Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Работа №168211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы162
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Проблема памяти в психологии 10
1.2. Развитие опосредованной памяти в младшем школьном
возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы опосредованной памяти
учащихся младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное изучение опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 39
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 63
3.1 Научно-методологические подходы к коррекции опосредованной памяти
учащихся с нарушением интеллекта 63
3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 70
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 83
Выводы по третьей главе 101
Заключение 104
Список использованной литературы 109
Приложение 117


Актуальность исследования. Память является незаменимым элементом в жизни каждого человека. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Человек, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, может выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло. Действительно, проблема памяти актуальна на сегодняшний день, ведь без памяти невозможно нормальное функционирование ни человека, ни общества в целом.
Изучение памяти представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Данная тема представлена в работах отечественных ученых: П.П. Блонского (1979), Л.С. Выготского (1983), А.А. Смирнова (1961), А.Р Лурии (1994), А.Н. Леонтьева (1931). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: З. Фрейд (2015), Г. Эббингауз (1912), У. Джеймс (1991).
Не менее важное значение имеет развитие памяти в младшем школьном возрасте, это направление представлено в исследованиях: Э.А. Голубевой (2004), П.И. Зинченко (1959), Г.К. Середы (1985).
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей с нарушением интеллекта остается одной из самых популярных в специальной детской психологии. К окончанию дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие в познавательной сфере: недостаточная сформированность произвольного внимания, способности к регуляции умственных действий и особенно памяти.
Дети с нарушением интеллекта это одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. К детям данной категории вызван огромный интерес, тем, что количество детей с этим видом отклонений в развитии не уменьшается, а увеличивается.
Проблема изучения памяти детей с нарушением интеллекта представлена в работах: Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986).
В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, важность представляют все виды памяти. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение опосредованной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта. Опосредованное запоминание, подразумевает поэтапное запоминание, которое опирается на специальные средства: знаки, символы, схемы. Чаще всего у учащихся младших школьников с нарушением интеллекта страдает именно опосредованная память, так как им сложно пользоваться вспомогательными средствами в целях наилучшего запоминания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно данным специальной и клинической психологии детей с нарушением интеллекта становится все больше и больше. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что для младших школьников данной категории характерно задержанное или неполное развитие всех психических функций. Учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта отличаются недостаточной познавательной активностью, слабостью ориентировочной деятельности, низкой работоспособностью, рассеянностью внимания, а также отсутствуют целенаправленные приемы анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия, которые приводят к тому, что их деятельность приобретает необдуманный характер.
По данным Т.А. Власовой (1973), Т.В. Егоровой (1973), Е.А. Калмыковой (2007), С.Я. Рубинштейн (1986) дети с нарушением интеллекта новый материал усваивают очень медленно, только после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и главное, не могут вовремя воспользоваться полученными знаниями и умениями на практике. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить, что проблема развития опосредованной памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной.
С началом школьного обучения возрастает роль функционирования опосредованной памяти связанной с умением пользоваться мнемотехническими средствами, выявлением ключевых признаков в запоминаемой информации, для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями и их осмыслением. Младшим школьникам необходимо уметь осмысливать прочитанный материал, излагать своими словами, сохраняя основное содержание, так же уметь пользоваться вспомогательными средствами и установить вспомогательные связи, которые дают возможность использовать картинки, как опорные знаки для запоминания слов, 104
словосочетаний. Нарушение опосредованной памяти у младших школьников приводит к существенным затруднениям: ребенок усваивают новый материал очень медленно, ему требуется для усвоения больше времени, трудности у таких детей возникают при запоминании, а уж тем более и при воспроизведении текстовой информации, прочность и точность запоминания словесного материала низкая, неумение правильно выделить основную мысль, опираться на ключевые слова и выражения в тексте, разделять материал на абзацы и устанавливать смысловые связи между частями, в их памяти откладывается только часть запоминаемого материала . В связи с этим, особо актуальным становится своевременное изучение и психолого-педагогическая коррекция такого психического явления, как опосредованная память...


1. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие. — Самара: Универс-групп, 2005 - 120 с
2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - Московский психолого-социальный институт, 2002.- Издательство НПО «МОДЭК» Оформление, 2002
3. Блонский П. П. Память и мышление. - М., 1935.
4. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 392 с. — (Антология мысли).
5. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. -128с.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с
7. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст] /Т. Г. Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Просвещение, 2005.
8. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. И. М. Бгажнокова - М., 1987.
9. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Школа Пресс, 1994. - 74 с
10. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /А. Д. Виноградов, Е. И. Лепецкая, Ю. Т. Матасов. - М: Просвещение, 1985.
11. Выгоренко Н.В. Память, её значение в жизни человека [Текст] / Н.
В. Выгоренко // Начальное образование. - 2003. - №1
12. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика - пресс 1993.-224 с.
13. Выготский Л. С Собрание сочинений. Т.3, М, 1983, с. 641
14. Выготский Л. С. Проблемы развития высших психических функций //Выготский Л. С. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. Т.3.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с...96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ