Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.... 7
1.1 Проблема изучения внимания в психологии 7
1.2 Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте 14
1.3 Современное состояние изучения внимания детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического 28 развития
2.1 Организация, методы и методики исследования 28
2.2 Исследование произвольного внимания детей старшего дошкольного
33 возраста с задержкой психического развития
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с 44 задержкой психического развития
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 44
3.2 Содержание программы психологической коррекции произвольного
внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой 48
психического развития
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 55
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 72
Актуальность исследования. В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания, отводится большое значение. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогике и психологии. Особенно это применительно к детям с задержкой психического развития.
Л.С. Выготский (1991) [4] рассматривал внимание как продукт
культурного развития, высшую психическую функцию, отмечая при этом, что у детей с нарушением в развитии, социально обусловленные образования психики формируются и развиваются с опазданием и имеют ряд существенных отличий от нормально развивающихся сверстников. Изучению особенностей внимания у дошкольников с задержкой психического развития посвящены работы Т. А. Власовой (2011) [3], М. С. Певзнер (2008) [29], Л. И. Переслени (2015) [31] и других. Исследователи едины во мнении, что среди причин неуспеваемости дошкольников с ЗПР первое место занимают нарушения целенаправленного внимания, что негативно влияет на формирование всех познавательных процессов, снижает эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.
Проблема исследования. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Одним из факторов успешности дальнейшего обучения является развитие произвольного, целенаправленного внимания в дошкольном возрасте. Дошкольники с задержкой психического развития являются детьми с нереализованными возможностями, поскольку все существенные психические новообразования возраста формируются у них с опазданием и имеют качественное своеобразие. Все вышесказанное определило тему нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования...
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: изучением внимания занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Они отмечали, что внимание выступает как направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной,
интеллектуальной или двигательной активности.
К. Д. Ушинский очень верно заметил, что дошкольник не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, пытается прочитать слово в «Букваре» или увлеченно рисует, играет.
Таким образом, внимание как психический процесс, имеет свои особенности. В норме к концу дошкольного возраста внимание детей должно стать произвольным. Внимание же дошкольников с задержкой психического развития качественно отличается от внимания нормативного ребенка. Так, в психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у дошкольников с задержкой психического развития: неустойчивость (колебания) внимания, пониженная концентрация, снижение объема внимания и избирательности внимания, сниженное распределение внимания, трудности переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, повышенная отвлекаемость.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Изучение особенностей произвольного внимания
дошкольников с задержкой психического развития показало что, дети контрольной и экспериментальной групп обладают трудностями
переключения внимания, сниженной усточивостью и распределением внимания, ограниченным, фрагментарным объёмом внимания. Таким образом, дети нуждаются в проведении психологической коррекции данного процесса.
В целях развития свойств внимания нами была разработана программа психологической коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа была разработана и реализована на детях экспериментальной группы по следующим направлениям:
- повышение уровня развития концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- расширение объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- формирование устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;..
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей сзадержкой психического развития / Н.Л. Белополская. - Изд-во: Когито- Центр, 2009. - С. 112-117.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
3. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Л. Венгер, В.Мухина // Дошкольное воспитание. - 1974. - №12. - С.24-31.
4. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А. Власова, Н.А. Никашина. - М.: Педагогика, 2011. - 256 с.
5. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. М. Педагоггика. - 1991. - С 144-167.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психичеких функций / Л.С. Выготский. - Изд-во: «АПН». - 1960. - 488 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 2005. - С. 184-220.
8. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылницкая. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 45 с.
9. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 1973. - №3. - С.121-130.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
11. Калашникова Т.А. Готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе / Т.А. Калашникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. -108 с.
12. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения: Дети 3-7 лет / Е.В. Колесникова. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 159 с.
13. Кучма В.Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. России: распространенность, факторы риска и профилактика / В.Р. Кучма, А.Г. Платонова. - М.: РАРОГЬ, 1997. - 199 с.
14. Ланге Н.Н. Психология внимания / Н.Н. Ланге. - М., 2001. - С. 381¬394.
15. Лебедева П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева. - СПб.: Каро, 2004. -176 с...66