Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и нормативные основания формирования коммуникативных универсальных учебных умений 7
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия, как компонент
требования ФГОС ООО к метапредметным результатам обучения 7
1.2 Педагогический феномен понятия «коммуникативных универсальных
учебных действий» 12
1.3 Методическая модель формирования коммуникативных универсальных
учебных умений учащихся 6 классов при обучении математики 19
Глава 2. Методика обучения математики в 6 классе направленная на формирование коммуникативных универсальных умений 30
2.1 Цели и содержание обучения математики в 6 классе 30
2.2 Методы, формы и средства обучения 38
2.3 Анализ результатов апробации методики 50
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложение 68
В связи с тем, что приоритетным вектором новыхобразовательных стандартов представляется осуществление развивающегопотенциала общего образования, актуальной задачей предстаёт снабжение развития универсальных учебных действий, каксоставляющей фундаментального ядра образования совместносстандартным изложением предметного содержания отдельных дисциплин. Существенной целью нынешней системы образования являетсяформирование универсальных учебных действий,
обеспечивающихшкольникам умение учиться, способность к саморазвитию исамосовершенствованию. Все это достигается путем
сознательного,деятельного присвоения учащимися социального опыта.
В образовательном процессе школьник обязан учитьсясамостоятельно, назначать учебные цели, проектировать линии ихреализации, оценивать и контролировать собственные достижения.Другими словами, важнейшая цель нынешнего образования направлена наформирование умения учиться самостоятельно.
Учебный предмет «Математика» имеет значительные потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты c целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Особенности формирования коммуникативных УУД в 6 классе обусловливается периодом необходимости в данном возрасте общения и обмена информацией, необходимостью научения нахождения истины в диалоге. В рамках стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и
осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.
Разработка различных подходов к формированию УУД в системе среднего образования соответствует новым социальным запросам современного общества. Математические знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих целенаправленных действий. Они формируются, применяются и сохраняются в тесной взаимосвязи с активными действиями самих школьников. Качество их усвоения и формирования определяется многообразием и характером видов УУД.
Анализ ФГОС, психолого-педагогической литературы, методической литературы и практического опыта преподавания учителей основной школы позволяет констатировать, что имеется противоречие между потребностью в повышении эффективности обучения математике в 6 классах, необходимостьюовладения учащимися коммуникативными УУД и отсутствиемк настоящему времени соответствующей методики обучения математике в 6 классах.
Проблема формирования учебных действий в процессе обучения школьников рассматривалась в различных научных исследованиях. Следует отметить таких авторов как: А.Г.Асмолов, Р.Н. Бунеев, С.Г. Воровщиков, О.О. Дёмина, О.А. Иванова, Е.С. Квитко, Е.В. Кочетова и др. .
...
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира.Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит своё отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе
системно-деятельностного подхода.
Универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметом. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
На основании историографического анализа можно утверждать, что в настоящее время понятие содержанияи структуры КУУД представлены следующими тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация и коммуникация как условие интериоризации.
Коммуникативные УУД на уроках математики это использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ». Ко второму направлению формированию
коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.).
При систематическом выполнении заданий такого типа у учащихся формируется устная и письменная речь. Использование на уроках математики игровых и групповых технологий обучения способствует формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у школьников.
...
1. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
3. Асмолов, А.Г. «Формирование универсальных действий: от
действияк мысли» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М.:
просвещение, 2010.- 159 с.
4. Атласова В. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 336-340.
5. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогрессашколы [Текст] / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.:КАРО, 2007. - 144 с.
6. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. - М.. 2011.
7. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
8. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.
9. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Развитие
учебнойсамостоятельности средствами школьного образования [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 77-90.
10. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, 208 с. С. 102-106.
11. Воровщиков, С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях,общеучебных умениях и «бритве оккама» [Текст] / С.Г. Воровщиков //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - С. 29
12. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий:внутришкольная система учебно-методического и
управленческогосопровождения: монография [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.:«Прометей», 2012. - 210 с.
13. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
14. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психологопедагогические основы / В.А. Гусев. - М.: Бином, 2013. - 456 с.
15. Дёмина О. О. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 17. - С. 21-25.
... всего 44 источников