Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Проблема памяти в психологии 10
1.2. Развитие опосредованной памяти в младшем школьном
возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы опосредованной памяти
учащихся младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное изучение опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 39
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 63
3.1 Научно-методологические подходы к коррекции опосредованной памяти
учащихся с нарушением интеллекта 63
3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 70
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 83
Выводы по третьей главе 101
Заключение 104
Список использованной литературы 109
Приложение 117
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Проблема памяти в психологии 10
1.2. Развитие опосредованной памяти в младшем школьном
возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы опосредованной памяти
учащихся младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное изучение опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 39
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 63
3.1 Научно-методологические подходы к коррекции опосредованной памяти
учащихся с нарушением интеллекта 63
3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 70
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 83
Выводы по третьей главе 101
Заключение 104
Список использованной литературы 109
Приложение 117
Актуальность исследования. Память является незаменимым элементом в жизни каждого человека. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Человек, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, может выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло. Действительно, проблема памяти актуальна на сегодняшний день, ведь без памяти невозможно нормальное функционирование ни человека, ни общества в целом.
Изучение памяти представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученых: П.П. Блонского (1979), Л.С. Выготского (1983), А.А. Смирнова (1961), А.Р Лурии (1994), А.Н. Леонтьева (1931). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: З. Фрейд (2015), Г. Эббингауз (1912), У. Джеймс (1991).
Не менее важное значение имеет развитие памяти в младшем школьном возрасте, это направление представлено в исследованиях: Э.А. Голубевой (2004), П.И. Зинченко (1959), Г.К. Середы (1985).
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей с нарушением интеллекта остается одной из самых популярных в специальной детской психологии. К окончанию дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие в познавательной сфере: недостаточная сформированность произвольного внимания, способности к регуляции умственных действий и особенно памяти.
Дети с нарушением интеллекта это одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. К детям данной категории вызван огромный интерес, тем, что количество детей с этим видом отклонений в развитии не уменьшается, а увеличивается.
Проблема изучения памяти детей с нарушением интеллекта представлена в работах: Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986).
В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, важность представляют все виды памяти. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение опосредованной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта. Опосредованное запоминание, подразумевает поэтапное запоминание, которое опирается на специальные средства: знаки, символы, схемы. Чаще всего у учащихся младших школьников с нарушением интеллекта страдает именно опосредованная память, так как им сложно пользоваться вспомогательными средствами в целях наилучшего запоминания...
Изучение памяти представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученых: П.П. Блонского (1979), Л.С. Выготского (1983), А.А. Смирнова (1961), А.Р Лурии (1994), А.Н. Леонтьева (1931). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: З. Фрейд (2015), Г. Эббингауз (1912), У. Джеймс (1991).
Не менее важное значение имеет развитие памяти в младшем школьном возрасте, это направление представлено в исследованиях: Э.А. Голубевой (2004), П.И. Зинченко (1959), Г.К. Середы (1985).
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей с нарушением интеллекта остается одной из самых популярных в специальной детской психологии. К окончанию дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие в познавательной сфере: недостаточная сформированность произвольного внимания, способности к регуляции умственных действий и особенно памяти.
Дети с нарушением интеллекта это одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. К детям данной категории вызван огромный интерес, тем, что количество детей с этим видом отклонений в развитии не уменьшается, а увеличивается.
Проблема изучения памяти детей с нарушением интеллекта представлена в работах: Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986).
В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, важность представляют все виды памяти. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение опосредованной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта. Опосредованное запоминание, подразумевает поэтапное запоминание, которое опирается на специальные средства: знаки, символы, схемы. Чаще всего у учащихся младших школьников с нарушением интеллекта страдает именно опосредованная память, так как им сложно пользоваться вспомогательными средствами в целях наилучшего запоминания...
Согласно данным специальной и клинической психологии детей с нарушением интеллекта становится все больше и больше. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что для младших школьников данной категории характерно задержанное или неполное развитие всех психических функций. Учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта отличаются недостаточной познавательной активностью, слабостью ориентировочной деятельности, низкой работоспособностью, рассеянностью внимания, а также отсутствуют целенаправленные приемы анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия, которые приводят к тому, что их деятельность приобретает необдуманный характер.
По данным Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986) дети с нарушением интеллекта новый материал усваивают очень медленно, только после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и главное, не могут вовремя воспользоваться полученными знаниями и умениями на практике. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить, что проблема развития опосредованной памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной.
С началом школьного обучения возрастает роль функционирования опосредованной памяти связанной с умением пользоваться мнемотехническими средствами, выявлением ключевых признаков в запоминаемой информации, для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями и их осмыслением. Младшим школьникам необходимо уметь осмысливать прочитанный материал, излагать своими словами, сохраняя основное содержание, так же уметь пользоваться вспомогательными средствами и установить вспомогательные связи, которые дают возможность использовать картинки, как опорные знаки для запоминания слов, 104
словосочетаний. Нарушение опосредованной памяти у младших школьников приводит к существенным затруднениям: ребенок усваивают новый материал очень медленно, ему требуется для усвоения больше времени, трудности у таких детей возникают при запоминании, а уж тем более и при воспроизведении текстовой информации, прочность и точность запоминания словесного материала низкая, неумение правильно выделить основную мысль, опираться на ключевые слова и выражения в тексте, разделять материал на абзацы и устанавливать смысловые связи между частями, в их памяти откладывается только часть запоминаемого материала . В связи с этим, особо актуальным становится своевременное изучение и психолого-педагогическая коррекция такого психического явления, как опосредованная память...
По данным Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986) дети с нарушением интеллекта новый материал усваивают очень медленно, только после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и главное, не могут вовремя воспользоваться полученными знаниями и умениями на практике. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить, что проблема развития опосредованной памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной.
С началом школьного обучения возрастает роль функционирования опосредованной памяти связанной с умением пользоваться мнемотехническими средствами, выявлением ключевых признаков в запоминаемой информации, для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями и их осмыслением. Младшим школьникам необходимо уметь осмысливать прочитанный материал, излагать своими словами, сохраняя основное содержание, так же уметь пользоваться вспомогательными средствами и установить вспомогательные связи, которые дают возможность использовать картинки, как опорные знаки для запоминания слов, 104
словосочетаний. Нарушение опосредованной памяти у младших школьников приводит к существенным затруднениям: ребенок усваивают новый материал очень медленно, ему требуется для усвоения больше времени, трудности у таких детей возникают при запоминании, а уж тем более и при воспроизведении текстовой информации, прочность и точность запоминания словесного материала низкая, неумение правильно выделить основную мысль, опираться на ключевые слова и выражения в тексте, разделять материал на абзацы и устанавливать смысловые связи между частями, в их памяти откладывается только часть запоминаемого материала . В связи с этим, особо актуальным становится своевременное изучение и психолого-педагогическая коррекция такого психического явления, как опосредованная память...
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Красноярский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у
обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





