Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Произвольное внимание как проблема исследования 5
1.2. Развитие внимания в младшем школьном возрасте 8
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
учащихся младшего возраста с СДВГ 13
Выводы по первой главе 16
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СДВГ 18
2.1 Организация, методы и методики исследования 18
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 24
Выводы по второй главе 36
Глава III. Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 36
§3.1. Программа психолого-педагогической коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 36
§3.2. Анализ результатов проведенной психолого-педагогической коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 45
§3.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 50
Выводы по третьей главе 57
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Произвольное внимание как проблема исследования 5
1.2. Развитие внимания в младшем школьном возрасте 8
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
учащихся младшего возраста с СДВГ 13
Выводы по первой главе 16
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СДВГ 18
2.1 Организация, методы и методики исследования 18
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 24
Выводы по второй главе 36
Глава III. Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 36
§3.1. Программа психолого-педагогической коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 36
§3.2. Анализ результатов проведенной психолого-педагогической коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 45
§3.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по коррекции произвольного внимания у младших школьников с СДВГ 50
Выводы по третьей главе 57
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В настоящее время все более заметна тенденция роста обращений родителей учащихся младшего школьного возраста к специалистам по проблеме СДВГ [5]. Гиперактивность - состояние повышенной двигательной активности и возбудимости, при котором она становится неадекватной и превышает норму [51]. Данная проблема является признаком нарушений центральной нервной системы. Синдром дефицита внимания и гиперактивности был обнаружен и описан почти сто лет назад, однако специалисты разных отраслей до сих пор заинтересованы в более детальном исследовании данной проблемы [24]. Люди разных профессий - психологи, медики, педагоги и другие - обращаются к данному вопросу. По данным И.П. Брязгунова каждый год публикуется 2000 статей и книг на тему СДВГ. Однако даже при такой высокой заинтересованности практиков и теоретиков, проблема данного синдрома до сих пор остаётся нерешенной. В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с проблемой обучения детей с СДВГ [33]. Таким образом, всего несколько лет назад детей с гиперактивностью было всего 1-2 на класс, однако теперь их количество в среднем составляет 20-30% от общего количества обучающихся. При наличии поведенческих и эмоциональных нарушений, у детей с данным синдромом нет никаких проблем с интеллектуальными процессами - они свободно могут усваивать школьную программу при наличии должных условий и требований школьной среды с учетом их особенностей [21]. В последние годы ученые достигли больших успехов в изучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Данный вопрос широко рассматривали как зарубежные, так и отечественные авторы, такие как Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, В. Окленд, Л.А. Ясюкова, Л.С. Чутко, Б.Л. Бейкер, Дж. Твайман и др [3]. Однако, в настоящее время, методы детской психологии, применяемой на практике в работе с учащимися младшего школьного возраста с диагностированным СДВГ, не охватывают все стороны коррекции и развития психических процессов ребенка.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
Цель исследования: изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме проявления особенностей произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ;
2. Изучить методики для выявления особенностей произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ;
3. Проанализировать современное положение изучения проблемы.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и формализация научной литературы.
Гипотеза исследования: внимание младших школьников с СДВГ изменяется после проведения психолого-педагогической коррекции.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, где в первой главе содержится три параграфа, а во второй - два, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы и приложений.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
Цель исследования: изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме проявления особенностей произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ;
2. Изучить методики для выявления особенностей произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ;
3. Проанализировать современное положение изучения проблемы.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и формализация научной литературы.
Гипотеза исследования: внимание младших школьников с СДВГ изменяется после проведения психолого-педагогической коррекции.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, где в первой главе содержится три параграфа, а во второй - два, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы и приложений.
Проблема произвольного внимания является очень важной для современных школьников, особенно для учащихся младшего школьного возраста с СДВГ, так как является определяющей в успешности обучения, социализации и адаптации детей. При наличии проблем с вниманием в сочетании с гиперактивностью, прямо или косвенно, задевают и остальные психические процессы, из-за чего страдают и другие сферы жизни ребенка.
Каждое из свойств внимания, будь то концентрация, объем, устойчивость, переключаемость или распределяемость, каждое важно по- своему и должно учитываться при диагностике и коррекции данной проблемы и связанными с ней нарушениями, в том числе и СДВГ.
Во второй главе были рассмотрены методологические подходы к изучению произвольного внимания и внимания в целом, так как произвольное и непроизвольное внимание неразрывно связаны и одно проистекает из другого. А также была рассмотрена история изучения вопроса внимания и взгляды на данную проблему различных психологических школ в разное время.
Помимо этого, нами было проведено обозрение диагностики СДВГ, интеллектуальных нарушений и иных нозологий, и подробное изучение методик психодиагностики произвольного внимания в общем и именно в контексте исследования данного психического процесса у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ. Также были определены особенности диагностики произвольного внимания и СДВГ в целом, такие как наблюдение, беседы, составление анамнеза, выявление группы риска, соотнесение с симптомами, определение сопутствующих факторов, причин и следствий.
Разработана и апробирована программа по коррекции произвольного внимания младших школьников с СДВГ. Цель представленной программы — это формирование внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей.
После прохождения испытуемыми коррекционной программы нами были повторно проведены диагностические методики. Результаты, полученные при обработке данных на этапах констатирующего и формирующего этапов эксперимента, были сопоставлены и проанализированы.
Доказывая нашу гипотезу: внимания младших школьников с СДВГ изменяется после проведения психологопедагогической коррекции.
Составлены психолого - педагогические рекомендации по коррекции произвольного внимания детей с СДВГ для родителей и педагогов. Рекомендации были разделены на общие и специальные группы. Также была разработана брошюра по взаимодействию и общению с такими детьми для педагогов и родителей.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Каждое из свойств внимания, будь то концентрация, объем, устойчивость, переключаемость или распределяемость, каждое важно по- своему и должно учитываться при диагностике и коррекции данной проблемы и связанными с ней нарушениями, в том числе и СДВГ.
Во второй главе были рассмотрены методологические подходы к изучению произвольного внимания и внимания в целом, так как произвольное и непроизвольное внимание неразрывно связаны и одно проистекает из другого. А также была рассмотрена история изучения вопроса внимания и взгляды на данную проблему различных психологических школ в разное время.
Помимо этого, нами было проведено обозрение диагностики СДВГ, интеллектуальных нарушений и иных нозологий, и подробное изучение методик психодиагностики произвольного внимания в общем и именно в контексте исследования данного психического процесса у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ. Также были определены особенности диагностики произвольного внимания и СДВГ в целом, такие как наблюдение, беседы, составление анамнеза, выявление группы риска, соотнесение с симптомами, определение сопутствующих факторов, причин и следствий.
Разработана и апробирована программа по коррекции произвольного внимания младших школьников с СДВГ. Цель представленной программы — это формирование внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей.
После прохождения испытуемыми коррекционной программы нами были повторно проведены диагностические методики. Результаты, полученные при обработке данных на этапах констатирующего и формирующего этапов эксперимента, были сопоставлены и проанализированы.
Доказывая нашу гипотезу: внимания младших школьников с СДВГ изменяется после проведения психологопедагогической коррекции.
Составлены психолого - педагогические рекомендации по коррекции произвольного внимания детей с СДВГ для родителей и педагогов. Рекомендации были разделены на общие и специальные группы. Также была разработана брошюра по взаимодействию и общению с такими детьми для педагогов и родителей.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ СДВГ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019





