Психологическая коррекция произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 1.1. Проблема внимания в психологии 8
§ 1.2.Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 13
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 19 Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§ 2.2. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 43
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 47
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 1.1. Проблема внимания в психологии 8
§ 1.2.Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 13
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 19 Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§ 2.2. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 43
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 47
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность исследования. Внимание - важнейший психический процесс, сопровождающий выполнение любой деятельности, как взрослых, так и детей. Внимание является одним из главных условий качественного, успешного овладения новыми навыками, а так же выполнения и применения привычных человеку умений. Несмотря на очевидную значимость и важность данного психического процесса изучение и определение содержания механизмов внимания является, на данный момент, важнейшей задачей для специалистов различных областей науки и требует подробного рассмотрения.
Проблемой внимания, как психического явления, занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский (1927), П.Я. Гальперин (1974), К.К. Платонов (1972), И. В. Страхов (1991). В своих работах они приходили к выводам о важности данного психического процесса, а так же делали заключения об особенностях внимания для детей разных возрастных групп и индивидуальных различиях.
Периодом формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания, является старший дошкольный возраст. Именно при условии успешного развития произвольного внимания ребенок может качественно осваивать и приобретать новые нужные ему навыки. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте, могут возникать проблемы в период школьной деятельности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблеме развития внимания детей старшего дошкольного возраста, уделяли внимание многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
В условиях современного мира факт наличия большой группы детей с функциональными нарушениями мозговой деятельности и центральной нервной системы учитывается недостаточно. Эти особенности негативно влияют на успешное усвоение образовательной программы. У детей данной группы замечают низкую продуктивность, снижение саморегуляции и контроля, впоследствии чего, дети оказываются в числе неуспевающих.
На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза раннего возраста является задержка психического развития (ЗПР). Именно это стало причиной повышенного интереса ученых разных областей науки к данной проблеме.
Стоит отметить, что в специальной литературе есть исследования отдельных психических функций у детей с задержкой психического развития, в том числе и внимания. У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность его основных свойств: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости [16, с.153]...
Проблемой внимания, как психического явления, занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский (1927), П.Я. Гальперин (1974), К.К. Платонов (1972), И. В. Страхов (1991). В своих работах они приходили к выводам о важности данного психического процесса, а так же делали заключения об особенностях внимания для детей разных возрастных групп и индивидуальных различиях.
Периодом формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания, является старший дошкольный возраст. Именно при условии успешного развития произвольного внимания ребенок может качественно осваивать и приобретать новые нужные ему навыки. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте, могут возникать проблемы в период школьной деятельности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблеме развития внимания детей старшего дошкольного возраста, уделяли внимание многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
В условиях современного мира факт наличия большой группы детей с функциональными нарушениями мозговой деятельности и центральной нервной системы учитывается недостаточно. Эти особенности негативно влияют на успешное усвоение образовательной программы. У детей данной группы замечают низкую продуктивность, снижение саморегуляции и контроля, впоследствии чего, дети оказываются в числе неуспевающих.
На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза раннего возраста является задержка психического развития (ЗПР). Именно это стало причиной повышенного интереса ученых разных областей науки к данной проблеме.
Стоит отметить, что в специальной литературе есть исследования отдельных психических функций у детей с задержкой психического развития, в том числе и внимания. У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность его основных свойств: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости [16, с.153]...
Именно задержка психического развития в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм психических патологий, что обуславливает повышенное внимания исследователей к данной проблеме.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети с задержкой психического развития характеризуются быстрой утомляемостью, рассеянностью, отвлекаемостью, а так же низким уровнем развития свойств произвольного внимания.
Своевременное изучение и коррекция внимания особо актуальна для детей старшего дошкольного возраста, так как задержка развития влияет на всю произвольную сферу ребенка, его умственные навыки, что в дальнейшем может вызвать большие трудности при обучении в школе.
Внимание является направленностью психики (сознания) на определенные объекты, которые имеют для личности ситуативную или устойчивую значимость; сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности. Выделены так же и основные свойства внимания - объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.
Развитием, а так же проблемами внимания детей старшего дошкольного возраста занимались многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
— суженный, ограниченный объём внимания;
— низкий уровень устойчивости, концентрации, продуктивности внимания;
— низкий уровень распределения внимания;
— низкая скорость переключения внимания, повышенная отвлекаемость.
С целью изучения особенностей произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой для исследования послужил детский центр «ООО Развитие». В эксперименте приняли участие 30 детей возраста 5-6 лет.
Выборка испытуемых для проведения эксперимента была скомплектована, на основании следующих критериев:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 5-6 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психологического развития») по заключению ПМПК;
— все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются воспитанниками детского сада...
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети с задержкой психического развития характеризуются быстрой утомляемостью, рассеянностью, отвлекаемостью, а так же низким уровнем развития свойств произвольного внимания.
Своевременное изучение и коррекция внимания особо актуальна для детей старшего дошкольного возраста, так как задержка развития влияет на всю произвольную сферу ребенка, его умственные навыки, что в дальнейшем может вызвать большие трудности при обучении в школе.
Внимание является направленностью психики (сознания) на определенные объекты, которые имеют для личности ситуативную или устойчивую значимость; сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности. Выделены так же и основные свойства внимания - объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.
Развитием, а так же проблемами внимания детей старшего дошкольного возраста занимались многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
— суженный, ограниченный объём внимания;
— низкий уровень устойчивости, концентрации, продуктивности внимания;
— низкий уровень распределения внимания;
— низкая скорость переключения внимания, повышенная отвлекаемость.
С целью изучения особенностей произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой для исследования послужил детский центр «ООО Развитие». В эксперименте приняли участие 30 детей возраста 5-6 лет.
Выборка испытуемых для проведения эксперимента была скомплектована, на основании следующих критериев:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 5-6 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психологического развития») по заключению ПМПК;
— все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются воспитанниками детского сада...
Подобные работы
- Психологическая коррекция зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024





