Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168228

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.1. Проблема памяти в психологии 11
1.2. Развитие опосредованной памяти в младшем школьном возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы опосредованной памяти учащихся
младшего школьного возраста с зпр 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Особенности изучения опосредованной памяти учащихся младшего школьного
возраста с зпр 36
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Психологическая программа коррекции особенностей опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с зпр 44
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции опосредованной памяти учащихся
младшего школьного возраста с зпр 44
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции особенностей
опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с зпр 50
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 60
Выводы по третьей главе 68
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение 83


Актуальность исследования. В последнее время часто встречаются дети, имеющие физические или психические отклонения при поступлении в образовательное учреждение, особенно увеличилось число имеющих задержку психического развития (ЗПР).
Данная категория детей предполагает незначительные проблемы в развитии, которые могут проявляться в предпосылках интеллектуальной деятельности, в том числе и в мнемических процессах. Младший школьный возраст при данной патологии является сензитивным периодом для преодоления недостатков в познавательной сфере, поэтому исследование развития опосредованной памяти у данной категории - является одной из актуальных задач психологии и требует постоянного изучения и исследования.
Если этим детям вовремя не оказать психологическую и коррекционную помощь, то они переходят в группу детей с трудностями в обучении. Многие из них составляют дети с задержкой психического развития: количество таких детей среди дошкольников составляет 40%, среди неуспевающих младших школьников - 50%.
Особо важным является поиск эффективных методов коррекции и оптимизации развития памяти. Поэтому существует потребность в коррекционных мероприятия, направленных на развитие данной функции.
В нашем исследовании мы будем изучать особенности свойств опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития. В сравнении с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста дети с ЗПР отличаются тем, что не соответствуют своему возрастному периоду, так же данная категория детей характеризуется недоразвитием памяти. Чтобы максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с ослабленной памятью, необходимо больше внимания уделять наглядности, визуализации информации, многократному повторению материала.
В последнее время наблюдается тенденция роста численности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучение данного феномена имеет огромное социально-психологическое значение, что подтверждается большим количеством работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Г. Е. Сухаревой (1959), Т. А. Власовой (1996), М. С. Певзнер (1973), К. Л. Лебединской (1985), М. Трамера (1949) и других, что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности. Термин «Задержка психического развития» предложила Г. Е. Сухарева в 1959 году. Т. А. Власова (1996), М. С. Певзнер (1973) указывают
специфические особенности памяти детей с ЗПР. В их работах обобщены и отражены научные данные, которые характеризуют развитие различных аспектов познавательной деятельности детей с ЗПР. Все они устанавливают взаимосвязь задержки психического развития, состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве слабовыраженными органическими повреждениями ЦНС, что могло стать причиной недостаточного развития памяти у детей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной целью исследования был рассмотрен теоретический аспект проблемы исследования с использованием данных по общей, возрастной и специальной психологии, педагогики, дефектологи.
Изучив общую и специальную литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что в настоящее время проблеме исследования памяти посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов.
Говоря об общем состоянии разработанности проблемы памяти сегодня, следует отметить, что в настоящее время многие вопросы в изучении этого психического процесса остаются неразрешенными, в науке нет единой, законченной теории памяти, существует множество различных подходов к ее исследованию. Общепринятой классификацией видов памяти является выделение видов в зависимости характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению по трем основным критериям: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности и по продолжительности сохранения материала.
В ходе анализа литературы, мы выяснили, что память представляет собой один из ведущих психических процессов, имеющих особо важное значение в младших классах, когда сохранение полученной информации является основополагающим для успешной учебной деятельности.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим Блинова Л. Н. определила память как психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности...


1. Абдуллаева Э.А. Экспериментальное изучение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Аллея науки. - 2019. - № 5 (32). - С. 990-992.
2. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи / Н.Г. Алексеев.- М.: 2007.
3. Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология [Текст] / Г. К. Антошечкина, А. Г. Литвинова, Н. Ю. Верхотурова - 2019. № 5.
4. Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология [Текст] / Г. К. Антошечкина, А. Г. Литвинова, Н. Ю. Верхотурова - 2019. - № 5.
5. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М, 2005.
6. Асмолов, А. Г., Володарская И. А., Салмина Н. Г., Бурменская Г. В., Карабанова О. А. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 16-24.
7. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития: дис. ... д-ра психол. н. / Наталья Викторовна Бабкина. - М., 2017. - 263 с.
8. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие : 16+ / Н. В. Бабкина. - Москва : ВЛАДОС, 2018. - 143 с.
9. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР. / Н.В. Бабкина. - М., 2006.
10. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с
задержкой психического развития. - М. : Когито-Центр, 2009. - 191 с.
11. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. / Н.Л. Белопольская// Изд. 3-е, стереотип. - М., 2009.
12. Боброва, А. А. Моделирование как коррекционное средство обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. А. Боброва. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 17 (151). - С. 245-248.
13. Бойко А.А. Диагностика памяти младших школьников с задержкой
психического развития // Проблемы теории и практики современной науки: Материалы VI Международной научно -практической
конференции: Сборник научных трудов. - Чебоксары: ООО «НОУ «Вектор науки», 2016. - С. 90-93.
14. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С.33 - 43.
15. Венгер, АЛ. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. / АЛ. Венгер .- М.: Генезис 2005. -160 с...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ