей к обозначенной проблеме, недостаточно внимания уделяется изучению коррекции эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследованием данного аспекта занимались В.В. Лебединский (2003), И.И. Мамайчук (2003), В.Б. Никишина (2003), Т.Н. Павлий (1997) и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональная регуляция поведения - это совокупность процессов, через которые человек контролирует и регулирует свои эмоциональные состояния в процессе адаптации, взаимодействии с социумом.
Понимание эмоциональной регуляции поведения как сложной прижизненно развивающейся системы строится на фундаменте теоретико- мотодологических идей и положений Л.С. Выготского (1935), А.В. Запорожца (1986), А.Н. Леонтьева (1971), С.Л. Рубинштейна (1984) и других.
В относительно немногочисленных исследованиях по проблеме эмоциональной регуляции поведения авторы изучают и описывают отдельные ее компоненты или аспекты, такие как эмоциональный интеллект, управление поведением в стрессовых ситуациях, формирование регуляторных механизмов поведения в онтогенезе, специфика эмоциональной регуляции при нарушениях развития и психических заболеваниях.
Узконаправленным изучением механизмов эмоциональной регуляции поведения категории учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимается немногочисленная группа ученых. К ним можно отнести В.В. Лебединского (1990), К.С. Лебединскую (1990), О.С. Никольскую (1990), Т.Н. Павлий (1997). На основании разработанных ими методик, а также методик других ученых было проведено диагностическое исследование эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития на базе МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи №1 «Развитие».
В исследовании приняли участие 2 группы учащихся 2 класса с задержкой психического развития. 12 учащихся составляли контрольную группу, другие 12 учащихся составляли экспериментальную группу. В обеих группах была проведена диагностика, состоящая из 3 авторских методик:
- «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой (2011);
- «Изучение мимической моторики» Г.А. Волковой (1985);
- «Тест базальной эмоциональной организации» Т.Н. Павлий (1997).
Также были использованы методы наблюдения и беседы.
Результаты диагностики подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития недостаточно развито понимание своих и чужих эмоций, недостаточно сформировано умение управлять своим поведением, а также недостаточно развит эмоциональный самоконтроль, что негативно влияет на их учебную деятельность, коммуникацию со сверстниками и мешает гармонично встроиться в социум...


1. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): Автореф. дис. докт. психол. наук. Самара, 2011. 51 с.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: Питер, 2012. 288 с.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
4. Артемьева Т.П. Изучение и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. 2016. № 1(41). С. 5-15.
5. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе/ Н.В. Бабкина //Дефектология. - 2006. - №4
6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: Метод. пособие. - М.: Экзамен, 2004
7. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие. М.: УМК Психология, 2003, 320 с.
8. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности с задержкой психического развития. - М.: Изд-во УРАО, 1999
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4
11. Братчикова Ю.В., Васильченко Е.О. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников// Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийская весенняя 

государственный педагогический университет», 2017. С. 35-40.
12. Бреслав Г .М. Психология эмоций. М., 2004
13. Валиева Ф.И. Саморегуляция в аспекте социально-профессиональной адаптации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. №3(179) с. 86-93.
14. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте. //Сибирский педагогический журнал, 2011, №8, с. 264-273.
15. Верхотурова Н.Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2010...102


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ