РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
Введение 3
1. Цели и задачи иноязычного образования в области обучения
говорению на уровне 8 класса 6
1.1. Говорение как ведущий вид речевой деятельности 6
1.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе
обучения английскому языку 10
1.3. Роль стратегической компетенции в развитии устной речи
обучающихся 13
1.4. Требования к освоению говорения в 8 классе 17
1.5. Основные принципы формирования навыков говорения 20
Выводы по главе 1 24
2. Развитие беглости речи как маркера уровня сформированности
иноязычной коммуникативной компетенции 25
2.1. Требования к беглости речи по шкале общеевропейских языковых
компетенций 25
2.2. Диагностика сформированности беглости монологической речи
обучающихся 8 класса 26
2.3. Определение уровня беглости речи обучающихся 8 класса в рамках
диалога 31
2.4. Методический аспект формирования беглой речи у обучающихся 8
класса 37
2.5. Проведение формирующего эксперимента по развитию беглости речи
на английском языке 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б
1. Цели и задачи иноязычного образования в области обучения
говорению на уровне 8 класса 6
1.1. Говорение как ведущий вид речевой деятельности 6
1.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе
обучения английскому языку 10
1.3. Роль стратегической компетенции в развитии устной речи
обучающихся 13
1.4. Требования к освоению говорения в 8 классе 17
1.5. Основные принципы формирования навыков говорения 20
Выводы по главе 1 24
2. Развитие беглости речи как маркера уровня сформированности
иноязычной коммуникативной компетенции 25
2.1. Требования к беглости речи по шкале общеевропейских языковых
компетенций 25
2.2. Диагностика сформированности беглости монологической речи
обучающихся 8 класса 26
2.3. Определение уровня беглости речи обучающихся 8 класса в рамках
диалога 31
2.4. Методический аспект формирования беглой речи у обучающихся 8
класса 37
2.5. Проведение формирующего эксперимента по развитию беглости речи
на английском языке 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б
В настоящее время иностранный язык занимает важное место в образовании молодежи. Благодаря широкому развитию международных связей в сфере культуры, науки и технологий, обучающиеся все больше заинтересованы в будущей успешной карьере, для которой владение иностранным языком является практически обязательным условием. Однако в данном случае под “владением иностранным языком” понимается не только умение читать и писать на английском языке, но и способность передавать информацию устно. В этом случае беглость речи играет огромную роль, так как при ее нарушении может возникнуть трудность восприятия речи, потеряться интерес в общении, а, следовательно, и уровень ее понимания собеседником может упасть. Именно беглость речи у современных обучающихся государственных школ развита относительно слабо, несмотря на требование ФГОС по развитию иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя данную характеристику говорения на иностранном языке.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что будущим специалистам в наше время необходимо уже в школе овладеть способностью доходчиво, точно и без колебаний донести информацию, чтобы после выпуска достичь успеха как в карьере, так и в повседневной жизни. Однако без четкого осознания, как данный навык формировать и оценивать, развивать его будет довольно сложно.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическая апробация методов диагностики и развития беглости речи обучающихся 8 класса. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. описать сущность иноязычной коммуникативной компетенции;
2. проанализировать требования к говорению и беглости речи;
3. рассмотреть критерии оценивания беглости монологической и диалогической речи;
4. проверить эффективность разработанной системы оценивания на уроке английского языка.
Объектом данного исследования является обучение говорению как составляющей коммуникативной компетенции. Предметом же выступает развитие беглости речи у обучающихся 8 класса на уроке английского языка.
Для написания теоретической части были использованы следующие методы: метод анализа (при исследовании требований к овладению иноязычной коммуникативной компетенции в ФГОС ООО), метод классификации (при описании структуры коммуникативной компетенции), метод дедукции (при описании принципов формирования навыков говорения). В практической части были применены следующие методы: метод наблюдения (при определении слабых сторон беглости речи обучающихся), метод измерения (при подсчете результатов ответов обучающихся по разработанной шкале), метод сравнения (при сопоставлении первичных и конечных результатов ответов обучающихся).
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких отечественных ученых методистов и лингвистов, как И. А. Зимняя, Д. А. Иванов и О. В. Соколова, Н.В. Щеглова, О. Н. Михайлина, М. А. Карпова и таких зарубежных методистов, как Майкл Канале, Мэррилл Суэйн, Лайл Бахман, Ребекка Хьюз, Ричард Шмидт, Скотт Торнбери, Эвелина Галакзи, Фрида Г олдман-Эйслер, Хайди Риггенбах.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и Приложения. Первая глава посвящена описанию теоретических предпосылок и оснований исследования беглости речи. Здесь описывается объект исследования - иноязычная коммуникативная компетенции, которая рассматривается, во-первых, в контексте цели иноязычного образования, а также с точки зрения алгоритма ее формирования в процессе обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности. В главе 1 анализируется влияние преподавания коммуникативных стратегий на развитие разговорной речи обучающихся, а также требования к говорению в 8 классе. Теоретическая часть исследования завершается описанием основных принципов формирования разговорных навыков.
Вторая глава посвящена предмету исследования - формированию беглости речи у обучающихся 8 класса. В ней описываются основные требования к беглости речи в соответствии со шкалой общеевропейских языковых компетенций, разрабатывается авторская система критериев, которую можно применить на уроке для оценивания беглости речи; описываются эффективные приемы формирования данного навыка и эксперимент, проведенный на уроках английского языка в 8 классе.
В Заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
Приложение А включает пример задания на развитие умения использовать средства обратной связи. Приложение Б включает пример наглядной опоры, выданной обучающимся для выполнения задания при контрольном тестировании беглости диалогической речи.
Список использованных источников содержит 30 позиций.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что будущим специалистам в наше время необходимо уже в школе овладеть способностью доходчиво, точно и без колебаний донести информацию, чтобы после выпуска достичь успеха как в карьере, так и в повседневной жизни. Однако без четкого осознания, как данный навык формировать и оценивать, развивать его будет довольно сложно.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическая апробация методов диагностики и развития беглости речи обучающихся 8 класса. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. описать сущность иноязычной коммуникативной компетенции;
2. проанализировать требования к говорению и беглости речи;
3. рассмотреть критерии оценивания беглости монологической и диалогической речи;
4. проверить эффективность разработанной системы оценивания на уроке английского языка.
Объектом данного исследования является обучение говорению как составляющей коммуникативной компетенции. Предметом же выступает развитие беглости речи у обучающихся 8 класса на уроке английского языка.
Для написания теоретической части были использованы следующие методы: метод анализа (при исследовании требований к овладению иноязычной коммуникативной компетенции в ФГОС ООО), метод классификации (при описании структуры коммуникативной компетенции), метод дедукции (при описании принципов формирования навыков говорения). В практической части были применены следующие методы: метод наблюдения (при определении слабых сторон беглости речи обучающихся), метод измерения (при подсчете результатов ответов обучающихся по разработанной шкале), метод сравнения (при сопоставлении первичных и конечных результатов ответов обучающихся).
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких отечественных ученых методистов и лингвистов, как И. А. Зимняя, Д. А. Иванов и О. В. Соколова, Н.В. Щеглова, О. Н. Михайлина, М. А. Карпова и таких зарубежных методистов, как Майкл Канале, Мэррилл Суэйн, Лайл Бахман, Ребекка Хьюз, Ричард Шмидт, Скотт Торнбери, Эвелина Галакзи, Фрида Г олдман-Эйслер, Хайди Риггенбах.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и Приложения. Первая глава посвящена описанию теоретических предпосылок и оснований исследования беглости речи. Здесь описывается объект исследования - иноязычная коммуникативная компетенции, которая рассматривается, во-первых, в контексте цели иноязычного образования, а также с точки зрения алгоритма ее формирования в процессе обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности. В главе 1 анализируется влияние преподавания коммуникативных стратегий на развитие разговорной речи обучающихся, а также требования к говорению в 8 классе. Теоретическая часть исследования завершается описанием основных принципов формирования разговорных навыков.
Вторая глава посвящена предмету исследования - формированию беглости речи у обучающихся 8 класса. В ней описываются основные требования к беглости речи в соответствии со шкалой общеевропейских языковых компетенций, разрабатывается авторская система критериев, которую можно применить на уроке для оценивания беглости речи; описываются эффективные приемы формирования данного навыка и эксперимент, проведенный на уроках английского языка в 8 классе.
В Заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
Приложение А включает пример задания на развитие умения использовать средства обратной связи. Приложение Б включает пример наглядной опоры, выданной обучающимся для выполнения задания при контрольном тестировании беглости диалогической речи.
Список использованных источников содержит 30 позиций.
Проанализировав требования к говорению обучающихся 8 класса, мы пришли к выводу, что беглости речи в настоящее время не придается большое значение на уроках английского языка, хотя её качественное развитие является условием для успешной коммуникации. Так как примерная программа, предоставленная государством, не включает в себя такой важный аспект, как беглость речи, планирование по работе над ее развитием у обучающихся практически полностью зависит от школьных составителей учебного плана. Разработанные нами критерии оценивания беглости речи появились благодаря идее о том, каким образом можно помочь преподавателям и учителям сделать работу на уроке более продуктивной и отвечающей поставленным государственным стандартом требованиям.
Владение языком подразумевает способность разумно, доходчиво и точно донести информацию до собеседника, а также умение участвовать в дальнейшем взаимодействии. Часто понимание термина “иноязычная коммуникативная компетенция” сводится к одному слову - говорение. Однако, это лишь один из видов речевой деятельности, и, как показало исследование, иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя намного большее число компонентов. К ним относятся стратегическая, прагматическая, социокультурная и речевая компетенции, которые неразрывно связаны с беглостью речи.
Обучение применению коммуникативных стратегий является одним из решений проблемы, оказывающей наибольшее влияние на приостановку коммуникации - незаполненные паузы, которые также способствуют потере интереса к продолжению диалога в силу сложности его ведения.
Практическим результатом данной работы стало описание критериев оценивания беглости речи, а также описание процедуры диагностики сформированности и развития беглости как важного параметра говорения на протяжении длительного времени, а не только в контексте серии уроков.
Другим практическим результатом стала инвентаризация способов повышения беглости речи, которые затем были апробированы в условиях групповых занятий. Исследование показало, что применение критериев при оценивании беглости речи способствует более логичному планированию развития коммуникативных навыков, что, в свою очередь, ведет к улучшению результатов обучающихся в разговорной речи.
Перспективой данного исследования является создание четкой системы методических рекомендаций для развития беглости речи в условиях учебной группы. Уроки, в которых данный аспект речи учтен, необходимо проводить в течение всего образовательного процесса. Таким образом, при обязательном включении беглости речи в планирование уроков, можно значительно приблизиться к достижению тех общих целей, которые были поставлены ФГОС ООО.
Владение языком подразумевает способность разумно, доходчиво и точно донести информацию до собеседника, а также умение участвовать в дальнейшем взаимодействии. Часто понимание термина “иноязычная коммуникативная компетенция” сводится к одному слову - говорение. Однако, это лишь один из видов речевой деятельности, и, как показало исследование, иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя намного большее число компонентов. К ним относятся стратегическая, прагматическая, социокультурная и речевая компетенции, которые неразрывно связаны с беглостью речи.
Обучение применению коммуникативных стратегий является одним из решений проблемы, оказывающей наибольшее влияние на приостановку коммуникации - незаполненные паузы, которые также способствуют потере интереса к продолжению диалога в силу сложности его ведения.
Практическим результатом данной работы стало описание критериев оценивания беглости речи, а также описание процедуры диагностики сформированности и развития беглости как важного параметра говорения на протяжении длительного времени, а не только в контексте серии уроков.
Другим практическим результатом стала инвентаризация способов повышения беглости речи, которые затем были апробированы в условиях групповых занятий. Исследование показало, что применение критериев при оценивании беглости речи способствует более логичному планированию развития коммуникативных навыков, что, в свою очередь, ведет к улучшению результатов обучающихся в разговорной речи.
Перспективой данного исследования является создание четкой системы методических рекомендаций для развития беглости речи в условиях учебной группы. Уроки, в которых данный аспект речи учтен, необходимо проводить в течение всего образовательного процесса. Таким образом, при обязательном включении беглости речи в планирование уроков, можно значительно приблизиться к достижению тех общих целей, которые были поставлены ФГОС ООО.
Подобные работы
- Обучение диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Аксиологические прилагательные тематической группы
«характеристика человека» (на материале английского языка)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Аутентичность как одно из требований к организации обучения
иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Активизация речевых умений говорения у обучающихся старших классов на уроках английского языка с помощью ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Лексический подход в обучении французскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



