Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие активного туризма в Красноярском крае в постсоветский период и его влияние на патриотическое воспитание подростков и молодёжи. На примере молодёжного туристического клуба «Конгломерат»)

Работа №168235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития активного туризма в России 11
1.1 Общие понятия о туризме. Зарождение туризма как деятельности... 11
1.2 Периоды развития туризма до 1990 года 15
1.3 Туризм в постсоветское время 34
1.4 Современные тенденции развития туризма 42
1.5 Становление и развитие красноярских туристических клубов 46
Глава 2 Роль активного туризма в воспитании молодежи и подростков на примере молодежного туристического клуба Конгломерат ММАУ «Центр путешественников» 53
2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов 53
2.2 Воспитание как социально-педагогическое явление 58
2.3 Воспитание как составляющая часть деятельности туристических клубов 63
2.4 Деятельность клуба Конгломерат, как пример реализации социально-педагогической направленности туристических объединений 70
Заключение 78
Источники 80
Список литературы 81
Приложение

Актуальность темы. На сегодняшний день в Российской Федерации серьёзно стоит вопрос о правильном образе жизни, о здоровье нации. Решению этого вопроса в значительной мере способствует туризм, прежде всего внутренний. Среди его многочисленных разновидностей особо важное место занимает активный туризм, который аккумулирует многие понятия, например, здоровый образ жизни, спорт, непосредственно туризм, любовь к родине и её природе, изучение истории родного края.
Активный туризм - это некая форма отдыха, путешествия, включающая в себя непосредственно и спортивную составляющую. Ярким примером такого спорта может служить, например, альпинизм. По моему мнению, это самый известный вид спортивного туризма, к которому также относятся пешеходный туризм, велотуризм, автотуризм, конный туризм, горный туризм, спелеотуризм, лыжный туризм и т.д. Зачастую спортивный туризм связан с некими своего рода географическими открытиями в миниатюре. Иногда следствием его также могут быть открытия в области ботаники, биологии.
Если рассматривать историю активного туризма в России, то можно проследить прямую связь между общим развитием страны (в т.ч. со сменой режимов власти, внутренней политики государства) и досугом граждан, в частности, с отдыхом в его активной форме. Как известно, трудоспособность и настроение людей во многом зависят от качества их отдыха, огромным «пластом» которого является туризм, в том числе спортивный. В свою очередь, возможность людей путешествовать и заниматься спортивным туризмом напрямую связана с их социальным положением, уровнем доходов, семейным положением, наличием либо отсутствием свободного времени, физических возможностей. Все эти факторы в совокупности показывают общее состояние дел в стране, даже его внутриполитический и внешнеполитический курсы.
Значение развития туризма в России в очередной раз показали последние месяцы, когда был объявлен карантин в связи с пандемией коронавируса, и эта отрасль буквально обрушилась в чрезвычайных условиях. Важность скорейшего ее подъема была признана на самом высшем уровне руководства страны. Поступило даже предложение срочно принять Национальный проект по развитию туризма, и тем самым придать ему приоритетное значение среди многочисленных задач, требующих немедленного решения.
Несмотря на важность туризма как неотъемлемой части жизни населения и индикатора ее качества, история туризма в России очень слабо изучена. Можно даже сказать, что существует некоторый информационный вакуум. Нет книг, пособий, статей, из которых можно было бы узнать полную историю развития спортивного туризма в нашей стране или же его отдельных видов. В связи с этим важно подчеркнуть, что неизученнность истории спортивного туризма является актуальной проблемой для учителей и других лиц, работающих с детьми, подростками и молодежью. Они лишены одного из действенных «рабочих инструментов», поскольку знание истории туризма, как и занятия им, дают возможность лучше познать природные богатства своей страны, прочнее привить гражданам любовь к природе и родной земле. А это, в свою очередь, помогает формировать правильную гражданскую позицию и у детей, и у взрослых, воспитывает патриотизм.
Таким образом, практическая значимость исследования истории туризма и его разновидностей для педагогов заключается, прежде всего, в том, что в результате получения новых знаний они значительно обогащают свой профессиональный арсенал методов и средств учебной и воспитательной деятельности.
Степень изученности темы. Если оценивать проблему изученности темы спортивного туризма, то в исследовании ее отдельных вопросов можно наблюдать дисбаланс. Он проявляется как в различной степени изученности каждого из вопросов, так и в полноте источников конкретной информации по различным видам спортивного туризма. Эта неравномерность связана с тем, что некоторые виды туризма, появились достаточно давно, а многие - относительно недавно, как продукт общего развития общества и научно-технического прогресса.
Литературу по спортивному туризму в зависимости от содержания можно разделить на несколько категорий:
1. публикации об истории туризма;
2. работы по технике и тактике туризма;
3. мемуары, воспоминания;
4. нормативные документы;
5. методические материалы.
Из книг по истории туризма можно отметить Долгоженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР . В своей книге автор начинает историю туризма в России с 1777 года, к которому относиться первое зафиксированное упоминание об туристической поездке за границу организованной Вениамином Геншом, содержателем пансиона в Москве, для молодых дворян, рассказывает о появлении первых клубов в дореволюционной России и повествует о развитии туризма во времена СССР вплоть до середины восьмидесятых годов прошлого века. Из современных авторов следует отметить так же книгу Алексеева А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории развития) ,автор начинает повествование так же с 1777 года и заканчивает современностью 2013 годом, помимо истории активного и спортивного туризма в книге содержится анализ основополагающих документов, рассматривается взаимодействие с государством, присутствуют интересные отступления биографии и воспоминания известных туристов, рассказы о походах.
В группе работ по методике спортивного туризма можно отметить публикации следующих авторов: Востоков И.Е «Классификация пешеходных маршрутов» в которой изложены методические рекомендации для туристических групп по пешеходному туризму, классифицированы различные препятствие на маршруте и как приложение список категорированных маршрутов. Федотов Ю.Н «Теория и методика спортивного туризма» учебное пособие для ВУЗов, в котором рассказывается краткая история спортивного туризма в России, расписана методика проведения и организации походов по различным видам туризма.
Отдельную группу составляют работы по красноярскому столбизму. Прежде всего, это статьи красноярских авторов Подберёзкина Л.З., Абрамова Б.Н., Беляк И.Ф., освещающие разные аспекты этого общественного явления. Большая часть их - рассказы и воспоминания авторов, описание скал и маршрутов на них, небольшие очерки по истории столбизма. Представленные в основном на электронных ресурсах работы о красноярских столбах нередко издаются в виде сборников различных статей, рассказов, описаний маршрутов, изб и т.д. Существует даже газета «Столбист», в которой пишут статьи различные авторы, в большинстве своём сами являющиеся столбистами. В то же время, поскольку профессиональных историков среди них нет, то и проблемой образования столбизма как исторически сложившегося явления никто не занимался.
Более раскрыта в литературе тема альпинизма. Этот вид туризма наиболее известный и массовый, поэтому о нем существует множество книг, начиная от воспоминаний известных альпинистов и заканчивая учебной литературой по технике альпинизма. Опять же если брать исторические исследования, то здесь существуют огромные пробелы.
Еще одним наиболее популярным видом туризма является спелеология. Этот вид также очень развит в Красноярском крае. По спелеологии существует ряд научных книг, например, таких авторов как Дублянский В.Н «Занимательная спелеология» Это книга о появлении и становлении такой науки как спелеология, процессах возникновения подземных полостей, о наиболее интересных карстовых районах мира; Цыкин О.Р. «Пещеры Красноярского края» , в книге описывается теория происхождения пещер вокруг Красноярска и содержится описание наиболее интересных из них. Далее нужно отметить книги по технике спелеологии Недков П. Азбука одноверевочной техники , Серафимов К.Б «Современное состояние SRT» ., это материалы по специальной технике передвижения в пещерах, направленные на узкий круг лиц занимающихся спелеологией. Существуют также периодические издания, выпускавшиеся и выпускаемые по сей день, спелеологическими клубами различных регионов.
В советское время издавались журналы, связанные с туристической тематикой. Многие из них выходят и сейчас. Среди них можно выделить следующие журналы: «Турист» (издается с 1966 года, правопреемник журнала «На суше и на море», издававшегося с 1929 года), «Уральский следопыт» (выходит с 1935 года). Также существуют журналы, появившиеся в постсоветский период, например, «Туризм и отдых» (с 1995 до 2012 года), «Риск онсайт» (с 2001 года). Что касается истории развития спелеологии, то вся имеющаяся информация недостаточно структурирована. Существуют отдельные знания в виде тех же воспоминаний и известных фактов, и открытий. Если брать другие виды туризма, то там практически та же ситуация. Вообще данная тема очень обширна и требует подробного изучения и глубокого подхода.
Объектом исследования в данной работе являются разные виды активного туризма в России, в частности, в Красноярском крае.
Предметом исследования выступает влияние активного туризма на воспитание подростков и молодежи, формирование у них исторического сознания на примере молодежного туристического клуба Конгломерат.
Территориальные рамки исследования. Поставленные в работе проблемы решаются на примере Красноярского края, в котором активно развивается как спелеология - наука о пещерах, так и конкретная практика. То есть рассматривается история развития и конкретной деятельности красноярских спелеологических команд и клубов.
Процессы, проходившие в крае, анализируются в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с аналогичными процессами в России.
Хронологические рамки работы охватывают весь период становления активного туризма как вида деятельности - с середины 18 века до современности.
Цель выпускной работы - собрать и проанализировать имеющиеся знания по истории активного туризма на территории Красноярского края, понять, насколько взаимосвязаны политические и экономические процессы, происходившие в государстве, с общественно-культурной жизнью общества, и оценить возможность использования активного туризма как средства для воспитания подростков и молодежи.
Для достижения поставленной цели было нужно решить следующие задачи:
- дать общие понятия активного туризма;
- проанализировать развитие активного туризма в России в разные периоды времени: от зарождения до современности;
- выявить специфику становления и развития красноярских туристических клубов;
- изучить опыт работ по проблемам психологических особенностей подросткового и юношеского возрастов;
- дать определение понятия воспитания как социально-педагогического явления;
- рассмотреть воспитание как составляющую часть деятельности молодежных туристических клубов;
- на примере деятельности молодежного туристического клуба «Конгломерат» проанализировать реализацию социально-педагогической направленности туристических объединений Красноярского края.
Методологическая основа. В методологическую основу исследования легли главные принципы исторической науки, к которым относится объективность и историзм, комплексность исследований изучаемых проблем, что обеспечивает научный подход при изучении истории активного туризма в России и Красноярском крае в частности, анализ места туризма в системе государства и общества, а также взаимосвязи политических и социальных процессов в стране с динамикой туристской деятельности.
Методы исследования: общетеоретические - проблемный анализ психолого-педагогической, научно методической и справочной литературы, нормативно-правовой и программно-проектной документации по тематике исследования; сравнение, сопоставление, обобщение, интерпретация; педагогическое моделирование;
эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта реализации образовательного процесса молодежного клуба Конгломерат, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности членов клуба, самооценка, наблюдение.
Характеристика источников Основные использованные источники в данной работе относятся к письменным, среди которых:
Документальные
- картографические, карты и планы пещер с указанием года их составления. Изучая карты пещер можно понять, как менялась техника и приборы для составление карт, по числу составленных карт можно понять какие районы изучались в какой период времени и оценить пики активности исследователей.
- актовые, в данной работе использовались законодательные акты федерального и регионального уровня в сфере туризма.
- канцелярские, реестры (каталоги) пещер из которых можно почерпнуть об истории спелеологии и отчеты о прохождении спортивных спелеологических маршрутов.
Повествовательные
- личные, воспоминания руководителей ФСТ, различных туристских организаций и красноярских спелеологов, представленных как на электронных ресурсах, так и в книгах по спортивному туризму1112.
- художественные произведения, рассказы и очерки красноярских спелеологов.
Структура работы . Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной работе проведено исследование развития, активного туризма, с одной стороны как вида проведения досуга молодежи, с другой стороны, как конкретных форм и методов его использования для изучения истории родного края и страны в целом. Основной упор исследования лег на развитии такого вида спортивного туризма, как спелеотуризм.
Анализ истории развития активного туризма в России, показал прямую связь между общим развитием страны и досугом граждан, в частности, с отдыхом в его активной форме. В свою очередь, возможность людей путешествовать и заниматься спортивным туризмом напрямую связана с их социальным положением, уровнем доходов, семейным положением, наличием, либо отсутствием свободного времени, физических возможностей. Все эти факторы в совокупности показывают общее состояние дел в стране, его внутриполитический и внешнеполитический курсы.
Наличие исторического анализа позволяет не только повысить знание в истории туризма, но через его призму оценить те или иные исторические процессы, проходящие в государстве.
Исторически Красноярский край всегда являлся базой для активного самодеятельного туризма, о чем свидетельствует большой накопленный опыт и признание высокого уровня красноярских туристических объединений в общероссийских и мировых сообществах.
Вместе с тем, отсутствие достаточной методологической основы для использования самодеятельного туризма, как педагогического инструмента по формированию физически и социально здоровой личности подростка привело к тому, что в сложные социально-экономические периоды страны эти формы работы с подростками были практически утеряны.
Представленная работа на базе молодежного клуба «Конгломерат», имеющий более чем 35-летнюю историю, позволяет не только аккумулировать накопленный опыт, но и дает универсальную методологическую основу для реализации аналогичных форм воспитания на базе любой молодежной организации.
Учитывая тот факт, что в последние годы возрождение и развитие туризма входит в одно из приоритетных государственных направлений, для педагогов, работающих с детьми, подростками и молодежью - это действенный «рабочий инструмент», позволяющий реализовывать свою деятельность в актуальном направлении с практически применимыми навыками.
Однако, учитывая тот факт, что молодежные туристические клубы принимают подростков вне зависимости от их материального и социального положения, необходима ресурсная поддержка со стороны государства, чтобы данная созидающая форма воспитания подростков могла быть реализована для всех в равной степени.



I Долгоженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР Ростов на Дону, 1988
2Шаповалов Г.Ф. Истрия туризма Минск, 1999г.
ЗКаиров В.М. Традиции и исторический процесс. / рос. Акад. Управления.
- М.: Луч, 1994. - 134 с
4А.А. Остапец Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся Методические рекомендации Москва 2001.
5Деев А.Л. Краеведение средство формирования гражданственности школьников Фундаментальное исследование 2005г №4
6СТАТЬ ЛИДЕРОМ. История красноярского альпинизма от СК «Енисей» ПО «Красмашзавод»: Воспоминания и рассказы / сост. Ю. Г. Сапожников, А. В. Кузнецов, Н. Н. Захаров. Красноярск, 2017.
7Цыкин Р.А., Цыкина Ж.Л., Добровольский М.Н. Пещеры красноярского края Красноярск 1974.
8Вслед за каплей воды В.Н Дублянский Москва 1971
9Занимательная спелеология В.Н Дублянский Урал LTD 2000
10 Кириллов М.В. Природа Красноярского края и ее окрестности: Учеб. пособие. - Красноярск. 1998.
II Ю.С. Путрик История туризма учебник Москва 2014.
12 Соколова М.В. История туризма Учебное пособие Москва 2002
13 Писаревский Е.Л. Туристская деятельность. Проблемы правового регулирования. Владивосток, 1999
14 Туризм как социокультурное явление: монография. Науч. ред. Захарова Л.Н. Тюмень 2003.
15 Востоков И.Е. Спортивный туризм: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Академия», 2001.
16 Тищенко Л.Д. Туризм - лучший отдых. М. «Медицина», 1982.
Малинина С.Ю. Красноярский край: Путеводитель. - М.: изд-во «Ле
Пти ФЮТЕ», 2001.
18 Кириллов М.В. Природа Красноярского края и ее охрана: Учеб. пособие. - Красноярск, 1983.
19 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. 2000
20 Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Академия 2009
21 Шварцман К.А. Философия и воспитание. Москва, 1989.
22 Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. Москва, 1997.
23 Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания // Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — Москва: Вентана-Граф, 2002.
24 Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребёнка. - Санкт- Петербург, 2003.
25 Толковый словарь русского языка: В 4 т. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.
26 Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. Москва, 1995.
27 Кон И. С. Психология ранней юности. Москва,1989
28 Теория и методика спортивного туризма: учебник/ под ред. В.А. Таймазова и Ю.Н. Федотова Москва 2014
29 Самойленко А.А. География туризма. - Ростов на Дону, Феникс, 2006.
30 Черемисин, П.А. Виды современного туризма / П.А. Черемисин // География в школе.- 2010.
31 Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие. - Санкт- Петербург, Герда, 2006.
Соколова, М.В. История туризма. Учебное пособие [Текст] / М.В.
Соколова. - М.: Мастерство, 2002.
33 Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2010.
34 Проблемы взаимодействия спортсменов-спелеологов с Туристско- спортивным Союзом России (ТССР) и другими туристскими и спортивными организациями. Статья Павлов Е.В.
35 Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: -учебник/Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н.Федотова, -2 е изд., испр. и доп. -Москва, Советский спорт, 2008,
36 Современное состояние SRT. Серафимов К.Б Пермь 1991,
37 Классификация пешеходных маршрутов / [ВЦСПС], Центр. совет по туризму и экскурсиям, Упр. самодеят. туризма; [Разраб. И. Е. Востоков]. - М. ЦРИБ "Турист", 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ