Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАНHOЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №168220

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Восприятие детьми дошкольного возраста художественной
литературы 8
1.2. Особенности восприятия художественной литературы детьми
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Основная характеристика театрализованной деятельности
дошкольника 19
1.4. Анализ методической литературы по проблемам использования
театрализованной деятельности 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Исследование особенностей восприятия литературного
произведения детьми старшего дошкольного возраста 37
2.2. Развитие у старших дошкольников понимания литературных
произведений средствами театрализованной деятельности 46
2.3. Сравнительный анализ данных исследования после формирующего
эксперимента 53
ВЫВДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Детская книга рассматривается как средство не только умственного но и нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
По данным ряда исследований, восприятия произведений искусства требует определенного творчества, он связан с активной ответной позицией воспринимающего, пониманием логики изложения поступков героев художественного произведения. Художественное восприятие должно быть «думающим»: оно включает осознание идейного содержания, эстетическую 3
оценку литературного текста и последующий эмоциональный отклик [17].
Отсюда следует важный для нашего исследования вывод, что восприятие ребенком сложного комплекса семантической информации, идей, настроений, которые несет в себе художественное произведение, зависит от многих причин - общего развития личности ребенка, его ориентировки в окружающей жизни, речевого воспитания, сформированности художественных способностей.
К старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие художественного образа литературных произведений. При этом очень важную роль играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение к эмоциональной жизни ребенка. В связи с этими значимым становится задача: найти такую деятельность, которая поможет процессу восприятия дошкольниками художественной литературы. Такой деятельностью может стать театрально-игровая.
В педагогических исследованиях показано, что театрализованная деятельность представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры [13]. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрально - игровой деятельности используется недостаточно.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность использования театрализованной деятельности в развитии восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия литературных произведений средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что театрализованная деятельность способствует совершенствованию восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- систематичность использования театрализованной деятельности в процессе расширения литературного опыта детей;
- анализ эмоциональных состояний персонажей литературного произведения;
- включение в игры-драматизации по сюжету произведения эпизоды, отсутствующие в литературном произведении, отражающие предполагаемые действия героев.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий выделить особенности восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
4. Провести формирующий эксперимент на основе результатов констатирующего эксперимента, направленный на развитие восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
5. Провести повторную диагностику особенностей восприятия
художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования явились теоретические взгляды таких ученых, как Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, О.М. Дьяченко, Н.М. Аксарина, М.М. Алексеев, Б.И. Яшина, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, А.К.Бондаренко и др.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, диагностик восприятия художественной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль[5].
Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольников. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения, развитию восприятия содержания художественного произведения;
2) специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию восприятия художественного произведения ребенком в ходе подготовки к театрализованной деятельности. Для этого используются разнообразные приемы работы.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Изучение литературных источников показало, что в ходе театрализованной деятельности можно наблюдать создание ребенком обобщенного эмоционально переживаемого образа героя. По нашему мнению, осознание смысла поступка героя, разумное «додействование за него» в воображаемых обстоятельствах способствуют интеллектуализации эмоций ребенка, его нравственному развитию. Наиболее существенным, мы считаем, стремление взрослого помочь ребенку уяснить, что характеры героев и их поступки определяют и общий итог действия, и то, что происходит с каждым героем.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствующим развитию ребенка в данный период онтогенеза, является игра. Она представляет собой наиболее адекватное средство для перестройки различных трудностей в психическом развитии. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций [11]. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В игре происходит постижение нового опыта, ребенок стремится научиться тому, что он еще не умеет, проявляет активность. А именно деятельность самого ребенка является движущей силой развития [32]. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Генезис театрализованной деятельности состоит из трех этапов: восприятия литературного произведения, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.
Индивидуальный подход давал возможность ориентироваться на индивидуально-психологические особенности каждого ребенка и выстраивать обучения с учетом этих особенностей.
Таким образом, наша опытно-экспериментальная работа доказала целесообразность применения театрализованной деятельности. Методически грамотное руководство этой деятельностью повышает возможности ребенка- дошкольника. Старший дошкольник качественнее воспринимает и оценивает литературное произведение. Предполагаемая нами гипотеза доказана, театрализованная деятельность способствует совершенствованию восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.


1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2015. №4.С. 24.
2. Алиева Т .И. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. 2016. №5. С.79.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.М.: СФЕРА, 2013.
4. Артемова Л. В. Театрализованныеигры дошкольников. М., 2010.
5. Беленькая Л.Ребенок и книга / Л. Беленькая. М., 2011.
6. Художественное творчество и ребёнок . Под ред. Н . А. Ветлугиной, М.: ПЕДАГОГИКА, 2012. 286 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по возрастной психологии.СПб.: СОЮЗ, 2011. С.37-95.
8. Гурович Л .М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 2013.29 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. 2011. №2.
10. Деркунская В.А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.
11. Запорожец А.В Психология восприятия ребёнком дошкольником литературного произведения //Избр. психол. труды. М., 2016. Т. 1.
12. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду //Дошкольное воспитание. 2015.№4.
13. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.,
2012.
14. Ле Тхи Ань Туэт. Формирование художественного восприятия литературных произведений. Автореф. дисс канд. пед. наук. М., 2016.24 с.
15. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 2014.
16. Молдавская Н.Д. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения: теоретические вопросы: Дис. д -ра пед. наук: М.: РГБ, 2012.
17. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной
литературы. М., 2012.
18. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 2013.№8.
19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учебники, учебные пособия.Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2010. 576с.
20. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественных произведений. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологическое исследование. Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: ПЕДАГОГИКА, 2016. С. 70-99.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост ., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.,
2012.
22. Рожина Л.Н. Развитие субъектной позиции ребёнка в режиссерских играх /Методические советы к программе «Детство». СПб.:ДЕТСТВО, 2011.
23. Сухомлинский В.А. О воспитании. Политиздат, 2015. 270 с.
24. Скляренко Г . Игры-драматизации // Дошкольное воспитание.
2013. №7.
25. Сорокина Н .Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 2014.№6, 10, 12; 1998№2.
26. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 2015.
27. Суслова Э. К ., Ботнарь В. Д . Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. 2014.№3.
28. Ушакова О .С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой //Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2014. С. 144-161.
29. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх// Художественное творчество и ребенок. М., 2012.
30. Флерина Е .А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника//Искусство в трудовой школе: Сб. статей / Ред. и вступит, слово А.В.Бакушинского. М.: Новая Москва, 2016. С. 13-34.
31. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.М.: ВЛАДОС, 2011.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: АКАДЕМИЯ, 2011. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ