Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №168218

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 1.1. Проблема внимания в психологии 8
§ 1.2.Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 13
§ 1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 19 Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§ 2.2. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 43
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 47
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по третьей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88


Актуальность исследования. Внимание - важнейший психический процесс, сопровождающий выполнение любой деятельности, как взрослых, так и детей. Внимание является одним из главных условий качественного, успешного овладения новыми навыками, а так же выполнения и применения привычных человеку умений. Несмотря на очевидную значимость и важность данного психического процесса изучение и определение содержания механизмов внимания является, на данный момент, важнейшей задачей для специалистов различных областей науки и требует подробного рассмотрения.
Проблемой внимания, как психического явления, занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский (1927), П.Я. Гальперин (1974), К.К. Платонов (1972), И. В. Страхов (1991). В своих работах они приходили к выводам о важности данного психического процесса, а так же делали заключения об особенностях внимания для детей разных возрастных групп и индивидуальных различиях.
Периодом формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания, является старший дошкольный возраст. Именно при условии успешного развития произвольного внимания ребенок может качественно осваивать и приобретать новые нужные ему навыки. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте, могут возникать проблемы в период школьной деятельности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблеме развития внимания детей старшего дошкольного возраста, уделяли внимание многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
В условиях современного мира факт наличия большой группы детей с функциональными нарушениями мозговой деятельности и центральной нервной системы учитывается недостаточно. Эти особенности негативно влияют на успешное усвоение образовательной программы. У детей данной группы замечают низкую продуктивность, снижение саморегуляции и контроля, впоследствии чего, дети оказываются в числе неуспевающих.
На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза раннего возраста является задержка психического развития (ЗПР). Именно это стало причиной повышенного интереса ученых разных областей науки к данной проблеме.
Стоит отметить, что в специальной литературе есть исследования отдельных психических функций у детей с задержкой психического развития, в том числе и внимания. У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность его основных свойств: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости [16, с.153]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Именно задержка психического развития в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм психических патологий, что обуславливает повышенное внимания исследователей к данной проблеме.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети с задержкой психического развития характеризуются быстрой утомляемостью, рассеянностью, отвлекаемостью, а так же низким уровнем развития свойств произвольного внимания.
Своевременное изучение и коррекция внимания особо актуальна для детей старшего дошкольного возраста, так как задержка развития влияет на всю произвольную сферу ребенка, его умственные навыки, что в дальнейшем может вызвать большие трудности при обучении в школе.
Внимание является направленностью психики (сознания) на определенные объекты, которые имеют для личности ситуативную или устойчивую значимость; сосредоточение психики (сознания), которое предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности. Выделены так же и основные свойства внимания - объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.
Развитием, а так же проблемами внимания детей старшего дошкольного возраста занимались многие психологи: И.Л. Баскакова (1982), Л.С. Выготский (1976), Н.Ф. Гоноболин, (1972), Н.Ф. Добрынин (2003), И.В. Страхов (1991) и др.
На основании теоретического анализа современных в науке взглядов, нам удалось выделить основные особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
— суженный, ограниченный объём внимания;
— низкий уровень устойчивости, концентрации, продуктивности внимания;
— низкий уровень распределения внимания;
— низкая скорость переключения внимания, повышенная отвлекаемость.
С целью изучения особенностей произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой для исследования послужил детский центр «ООО Развитие». В эксперименте приняли участие 30 детей возраста 5-6 лет.
Выборка испытуемых для проведения эксперимента была скомплектована, на основании следующих критериев:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 5-6 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психологического развития») по заключению ПМПК;
— все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, являются воспитанниками детского сада...


1. Абасалиева А.З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки, 2017. С. 915-922.
2. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
3. Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. 2014. С. 24-29.
4. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баксакова. М.: НПО «МОДЭК», 2015. 64 с.
5. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. М.: ЭКСМО, 2015. 187 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва: Владос, 2012. 455 с.
7. Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» 2015. С. 194-196.
8. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / под ред. З.М. Богуславской. М.: Просвещение, 2011. 343 с.
9. Большая книга детского психолога [Текст]: учеб. пособие для педагогов/ О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой; под ред. Т. В. Эксакусто. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 568 с.
10. Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 194-196.
11. Ветрова Е.А., Борисова Е.А. Произвольное внимание младших школьников с задержкой психического развития // Постулат. 2016. №11. С. 153-165.
12. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. 83 с.
13. Выготский Л.С. Т. 5. Основы дефектологии [Текст]: М.: «Педагогика», 1983. 342 с.
14. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возраст // Хрестоматия по общей психологии // Выпуск 3: Субъект познания / ред. В.В. Петухов. Москва: Российское психологическое общество, 1998. 423-428 с.
15. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ