Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры в старших классах при помощи фитнес-резинок
|
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2 Возрастная динамика развития скоростно-силовых способностей 12
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей 14
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 28
3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-РЕЗИНОК НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 29
3.1. Разработка и внедрение комплекса упражнений с фитнес-резинками
направленного на развитие скоростно-силовых способностей в учебно-
воспитательный процесс учащихся старшей школы 29
3.2. Выявление результативности внедренного комплекса в учебно-воспитательный процесс учащихся старшей школы 32
Выводы 37
Практические рекомендации 38
Список использованной литературы
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2 Возрастная динамика развития скоростно-силовых способностей 12
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей 14
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 28
3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-РЕЗИНОК НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 29
3.1. Разработка и внедрение комплекса упражнений с фитнес-резинками
направленного на развитие скоростно-силовых способностей в учебно-
воспитательный процесс учащихся старшей школы 29
3.2. Выявление результативности внедренного комплекса в учебно-воспитательный процесс учащихся старшей школы 32
Выводы 37
Практические рекомендации 38
Список использованной литературы
В России сегодня рождается около 31% здоровых детей и 69 % относительно здоровых детей [7]. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 15 % можно отнести к полностью здоровым детям. На замену феномену ускоренного физического развития (акселерация) который наблюдался в середине 20 века, в 21 веке мы можем замечать замедление физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению физиометрических и функциональных показателей. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу в среднем на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей. Антропологи и генетики связывают это с неправильным образом жизни среди родителей. Высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят еще до беременности, не говоря уже о неблагополучной экологии. Также одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность, (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 15 -17 лет является наличие (20-25%) динамической работы в дневном распорядке, т.е. 3-4 уроков физической культуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 2700-3600 ккал. В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физические качества? Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе - это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Скоростно-силовые способности, которые развиваются при помощи данных упражнении это способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его. Выявление закономерностей развития скоростно -силовых способностей в возрастном аспекте имеет особое значение, так как формирование двигательного анализатора и заложение фундамента формирование будущих двигательных умений и навыков происходит уже в детском и юношеском возрасте. Быстрота как двигательное качество - это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности атлета. Скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев. Чем быстрее нарастает сила, тем больший эффект может быть достигнут в скоростно-силовых упражнениях.
Цель исследования: разработка, внедрение в учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов комплекс упражнении с фитнес-резинками, направленный на развитие скоростно-силовых способностей и проверка его эффективности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам развития скоростно-силовых способностей учащихся старших классов;
2. Разработать, объединить упражнения в комплекс и внедрить в учебно-воспитательный процесс старших классов;
3. Выявить результативность применения комплекса физических упражнений с фитнес-резинками для развития скоростно-силовых способностей учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: процесс развитие скоростно-силовых способностей учащихся старших классов будет результативным если:
- Упражнения с фитнес-резинками будут объединены в комплекс;
- Комплекс упражнении с фитнес-резинками будет внедрён в учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов;
- Будет выявлена результативность разработанного комплекса.
Предмет исследования: комплекс физических упражнении с фитнес- резинками, направленный на развитие скоростно-силовых способностей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный в ней комплекс физических упражнений с фитнес-резинками может широко использоваться преподавателями физической культуры в своей практической деятельности, и поможет наиболее эффективно развивать не только скоростно -силовые способности но и другие физические качества, также данный инвентари не требует больших финансовый вложении.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Скоростно-силовые способности, которые развиваются при помощи данных упражнении это способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его. Выявление закономерностей развития скоростно -силовых способностей в возрастном аспекте имеет особое значение, так как формирование двигательного анализатора и заложение фундамента формирование будущих двигательных умений и навыков происходит уже в детском и юношеском возрасте. Быстрота как двигательное качество - это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности атлета. Скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев. Чем быстрее нарастает сила, тем больший эффект может быть достигнут в скоростно-силовых упражнениях.
Цель исследования: разработка, внедрение в учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов комплекс упражнении с фитнес-резинками, направленный на развитие скоростно-силовых способностей и проверка его эффективности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам развития скоростно-силовых способностей учащихся старших классов;
2. Разработать, объединить упражнения в комплекс и внедрить в учебно-воспитательный процесс старших классов;
3. Выявить результативность применения комплекса физических упражнений с фитнес-резинками для развития скоростно-силовых способностей учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: процесс развитие скоростно-силовых способностей учащихся старших классов будет результативным если:
- Упражнения с фитнес-резинками будут объединены в комплекс;
- Комплекс упражнении с фитнес-резинками будет внедрён в учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов;
- Будет выявлена результативность разработанного комплекса.
Предмет исследования: комплекс физических упражнении с фитнес- резинками, направленный на развитие скоростно-силовых способностей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся старших классов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный в ней комплекс физических упражнений с фитнес-резинками может широко использоваться преподавателями физической культуры в своей практической деятельности, и поможет наиболее эффективно развивать не только скоростно -силовые способности но и другие физические качества, также данный инвентари не требует больших финансовый вложении.
1. При анализе научно-методической литературы мы выявили, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
2. Разработан комплекс упражнений с применением фитнес-резинок для развития скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры в старших классах.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что в тесте «бег 30 метров» к концу эксперимента результат в экспериментальной группе улучшился на 0,2 секунды, что составляет 4,5 %. Достоверность различий в средней степени (Р< 0,01). В контрольной группе улучшение произошло на 0,1 секунды - 2,3 %, при достоверности различий в малой степени (Р<0,05). В тесте «прыжок в длину с места», по отношению к началу эксперимента, результат увеличился в опытной группе на 15 см, что составил о 6%, а в контрольной группе на 8 см - 3,2 %, при достоверности различий в средней степени (Р< 0,01). В тесте «прыжок в высоту с места по Абалакову», увеличение результата составило 6,7 см - 9,3 % в опытной группе и 4 см - 5,5 % в контрольной группе. Достоверность различий в большой (Р < 0,001) и малой степени (Р < 0,05). В «тройном прыжке с места» улучшение показателей произошло в контрольной группе- 55 см (7 %), в опытной группе- 39 см (5 %). Достоверность различий в обеих группах в средней степени(Р<0,01). В тесте «прыжок в глубину с прыжком в длину», определяющем взрывную силу мышц опорно-двигательного аппарата, показатели выросли к концу эксперимента на 17 см. (6,7 %) в опытной группе, и на 6 см (2,4 %) в контрольной группе, при достоверности различий в высокой (Р<0,001) и средней (Р<0,01) степени.
2. Разработан комплекс упражнений с применением фитнес-резинок для развития скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры в старших классах.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что в тесте «бег 30 метров» к концу эксперимента результат в экспериментальной группе улучшился на 0,2 секунды, что составляет 4,5 %. Достоверность различий в средней степени (Р< 0,01). В контрольной группе улучшение произошло на 0,1 секунды - 2,3 %, при достоверности различий в малой степени (Р<0,05). В тесте «прыжок в длину с места», по отношению к началу эксперимента, результат увеличился в опытной группе на 15 см, что составил о 6%, а в контрольной группе на 8 см - 3,2 %, при достоверности различий в средней степени (Р< 0,01). В тесте «прыжок в высоту с места по Абалакову», увеличение результата составило 6,7 см - 9,3 % в опытной группе и 4 см - 5,5 % в контрольной группе. Достоверность различий в большой (Р < 0,001) и малой степени (Р < 0,05). В «тройном прыжке с места» улучшение показателей произошло в контрольной группе- 55 см (7 %), в опытной группе- 39 см (5 %). Достоверность различий в обеих группах в средней степени(Р<0,01). В тесте «прыжок в глубину с прыжком в длину», определяющем взрывную силу мышц опорно-двигательного аппарата, показатели выросли к концу эксперимента на 17 см. (6,7 %) в опытной группе, и на 6 см (2,4 %) в контрольной группе, при достоверности различий в высокой (Р<0,001) и средней (Р<0,01) степени.



