Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии 9
1.1. Проблема внимания в научной литературе 9
1.2. Проблема внимания в старшем дошкольном возрасте 23
1.3 Мульттерапия как метод развития внимания старших
дошкольников 28
Выводы по I главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование развития внимания старших
дошкольников с помощью мульттерапии 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
Выводы по II главе 70
Заключение 73
Библиографический список 78
Приложения 82
Актуальность исследования. Многообразие контактов людей друг с другом, поток информации, расширение видов массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Дошкольное образование в настоящее время позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат [10, с. 38].
Сегодня этот вопрос приобрел особую актуальность и важность в связи с резкой сменой социально-экономических условий в нашем обществе. В этих условиях произошли качественные изменения современного дошкольника. Вчерашние «дошколята», придя в первый класс, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания.
Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн под вниманием понимают направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту [34, с. 145].
Вниманию уделяли в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученные, каждый автор подходил к исследованию особенностей внимания с различной точки зрения. Изучением внимания, как психического процесса занимались такие психологи как В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге; их работы называют работами классиков экспериментальнойй психологии конца XIX начала XX вв. Вопросу развития внимания уделяли много в своих исследованиях С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский и многие другие.
Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития произвольного внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчивости и недостаток внимания у детей. Следовательно, одним из острых вопросов, связанных с развитием внимания в старшем дошкольном детстве, является вовремя начавшаяся диагностическая и коррекционная работа. Однако вопросы, непосредственно связанные с развитием внимания старших дошкольников, недостаточно проработаны, мало проведено исследований.
Данное исследование представляет определенный интерес, так как в качестве коррекционного метода выбрана мульттерапия. Мульттерапия - новое направление в развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии познавательных процессов. Однако в специальной литературе нет достаточных данных относительно развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.
Актуальность проблемы, присутствие ее в практике и ее недостаточная теоретическая разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Развитие внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии».
Объект исследования: внимание старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.
Цель: разработать и экспериментально исследовать возможности мульттерапии как метода развития внимания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: использование мульттерапии для развития внимания старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:
- оценка возраста и личных особенностей детей при выборе тем и содержания занятий;
- выполнение систематичности и длительности развивающих занятий;
- постановка понятной и достижимой цели занятия;
- проговаривание процедуры создания мультфильмов,
последовательности действий и возможных результатов;
- организация доброжелательных условий при групповой работе через соблюдение принципов принятия, безусловности, толерантности;
- подборка значимых тем и сюжетов мультфильмов, которые
соответствуют возрасту;
- поддержка положительного стимула собственной успешности через организацию просмотров в группе и положительных оценок родителей, и воспитателей и др.
Задачи:
1. Проанализировать проблему внимания в научной литературе.
2. Рассмотреть проблему внимания в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить мульттерапию как метод развития внимания старших дошкольников.
4. Провести констатирующее исследование уровня развития внимания старших дошкольников.
5. Разработать и провести программу развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.
6. Провести контрольное исследование уровня развития внимания старших дошкольников.
Теоретико-методологические основы исследования:
рефлекторная теория (И.П. Павлов, А. А.Ухтомский); теории внимания (Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т Рибо); теории и концепции развития внимания в дошкольном возрасте (В.А. Калягин, Е.В. Овчинникова, Н.В. Разживина и др.); теории периодизации детского развития (Л.О. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б Эльконин); исследования по арт-терапии (А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская и др.).
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психолого-педагогической научной литературы);
- эмпирические (эксперимент, тестирование);
- методы развивающей работы (мульттерапия);
- методы статистической обработки данных в психологии (определение достоверности различий с помощью U - критерия Манна - Уитни).
Для проведения нашего исследования были применены следующие методики:
- методика-модификация теста Рея «Тест переплетенных линий» (определение уровня развития устойчивости внимания);
- методика «Запомни и расставь точки» (определение объема внимания);
- методика «Проставь значки» (определение переключения и
распределения внимания);
- методика «Корректурная проба (Тест Бурдона)» (определение уровня концентрации внимания);
- методика Н.И. Гуткиной «Домик» (диагностика уровня развития произвольного внимания).
Экспериментальная база: исследование проводилось в период с 1 сентября 2014 года по 13 ноября 2015 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 319 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Свердловского района, г. Красноярска. Изначально исследование проводилось на 44 испытуемых старшего дошкольного возраста. На основании
констатирующего диагностического среза было выбрано 12 старших дошкольников, из которых 6 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 5 до 7 лет, с низким и средним уровнем развития внимания. Впоследствии из данных испытуемых были сформированы две группы: контрольная и
экспериментальная.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная работа систематизирует вопросы теории о развитии внимания, расширяет и углубляет имеющиеся представления о особенностях развития внимания старших дошкольников. Совокупность полученных в исследовании результатов содержит решение научной проблемы - развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологов при проведении развивающей работы с помощью мульттерапии с детьми старшего дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Внимание есть направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности, при этом направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
2. Виды внимания выделяются по активности человека (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное). Функциональная структура внимания представляет взаимосвязь его главных свойств: первичных (объем, сосредоточенность, устойчивость, распределение, концентрация) и вторичных (переключаемость и колебания).
3. Развитие внимания - основная задача дошкольного развития, поскольку является одним из непременных условий успешного обучения в школе, которая предъявляет требования к умениям действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
4. Мульттерапия является эффективным методом развития внимания, поскольку ее техники позволяют относительно безболезненно подступиться к глубинному бессознательному, стимулируют проработку внутренних переживаний, что обеспечивает защищенность и уменьшает сопротивление изменениям.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Диссертационная работа прошла апробацию на научном сайте http://www.sci-article.ru/stat.php?i=1449334559в идее статьи «Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников» и заслужила интерес рецензентов. Рецензенты отметили актуальность данной темы исследования, соответствие требованиям и рекомендовали статью к публикации.
Проведенное нами исследование было посвящено развитию внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.
Целью нашего исследования является разработка и экспериментальное исследование возможностей мульттерапии как метода развития внимания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: использование мульттерапии для развития внимания старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:
- оценка возраста и личных особенностей детей при выборе тем и содержания занятий;
- выполнение систематичности и длительности развивающих занятий;
- постановка понятной и достижимой цели занятия;
- проговаривание процедуры создания мультфильмов,
последовательности действий и возможных результатов;
- организация доброжелательных условий при групповой работе через соблюдение принципов принятия, безусловности, толерантности;
- подборка значимых тем и сюжетов мультфильмов, которые соответствуют возрасту;
- поддержка положительного стимула собственной успешности через организацию просмотров в группе и положительных оценок родителей, и воспитателей и др.
Мы сформулировали задачи, которые позволяют подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
Задачи:
1. Проанализировать проблему внимания в научной литературе.
2. Рассмотреть проблему внимания в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить мульттерапию как метод развития внимания старших дошкольников.
4. Провести констатирующее исследование уровня развития внимания старших дошкольников.
5. Разработать и провести программу развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.
6. Провести контрольное исследование уровня развития внимания старших дошкольников.
Для того, чтобы решить вышеперечисленные задачи, мы:
1. Провели анализ литературных источников по проблеме внимания, который позволил нам определить внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).
2. Рассмотрели проблему внимания в старшем дошкольном возрасте. У старших дошкольников непроизвольное внимание превалирует над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания. У старших дошкольников поднимается объем внимания: ребенок уже может функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Ребенку это дает потенциал осуществлять деятельность под руководством, возможно и не неинтересную. Старшие дошкольники могут работать не отвлекаясь, когда есть четкое понимание того, что свое дело необходимо завершить, даже тогда, когда возникла наиболее заманчивая перспектива.
Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к патологиям в деятельности ребенка. Также нами было определено что, развитие внимания - основная задача дошкольного развития. Впоследствии оно окажет содействие успешности обучения в школе, придет на помощь в качественном выполнении заданий и проверке себя. Как показывают исследования, для развития внимания необходима специально организованная работа.
3. Исследовали мульттерапию как метод развития внимания. Мульттерапия - новое направление в развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии познавательных процессов. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Мультипликация, как ни один вид искусства, не была так близка к игре. Мульттерапия аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития старших дошкольников. Техники арт- терапии позволяют относительно безболезненно подступиться к глубинному бессознательному, стимулируют проработку внутренних переживаний, что обеспечивает защищенность и уменьшает сопротивление изменениям.
4. Провели констатирующее исследование уровня развития внимания старших дошкольников. Изначально исследование проводилось на 44 испытуемых старшего дошкольного возраста. На основании констатирующего диагностического среза было выбрано 12 старших дошкольников, из которых 6 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 5 до 7 лет. Экспериментальная группа участвовала в развивающей программе, контрольная группа участвовала в эксперименте только для контроля на этапе констатирующего и контрольного исследования.
5. Для доказательства эффективности метода мульттерапии нами была разработана и реализована программа формирующих мероприятий. Целью программы стало развитие внимание старших дошкольников с помощью мульттерапии. В основе данной с помощью мульттерапии был положен учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, основные их потребности и возможности.
6. После окончания реализации развивающей программы со старшими дошкольниками нами было проведено контрольное исследование уровня их развития внимания и анализ полученных результатов.
По «Методике-модификации теста Рея «Тест переплетенных линий» до начала реализации программы по развитию внимания в экспериментальной группе дети поделились поровну: 50% детей показала низкий уровень устойчивости внимания, 50% - средний уровень его развития. Однако, после завершения программы развития внимания процент детей на низком уровне развития устойчивости внимания составил 33,3%, зато средний уровень развития внимания повысился, процент детей со средним уровнем устойчивости внимания составил 66,6%.
Методика «Запомни и расставь точки» в экспериментальной группе до начала реализации программы по развитию внимания показала, что процент детей с низким уровнем объема внимания составила 33,3%, и 66,6% детей имеет средний уровень объема внимания. Однако, после проведения развивающих занятий детей с низким уровнем объема внимания не осталось вообще, и все 100% детей имеют средний уровень его объема.
Результаты по методике «Проставь значки» для определения уровня развития переключения и распределения внимания в экспериментальной группе получились следующие, что до начала реализации программы по развитию внимания в экспериментальной группе присутствует 16,6% детей, которые имеют очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания, лишь 33,3% детей имеют низкий уровень его развития, а 50% детей группы имеют средний уровень развития переключения и распределения внимания. После развивающих мероприятий не осталось детей с очень низким уровнем развития переключения и распределения внимания вообще, процент детей, имеющих низкий уровень развития составил 16,6%, процент детей со средним уровнем развития переключения и распределения внимания составил 66,6%, и выявилось 16,6% детей уже с высоким уровнем его развития.
Диагностика «Корректурная проба (Тест Бурдона)» показала, что до начала реализации программы по развитию внимания в экспериментальной группе 33,3 % детей с низким уровнем развития концентрации внимания и 66,6% их составляют средний уровень его развития. После формирующих мероприятий на этапе контрольного исследования произошло снижение процента детей с низким уровнем концентрации внимания и составило 16,6%, процент детей со средним уровнем концентрации внимания остался неизменным - 50% детей, и выделилось 16,6% детей, имеющих высокий уровень развития концентрации внимания.
По методике Н.И. Гуткиной «Домик» до реализации программы в экспериментальной группе на этапе констатирующего исследования 33,3% детей имеет низкий уровень развития произвольного внимания, 66,6% их составляет со средним уровнем развития произвольного внимания. После проведения развивающих мероприятий на этапе контрольного исследования, детей с низким уровнем развития произвольного внимания не осталось, зато процент детей со средним уровнем развития произвольного внимания стал составлять 100%.
Также результаты статистического сравнения данных в экспериментальной группе на этапе контрольного исследования показали, что по всем проведенным диагностическим методикам на этапе контрольного исследования в экспериментальной группе достоверных различий не обнаружено, кроме показателей, по методикам «Запомни и расставь точки» и «Домик» Н,И, Гуткиной. Данные результаты попали в зону неопределенности, что говорит о том факте, что присутствует тенденция к достоверным различиям.
Таким образом, гипотеза о том, что использование мульттерапии для развития внимания старших дошкольников будет эффективным, подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 670 с.
2. Аксенова М.Н., Некрасова К.А. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С.25-32.
3. Асенин С.В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1992. - 148 с.
4. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. - М.: Искусство, 2003. - 114 с.
5. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. - М., 1993 - 389 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.
7. Брызгалова И.Л. Особенности использования мульттерапии при коррекции и развитии эмоциональной сферы у детей с задержкой развития // Детская и подростковая реабилитация. - 2010. - №2(15). - С. 31-39.
8. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. - 691 с.
9. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. -2001. - №12. - С. 54-61
10. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М.: PerSe, 2003. - 144 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т. - Т.3. - М.,1993. - 278 с.
12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1994. - 278 с.
13. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: «Педагогика», 1995. - 160 с.
14. Демина Л.Д. О нейрофизиологических механизмах внимания// Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.85-96.
15. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Педагогика. - 1997. - № 8. - С. 12-32.
16. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. - М., 2006. - 118 с.
17. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник. - М., 2002. - 441 с.
18. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. - 1992. - №5. - С. 44-55.
19. Запаренко В. «Как рисовать мультики». - Спб.: Издательство «Фордевинд», 2001. - 128 с.
20. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - 439 с.
21. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. - 654 с.
22. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М., 1998. - 525 с.
23. Коломинская Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей 6- летнего возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 321 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. -Т.2. - М., 1993. - 689 с.
25. Марьянович А.Т. Методика исследования динамики внимания //
Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С. 21-24.
26. Медеведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 362 с.
Т1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
28- Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 656 с.
29. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 104 с.
30. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 2002. - 429 с.
31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Н.В. Дубровиной. - М., 1999. - 385 с.
32. Проект «Мульттерапия» национального детского фонда. - М., 2008 - 2015. URL: http://multtherapy.ru/(Дата обращения: 10.10.2015).
33. Рибо Т. Психология внимания. - М., 1998. - 425 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -705 с.
35. Сазонов А.П. Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма. - М., 1987. - 232 с.
36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
31. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 168 с.
38. Страхов В.И. Внимание в структуре личности. - Саратов, 1991. - 154 с.
39. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 351 с.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 521 с.
41. Угарова Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1994. - С. 21.
42. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: "Педагогика", 1990. - 569 с.
43. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы . - М., 1989. - 147 с.
44. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - М.: Сфера, 1997. - 122 с.
45. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. - М., 1998. - 221 с.
46. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 4-15.
47. Якушева Т.Г. Индивидуальные особенности устойчивости внимания младших школьников на уроках // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С.22-33.