ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС ЧАЙЛДФРИ И ЧАЙЛДХЕЙТ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЛЯЦИИ ИДЕЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ 6
1.1. Сущность и характеристики социального дискурса 6
1.2. Массмедийный дискурс и дискурс социальных медиа как пространство
трансляции социально-значимых идей 10
1.3. Чайлдфри как идеология добровольной бездетности: историческая
справка 15
1.4. Дискурс чайлдфри: опыт научных исследований 20
1.5. Добровольная бездетность в рамках двух смежных идеологий -
чайлдфри и чайлдхейт 22
1.6. Экстремистские тексты как жанр дискурса чайлдхейт: семиотика и
признаки 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ ЧАЙЛДФРИ И
ЧАЙЛДХЕЙТ 31
2.1. Обоснование выбора материала исследования 31
2.2. Языковая репрезентация добровольной бездетности в дискурсе
чайлдфри на испанском языке 31
2.3. Языковая репрезентация добровольной бездетности в дискурсе
чайлдхейт на испанском языке 39
2.4. Языковая репрезентация добровольной бездетности в англоязычном
дискурсе чайлдфри 42
2.5. Языковая репрезентация добровольной бездетности в англоязычном
дискурсе чайлдхейт 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
В настоящее время все больше молодых людей выбирают добровольную бездетность как образ жизни. Идеология чайлдфри находит свое отражение в текстах представителей данного движения, в постах добровольно бездетных, которые популяризируют и нередко навязывают новую социальную парадигму широкому кругу читателей и подписчиков в социальных сетях. Главной площадкой трансляции идей добровольной бездетности стали средства массовой информации и социальные медиа, в частности. Так, формируется новое мировидение, далекое от традиционных ценностей, пропагандирующих семью и важность продолжения рода. Добровольный отказ от деторождения нередко перерастает в открытую ненависть к несовершеннолетним, объединяя активистов в радикальное движение чайлдхейт, и уже имеет свои реальные демографические и экономические последствия, которые не оставляют в стороне ни социологов, ни исследователей, работающих в русле таких наук, как экономика, психология, лингвистика и других направлений современного научного знания.
Актуальность исследования обусловлена популяризацией идеологии добровольной бездетности в современном обществе, а также ролью социальных медиа в процессе распространения и навязывания идей чайлдфри массовой аудитории, что, в свою очередь, приводит к падению рождаемости и перестройке традиционной парадигмы ценностей. Кроме того, языковой аспект добровольной бездетности недостаточно изучен, что означает, что языковые механизмы распространения идей добровольного отказа от деторождения на данный момент не исследованы.
Объект исследования: языковая репрезентация добровольной бездетности в социальном дискурсе чайлдфри и чайлдхейт, анализируемая на материале англоязычных и испаноязычных социальных медиа.
Предметом исследования являются языковые средства репрезентации добровольной бездетности в социальном дискурсе чайлдфри и чайлдхейт, исследуемые на материале англоязычных и испаноязычных социальных медиа.
Цель исследования: выявить языковые средства репрезентации добровольной бездетности в социальном дискурсе чайлдфри и чайлдхейт на материале социальных медиа на английском и испанском языках, а также определить отличительные особенности вербализации отказа от деторождения в рамках данных общественных движений...
В данной курсовой работе предпринята попытка выявления языковых средств, репрезентирующих добровольную бездетность в дискурсе чайлдфри и чайлдхейт и популяризирующих два этих феномена в социальных сетях и медиа.
Для достижения поставленной цели рассмотрены теоретические положения и базовые понятия социального дискурса как пространства продвижения некой совокупность социально значимых идей и смыслов, нацеленных на решение проблем и направление деятельности людей в социуме.
Изучив труды отечественных и зарубежных авторов по социальному и массмедийному дискурсам, мы пришли к выводу, что массовая коммуникация как форма речевой деятельности представляет собой социально обусловленный процесс, источником которого является социальный институт, намеренно конструирующий определенный тип сознания и установку, и находится в неразрывной связи с обществом, образуя социальный дискурс, опосредованный средствами массовой информации .
Отрицательное отношение к бездетности начинает формироваться еще в древности, бездетные женщины подвергаются осуждению и дискриминации, но в ходе исторического развития традиционные патриархальные ценности уступают место утверждениям о свободе выбора, праве на создание новых форм семьи и брака, включая добровольный отказ от деторождения, обусловленный социальными и психологическими причинами .
Постепенно начинают появляться такие феномены, как чайлдфри и чайлдхейт, распространение которых обосновано тем, что обществу все больше навязывается стремление к свободе, образованности и выстраиванию карьеры. В основе данных идеологических течений лажет различные социальные смыслы: чайлдфри - это люди с активной социальной позицией, которые осознанно не хотят иметь детей, а чайлдхейт - это радикальная форма чайлдфри, которая культивирует ненависть и неприязнь к детям и ко всему, что с ними связанно, что, в свою очередь, позволяет отнести подобные сообщения к жанру экстремистских текстов.
В практической части исследования был проведен языковой анализ текстов на испанском и английском языках на предмет выделения лексических, грамматических и стилистических средств конструирования идей добровольной бездетности в социальных сетях представителей чайлдфри и чайлдхейт. В ходе анализа удалось установить, что сторонники чайлдфри и чайлдхейт по-разному выражают свое отношение к детям, что, в свою очередь, указывает на невозможность отождествления данных социальных движений . Чайлдхейт идеологически отличается своей повышенной агрессией к детям, в то время как представители чайлдфри выражают нейтральное к ним отношение, не употребляют негативных оценочных суждений в адрес несовершеннолетних и уделяют особое внимание описанию преимуществ бездетной жизни и трудностей, связанных с деторождением .
В испаноязычном дискурсе чайлдфри неоднократно эксплицируется боязнь повторить ошибки своих родителей и ненамеренно травмировать ребенка, упоминается личный негативный опыт взросления. Добровольная бездетность нередко позиционируется как спасение ребенка от существования в жестоком мире, которому посредством ярких метафорических сравнений приписываются характеристики ада (infierno), а люди, осмелившиеся на продолжение рода, именуются эгоистами...
1. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. Вып. 12. С. 17-19.
2. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах,
репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма //
Политическая лингвистика. 2013. С. 170-177.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990. С. 136-137.
4. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. 529 с.
5. Белинская Д.В. Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: общественные науки. 2018. Т.4. Вып. 13. С. 13-19.
6. Бичарова М.М. «Чайлдфри» и «чайлдхейт» среди Российской молодежи: к вопросу о причинах // Инновации в науке. 2016. Вып. 12. С. 37-41.
7. Большунова Т.В. Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ // Вестник университета. Серия: социальные технологии и процессы. 2018. Вып.4. С. 144-149.
8. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург: Изд-во ЕГУ, 2002. 379 с.
9. Гараева Э.И. Основополагающие причины и мотивы добровольной бездетности в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. Вып. 9. С. 1-5.
10. Гараева Э.И, Костина Н.Б. Добровольная бездетность: сущность, факторы детерминации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019а. Вып. 5. С. 159-168.
11. Гараева Э.И., Костина Н.Б. Добровольная бездетность в современной России: отношение со стороны общества // Социально¬экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе. 2019б. Т1. С. 93-98.
12. Голиков Л.М. Семиотика экстремистского текста // Уголовный процесс. 2014. Вып. 7. С.66-69.
13. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости. 2014. Вып. 13. С.181-187.
14. Желтухина М.Р. Современный медиадискурс и медиакультура воздействия // Верхневолжский филологический вестник. 2016. Вып. 4. С. 154-159.
15. Игнаткина А.Л. Лингвистический и правовой статус текстов рунета, дискредитирующих институт семьи и материнство // Язык науки и профессиональная коммуникация. Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. Вып. 1. С. 89-104...46