Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией

Работа №168231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы113
Год сдачи2024
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и анатомических нарушений артикуляционной моторики 7
1.1 Общая характеристика дизартрии 7
1.2 Особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с
дизартрией 15
1.3 Анатомические дефекты артикуляционного аппарата 23
1.4 Особенности коррекции нарушений артикуляционной моторики у
старших дошкольников 31
Выводы по I главе 41
Глава II. Исследование уровня сформированности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и анатомических нарушений артикуляционной моторики 44
2.1 Организация и методы исследования артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрии и анатомических нарушений артикуляционной моторики 44
2.2 Анализ результатов проведённого исследования 63
Выводы по II главе 74
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 75
3.1 Комплекс упражнений по коррекции дизартрии и анатомических
нарушений артикуляционной моторики 75
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 84
Выводы по III главе 94
Заключение 95
Список использованных источников 99
Приложение А 108
Приложение Б 111


Актуальность. В современном мире не теряет своей актуальности проблема развития артикуляционной моторики у детей. Это необходимо в тех случаях, когда имеются речевые нарушения, ухудшающие функционирование артикуляционной моторики. При этом речевую функцию следует считать не только важным инструментом познавательной деятельности, но и фундаментом психического развития, т.к. на её основе формируются многие психические процессы. Также это позитивным образом влияет на социализацию ребёнка. Из-за действия различных негативных факторов часто созревание речи, в особенности её моторного обеспечения, ухудшается, что сказывается на качестве произношения, это нарушение в логопедии и неврологии называется дизартрией.
По различным данным отмечается увеличение количества детей, имеющих дизартрию. Всемирная организация здравоохранения считает, что это нарушение встречается у 25-30% дошкольников в России. Другие авторы также подчёркивают тенденцию к росту числа дошкольников с данной патологией. Ввиду различных негативных пренатальных и постнатальных факторов при дизартрии поражаются определённые внутримозговые структуры, из-за которых нарушается согласованная работа мышц артикуляционного аппарата. Кроме дизартрии, в практике логопеда часто встречаются «маленькие пациенты», имеющие анатомические нарушения артикуляционного аппарата. В отличие от дизартрии, при таких нарушениях тонус и функционирование мышц нормальное, при этом возникают структурные дефекты в ротовой полости, мешающие правильной артикуляции звука. Такие нарушения, вызванные различными факторами, также требуют коррекции, при этом логопед может работать с ребёнком после медицинского лечения, заключающегося в придании артикуляционному аппарату правильного вида.
Описанные выше нарушения артикуляционного аппарата негативным образом сказываются на звукопроизношении ребёнка, при этом появляются ошибки в произнесении звука. Если при анатомических нарушениях, как правило, кроме неправильной артикуляции звука других речевых дефектов нет, то при дизартрии, имеющей патогенез на уровне внутримозговых речевых центров, отмечается недоразвитие голоса, просодики, и др. Коррекция артикуляционного аппарата является основной задачей логопеда при работе в детском саду, поэтому проблемой данного исследования является создание эффективного комплекса упражнений для исправления дефектов дизартрии и анатомических нарушений артикуляционного аппарата.
Цель данной работы заключается в составлении и внедрении комплекса артикуляционных упражнений с учетом выявленных особенностей артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.
Объект исследования: артикуляционная моторика у старших дошкольников.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и нарушениями артикуляционного аппарата.
Гипотеза: предполагается, что проведение комплекса упражнений, основанного на творческих и игровых заданиях, будет способствовать большей результативности развития артикуляционной моторики у старших дошкольников.
Поставленная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
3. Провести диагностику и проанализировать полученные данные разработанного комплекса диагностических методик, направленного на определение нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
4. Создать комплекс упражнений, направленный на коррекцию дефектов артикуляционного аппарата при дизартрии и анатомических нарушениях.
5. Показать результативность созданного комплекса упражнений через повторное логопедическое обследование.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализов).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов для проведения диагностики, коррекции нарушений артикуляционного аппарата у детей с дизартрией и с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.
Теоретико-методологические основы исследования: специфика артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией (Абрамова А.Н., Альминова Л.В., Бабий Т.В., Бабина Г. В., Баландина К.А., Баринова А.Л., Белякова Л.И., Вилисова Ю.К., Винарская E.H., Волкова, Л.С., Гребнева Е.А., Кудрявцева С.В., Куликова Е.В., Кутькова А.А., Лещенко С.Г.); анализ анатомических дефектов артикуляционного аппарата (Алиев Т., Водолацкого М.Л., Григорьева Л.П., Дымочка М.А., Иванова О.П., Клюшников О.В., Корсак А.К., Мамедов Ад.А.); коррекция дизартрии и анатомических дефектов артикуляционного аппарата (Абрамова А.Н., Альминова Л.В., Мертвищева К.З., Мершина С.А., Миронова В.В., Мишина Ю.С., Мустафаев Маг.Ш., Назаренко Е.В., Насибуллина А.Д., Негматова Д.У., Орлова Т.Е., Терехова Т. Н., Уклонская Д.В., Эшман С.А.).
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 компенсирующего вида «Лучик» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата города Красноярска». В исследовании участвовали 20 детей шести лет, из них 10 детей с дизартрией и 10 детей с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во-первых, рассматривалась характеристика дизартрии у старших дошкольников. Учитывая, что артикуляция звуков осуществляется в результате согласованной работы мышц артикуляционного аппарата, которую обеспечивают различные отделы нервной системы, их функционирование влияет на качественные свойства произносимых звуков. При наличии нарушения функционирования определённых отделов нервной системы ухудшаются качественные свойства дизартрии. Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением правильной иннервации речевого аппарата, т.е. нарушением координированной работы артикуляционных мышц, просвещается различными речевыми нарушениями, вызванными дефектом их взаимодействия с соответствующими отделами центральными нервными системами.
В неврологии в зависимости от локализации патологического очага представлена следующая классификация дизартрии у старших дошкольников: бульбарной дизартрии - парез, снижение тонуса мышц артикуляционного аппарата, невозможность выговорить отдельные звуки, замена их на новые звуки; псевдобульбарная (спастико-паретическая форма дизартрии) - сочетание спастичности, пареза и гиперкинеза, что приводит к различным речевым нарушениям; подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая) дизартрия - гиперкинезы, нестабильный тонус мышц речевого аппарата, что проявляется нарушением звукопроизношения и голоса; мозжечковая (атонически-астатическая) форма - мышечная гипотония, неправильная координация движений органов артикуляции, проявляется нарушением звукопроизношения; корковая дизартрия - артикуляционная апраксия, замена некоторых звуков.
Во-вторых, были рассмотрены особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией. Наличие внутримозговых
повреждений в моторных нервных центрах приводит к неправильному функционированию различных аспектов моторики: общей моторики, а именно наличию неврологических двигательных синдромов, мелкой моторики, т.е. неправильной работе движений пальцами рук, артикуляционной моторики, что подразумевает нарушение различных свойств мышц, обеспечивающих произношение звуков. Рассматривая детально артикуляционную моторику, можно выделить следующие её нарушения: дистония; нарушение подвижности артикуляционных мышц; гиперкинезы; тремор; атаксия; дисметрия; апраксия; девиация, парез. Все описанные нарушения приводят к либо к замене звука, который ребёнок не может произнести, либо к его искажённому произношению.
В-третьих, были рассмотрены анатомические нарушения артикуляционного аппарата. При дизартрии отсутствуют анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата. Такие дефекты обозначают структурные повреждения, мешающие полноценной артикуляции звука, образовавшихся в результате действия внутренних и внешних патологических факторов. Чаще всего они возникают в результате неправильного развития структур ротовой полости, могут быть вызваны травмами, а также генетическими и хромосомными заболеваниями и иными причинами. Лечением таких нарушений занимается стоматолог, а логопед начинает работать с ребёнком после восстановления структуры ротовой полости. Особой коррекционной проблемой являются патологические моторные стереотипы, сформировавшиеся в результате компенсации анатомических нарушений артикуляционной моторики. Часто на их исправление требуется значительное время.
В-четвёртых, для исследования особенностей артикуляционной моторики у старших школьников с дизартрией проводился констатирующий эксперимент. База проведения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 компенсирующего вида «Лучик» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата города Красноярска. Выборка была составлена из дошкольников, имеющих дизартрию, туда входят 5 детей, возраст которых равен 6 лет. Для проведения исследования была использована диагностическая методика, состоящая из следующих разделов: визуальный осмотр органов артикуляции; обследование двигательного потенциала губ, челюстей, языка, мягкого нёба; обследование мимической моторики.
В-пятых, проводился анализ результатов обследования. Было определено, что у старших дошкольников имеются нарушения артикуляционной моторики. Были получены следующие результаты: по критерию визуального осмотра: 70% детей с дизартрией - средний уровень, что подразумевает наличие некоторых отклонений в функционировании органов артикуляционного аппарата и мимических мышц; у 30% высокий уровень, характеризующийся наличием подозрений в отсутствии нарушений в функционировании органов артикуляционного аппарата и мимических мышц. 100% детей с наличием повреждений артикуляционного аппарата имеют низкий уровень, обозначающий наличие выраженных визуальных нарушений. По критерию обследование двигательного потенциала губ, челюстей, языка, мягкого нёба: 100% детей с дизартрией имеют умеренные нарушения функционирования артикуляционной моторики, ухудшающих звукопроизношение; 100% детей с повреждениями артикуляционного аппарата имеют низкий уровень, обозначающий наличие серьёзных нарушений функционирования артикуляционной моторики. По критерию обследование мимической моторики: 100% детей с дизартрией и повреждениями артикуляционного аппарата - средний уровень, наличие умеренных нарушений качественного состояния мимических движений.
В-шестых, для исправления нарушений артикуляционной моторики был создан комплекс логопедических упражнений, основанный на сочетании методов артикуляционной и мимической гимнастики. Все упражнения содержали игровые или творческие элементы, они подходят под возраст детей. Всего было проведено 10 упражнений артикуляционной гимнастики, 11 упражнений на формирование мимической моторики.
В-седьмых, по окончании коррекционной работы проводилось повторное обследование, позволяющее доказать эффективность созданного комплекса коррекционных упражнений. В результате, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов логопедического эксперимента, установлено, что результаты участвующих в исследовании детей улучшились, поэтому можно считать данную работу эффективной, для достижения более прогрессивных результатов её необходимо продолжать. Гипотеза доказана и нашла свое подтверждение в данной работе.



1. Абрамова А.Н. Рекомендации по коррекции нарушений моторики артикуляционного аппарата у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Н. Абрамова // В сборнике: Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 75-летию ООН. 2020. С. 139-142.
2. Алиев Т. Современные методы профилактики диастемы зубов у детей [Текст]/ Т. Алиев, Г. Джалилова, Р. Аббасова, Р. Пириев // International Independent Scientific Journal. 2022. № 37. С. 11-13.
3. Альминова Л.В. Применение кинезиологии при коррекции артикуляционной моторики при дизартрии [Текст] / Л. В. Альминова // В сборнике: Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. Сборник материалов VII Международной научно¬практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 223-226.
4. Бабий Т.В. Развитие артикуляционной моторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактического пособия «Волшебные ягодки» [Текст] / Т.В. Бабий // В сборнике: Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике. Сборник материалов XIV Всероссийской молодёжной научно¬практической конференции. 2019. С. 521-524.
5. Бабина Г. В. Логопедия. Дизартрия: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - Москва: МПГУ, 2016. - 104 с.
6. Баландина К.А. Формирование артикуляционной моторики детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии [Текст] / К.А. Баландина, Е.В. Шереметьева // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2009. С. 109-111.
7. Баринова А.Л. К вопросу о дизартрии как логопедической проблеме [Текст] / А.Л. Баринова // В сборнике: Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2015. С. 126-129.
8. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 56с.
9. Белякова Л.И., Волоскова H.H. Логопедия. Дизартрия [Текст]. /
Л.И. Белякова, H.H. Волоскова - М.: Просвещение: Владос, 2009. 320 с.
10. Веснина А.С. Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение артикуляционной моторики при дизартрии [Текст] / А.С. Веснина // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. 2014. С. 186-188.
11. Вилисова Ю.К. К вопросу системно-функционального анализа в диагностике дизартрии [Текст] / Ю.К. Вилисова / В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2015. С. 234-236.
12. Винарская E.H. Дизартрия [Текст]. / E.H. Винарская - М.: Астрель, 2006. 141 с.
13. Водолацкого М. Л. Ортодонтия. Учебное пособие/ Под общей редакцией профессора М. Л. Водолацкого. - Ставрополь. СГМА, 2005. - 200 с.
14. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. Дефект. фак. Пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп. [Текст] - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
15. Волосатова Е.Л. Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста / Волосатова Е.Л., Шереметьева Е.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 20-27.
16. Волосатова Е.Л. Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 20-27.
17. Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников [Текст] / Е.А. Гребнева // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 (117).
18. Григорьева Л.П. Прикус у детей. / Л. П. Григорьева - Полтава, 1995. — 232 с.
19. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М.: МГПИ им. Ленина, 1981. - С. 103-114.
20. Гусева П.В. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией [Текст] / П.В. Гусева // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 3. С. 80.
21. Дудник Д.А. Выявление особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [Текст] / Д.А. Дудник // В сборнике: Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике. Сборник материалов XVII Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Биробиджан, 2022. С. 352-355.
22. Дымочка М.А. Медико-социальная экспертиза детей с челюстно¬лицевыми мальформациями [Текст] / М.А. Дымочка, Л.Л. Науменко, Е.С. Красновская, Е.И. Дубынина // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2015. № 2. С. 29-33.
23. Елизарова С.В. Особенности артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / С.В. Елизарова // В сборнике: Наука и образование в современных условиях. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией
А.И. Вострецова. 2017. С. 520-527.
24. Ермолова Ж.А. Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе [Текст] / Ж.А. Ермолова // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 105-107.
25. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 288 с.
26. Жулина Е.В. Персонифицированный подход в логопедической работе с детьми раннего возраста с дизартрией [Текст] / Е.В. Жулина, М.В. Ботина // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 201-204.
27.Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Электрон. Ресурс]./ Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова - URL: http://pedlib.ru. - 10.04.2021 (Дата обращения: 15.08.2022)
28. Иванова О.П. Альтернативное лечение рецидива диастемы на верхней челюсти [Текст] / О.П. Иванова, Г.К. Карапетян, А.И. Гасанова, Е.Н. Абоугхаля // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы XXII международной научно-практической конференции. Н.-и. ц. «Академический». 2020. С. 3-7.
29. Киреенко М.В. Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / М.В. Киреенко // В сборнике: Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. Материалы конференции. Благовещенск,
2021. С. 514-519.
30. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов [Текст] / В.А. Киселёва, - М.: Школьная пресса, 2007 - 48 с.
31. Киселева В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст] / В.А. Киселева // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003. С. 39-50
32. Клюшников О.В. Ортопедическое лечение больных с использованием дентальных имплантатов [Текст] / О.В. Клюшников, Ю.М. Подкорытов, О.Н. Никитин // В книге: Вопросы. Гипотезы. Ответы: наука XXI века. Коллективная монография. Краснодар, 2013. С. 242-279.
33. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст]./ М.М. Кольцова - М.: Советская Россия, 1973.
34. Корсак А. К. Хирургическая стоматология детского возраста: учеб. - метод. Пособие / А. К. Корсак [и др.]. - Минск: БГМУ, 2010. - 115 с.
35. Кудрявцева С.В. Развитие артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст] / С.В. Кудрявцева, Л.В. Смирнова // В сборнике: Специальное образование. Материалы VIII Международной научной конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. 2012. С. 106-109.
36. Куликова Е.В. Современные дидактические игры в процессе автоматизации звуков при дизартрии [Текст] / Е.В. Куликова, С.А. Артемова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2022. № 2 (43). С. 82-85.
37. Курушина О.В. Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / О.В. Курушина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 4. С. 24-27.
38. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. / Н. В. Курякина - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001. - 744 с.: илл.
39. Кутькова А.А. Констатирующий эксперимент по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией / Кутькова А.А. // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 450-453.
40. Лещенко С.Г. Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами СУ-ДЖОК и биоэнергопластики [Текст] / С.Г. Лещенко, А.В. Крючкова // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 4-2 (16). С. 140-142.
41. Лопатина Л.В. Развитие моторной функции у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]. / Л.В. Лопатина - СПб., 1992.
42. Мамедов Ад.А. Структура и механизм произносительных расстройств у детей с аномалиями строения зубочелюстной системы [Текст] / Ад.А. Мамедов, О.Г. Приходько, Н.Ю. Григоренко, М.Л. Синяева,
В.В. Харке, Е.Г. Роговина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. Т. 6. № 3 (22). С. 57-64.
43. Мертвищева К.З. Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / К.З. Мертвищева // В сборнике: Современные тенденции развития системы образования. Сборник статей. Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары, 2018. С. 237-240.
44. Мершина С.А. Взаимовлияние развития общей, мелкой и
артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией и состояния их здоровья [Текст] / С.А. Мершина, А.В. Спирина // В сборнике: Здоровая среда - здоровое поколение. Сборник материалов Всероссийской научно-практической (очно-заочной) конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского. Под ред. Н.Н. Малярчук, А.В. Спириной, Т.В. Семеновских; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Тюменский государственный университет; Институт психологии и педагогики. 2018.
С. 56-59.
45. Миронова В.В. Аномалии развития языка и его заболевания. [Текст]/ В.В. Миронова, Н.Н. Соломатина, Ульяновск, 2015г.
46. Мишина Ю.С. Особенности речевой моторики старших дошкольников с дизартрией [Текст] / Ю.С. Мишина, Д.В. Солдатов // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Всероссийской студенческой научно¬практической конференции. Орехово-Зуево, 2021. С. 400-403.
47. Мустафаев Маг.Ш. Хирургическая стоматология детского возраста. / Маг.Ш. Мустафаев, Ф. Р. Батырбекова, Дж.Т. Кужонов - Нальчик: Каб. - Балк. Ун. - т, 2005. - 1 15 с.
48. Назаренко Е.В. Анализ научных исследователей по вопросу этиологии зубочелюстных аномалий у детей [Текст] / Е.В. Назаренко // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 169-171.
49. Насибуллина А.Д. Особенности логопедической коррекции нарушений психомоторных функций у младших школьников со стертой дизартрией [Текст] / А.Д. Насибуллина // В сборнике: Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители Т.А. Бочкарева, О.В. Кощеева. 2017. С. 290-295.
50. Негматова Д.У. Ортопедическое лечение больных с использованием дентальных имплантатов [Текст] / Д.У. Негматова, С.С. Зайниев, М.К. Камариддинзода // Academy. 2020. № 4 (55). С. 113-119.
51. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3. [Текст]/ Р.С. Немов - М., 1995.
52.Орлова Т.Е. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / Т.Е. Орлова // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 220-222.
53.Оськина Ю.С. Развитие артикуляционной моторики у детей с дизартрией на логопедических занятиях [Текст] / Ю.С. Оськина // В сборнике: Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация. Материалы X Международной научно-практической конференции. Под общей ред. Е.В. Прониной. Владимир, 2021. С. 288-290.
54. Парфенова В.В. Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст] / В.В. Парфенова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1 (64). С. 161-164.
55. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 49-54.
56. Спирина А.В. Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией / А.В. Спирина // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 4 (51). С. 71-73.
57. Стрельченко М.А. Проблема выявления органической дислалии у детей дошкольного возраста [Текст] / М.А. Стрельченко, Н.П. Рудакова // В сборнике: Голос и коммуникации в современном мире. Материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню логопеда. Под ред. Н. А. Калугиной, Е. А. Лариной. Хабаровск, 2020. С. 116-120.
58. Терехова Т. Н. Стоматология. Челюстно-лицевая хирургия: учеб. Пособие / Т. Н. Терехова [и др.]; под ред. Т.Н. Тереховой. - Минск: БГМУ, 2007. - 205с.
59. Уклонская Д.В. Основные направления логопедической коррекции произносительной стороны речи при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области [Текст] / Д.В. Уклонская, В.Е. Агаева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 218-221.
60. Фадеева Е.С. Особенности развития общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии средствами игровых упражнений [Текст] / Е.С. Фадеева / Аллея науки.
2022. Т. 1. № 2 (65). С. 729-733.
61. Хватцев М.Е. Логопедия [Текст] / Под ред. С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой. - М.: Владос, 2009.
62.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст]. / Г.В. Чиркина - М., 2005
63.Эшман С.А. Коррекция прикуса у детей с использованием артикуляционных упражнений и миогимнастики / С.А. Эшман // Альманах мировой науки. 2019. № 5 (31). С. 85-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ