Правовые основы системы ограниченных вещных нрав на земельные участки (на примере Республики Тыва)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования ограниченных вещных
прав на землю 7
1.1. Понятие ограниченных вещных прав на землю 7
1.2. Специфика объектов ограниченных вещных прав на землю 17
1.3. Состояние земельного фонда Республики Тыва 23
Глава 2. Регулирование ограниченных вещных прав на землю по
материалам Республики Тыва 35
2.1. Особенности регулирования права пожизненного наследуемого владения
земельным участком 35
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 47
2.3. Правовое регулирование земельных сервитутов 59
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Приложения 81
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования ограниченных вещных
прав на землю 7
1.1. Понятие ограниченных вещных прав на землю 7
1.2. Специфика объектов ограниченных вещных прав на землю 17
1.3. Состояние земельного фонда Республики Тыва 23
Глава 2. Регулирование ограниченных вещных прав на землю по
материалам Республики Тыва 35
2.1. Особенности регулирования права пожизненного наследуемого владения
земельным участком 35
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 47
2.3. Правовое регулирование земельных сервитутов 59
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Приложения 81
Актуальность темы исследования. В настоящее время эффективности использования земельных участков и обеспечения стабильности их гражданского оборота не способствует узкий перечень прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками. К числу последних законодатель относит, в основном права, носящие обязательственный характер (аренда, безвозмездное срочное пользование). Возможность использования земельных участков на вещном праве постоянного бессрочного пользования законодательно предусмотрена только по отношению к весьма ограниченному кругу субъектов.
Однако представляется, что отсутствие широкого перечня ограниченных вещных прав, содержание которых определяется законом, приобретаемых на индивидуально определенные вещи и подтверждаемых «правоудостоверяющими юридическими фактами», не создает предпосылки надежной защиты субъектов земельных правоотношений. Так, сам по себе перечень вещных прав, установленных ГК РФ, не является исчерпывающим.
Так, в группу ограниченных вещных прав входят установленные статьей 216 ГК РФ права: пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного бессрочного пользования земельным участком, хозяйственного ведения имуществом, оперативного управления имуществом и сервитуты.
В рамках реформы гражданского законодательства в законопроекте о внесении изменений в ГК РФ, первоначально принятом Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении в апреле 2012 г., а затем разбитом на несколько частей и претерпевшем существенные изменения, предлагалось, что перечень ограниченных вещных прав должен был стать закрытым, в нем предусматривалось появление новых ограниченных вещных прав на земельные участки, в частности права застройки, которое возникает из соглашения с собственником на срок не менее 50 лет, и дает его обладателю право изменять существо земельного участка, возводить и сносить по своему усмотрению различные здания, строения, сооружения.
На текущий момент право застройки определено законодателем в статье 263 ГК РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Предполагаемые законопроектом изменения так и не были внесены в этой части . Следует сказать, что при анализе нормы законопроекта об условиях договора, по которым устанавливается ограниченное вещное право, возникает немало вопросов. Например, в перечень ограниченных вещных прав в пункте 2 статьи 223 «Виды вещных прав» законопроекта вводятся новые ограниченные вещные права, к примеру, право вещной выдачи (глава 20.6 проекта) . При этом не разъясняется суть этого права и необходимость его закрепления в законе.
Объектом исследования являются правоотношения, складывавшиеся в процессе регулирования ограниченных вещных прав.
Предметом исследования является правовое регулирование ограниченных вещных прав на земельные участки по гражданскому законодательству.
Целью данной работы является системный анализ института ограниченных вещных прав на земельные участки, а так же особенности их правового регулирования.
При достижении поставленной цели были поставлены следующие
задачи:
- изучить понятие ограниченных вещных прав на землю;
- рассмотреть специфику объектов ограниченных вещных прав на землю;
- выявить состояние земельного фонда Республики Тыва;
- исследовать особенности регулирования права пожизненного наследуемого владения земельным участком по материалам Республики Тыва;
- изучить особенности функционирования права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- изучить правовое регулирование земельных сервитутов в Республике Тыва.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых- цивилистов Андреев Ю.Н., Анисимов А.П., Мелихов А.И., Вагина О.В., Веретило Т.Г., Геворкян М.Г., Сергеева А.П., Долинская В.В., Ивачев И.Л., Камышанский В.П., Тихомирова М.Ю., Копылов А.В., Корсунова А.С., Садиков О.Н., Косолапов О.А., Ким Д.Ч., Липски С.А., Микрюков В.А., Митягин К.С., Мисник Н.Н., Савельев А.А., Сидоренко А.Ю., Солодова Я.С., Турицын А.В., Уткин Б.А., Чикильдина А.Ю., Шевцов С.Г., Щенникова Л.В. и др. а также комментарии действующего законодательства, публикации в периодических научных изданиях, судебная практика.
Методологическую основу работы составляют как общенаучный метод познания, так и частнонаучные методы: исторический, формально¬логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав включающих пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Однако представляется, что отсутствие широкого перечня ограниченных вещных прав, содержание которых определяется законом, приобретаемых на индивидуально определенные вещи и подтверждаемых «правоудостоверяющими юридическими фактами», не создает предпосылки надежной защиты субъектов земельных правоотношений. Так, сам по себе перечень вещных прав, установленных ГК РФ, не является исчерпывающим.
Так, в группу ограниченных вещных прав входят установленные статьей 216 ГК РФ права: пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного бессрочного пользования земельным участком, хозяйственного ведения имуществом, оперативного управления имуществом и сервитуты.
В рамках реформы гражданского законодательства в законопроекте о внесении изменений в ГК РФ, первоначально принятом Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении в апреле 2012 г., а затем разбитом на несколько частей и претерпевшем существенные изменения, предлагалось, что перечень ограниченных вещных прав должен был стать закрытым, в нем предусматривалось появление новых ограниченных вещных прав на земельные участки, в частности права застройки, которое возникает из соглашения с собственником на срок не менее 50 лет, и дает его обладателю право изменять существо земельного участка, возводить и сносить по своему усмотрению различные здания, строения, сооружения.
На текущий момент право застройки определено законодателем в статье 263 ГК РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Предполагаемые законопроектом изменения так и не были внесены в этой части . Следует сказать, что при анализе нормы законопроекта об условиях договора, по которым устанавливается ограниченное вещное право, возникает немало вопросов. Например, в перечень ограниченных вещных прав в пункте 2 статьи 223 «Виды вещных прав» законопроекта вводятся новые ограниченные вещные права, к примеру, право вещной выдачи (глава 20.6 проекта) . При этом не разъясняется суть этого права и необходимость его закрепления в законе.
Объектом исследования являются правоотношения, складывавшиеся в процессе регулирования ограниченных вещных прав.
Предметом исследования является правовое регулирование ограниченных вещных прав на земельные участки по гражданскому законодательству.
Целью данной работы является системный анализ института ограниченных вещных прав на земельные участки, а так же особенности их правового регулирования.
При достижении поставленной цели были поставлены следующие
задачи:
- изучить понятие ограниченных вещных прав на землю;
- рассмотреть специфику объектов ограниченных вещных прав на землю;
- выявить состояние земельного фонда Республики Тыва;
- исследовать особенности регулирования права пожизненного наследуемого владения земельным участком по материалам Республики Тыва;
- изучить особенности функционирования права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- изучить правовое регулирование земельных сервитутов в Республике Тыва.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых- цивилистов Андреев Ю.Н., Анисимов А.П., Мелихов А.И., Вагина О.В., Веретило Т.Г., Геворкян М.Г., Сергеева А.П., Долинская В.В., Ивачев И.Л., Камышанский В.П., Тихомирова М.Ю., Копылов А.В., Корсунова А.С., Садиков О.Н., Косолапов О.А., Ким Д.Ч., Липски С.А., Микрюков В.А., Митягин К.С., Мисник Н.Н., Савельев А.А., Сидоренко А.Ю., Солодова Я.С., Турицын А.В., Уткин Б.А., Чикильдина А.Ю., Шевцов С.Г., Щенникова Л.В. и др. а также комментарии действующего законодательства, публикации в периодических научных изданиях, судебная практика.
Методологическую основу работы составляют как общенаучный метод познания, так и частнонаучные методы: исторический, формально¬логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав включающих пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В заключении данной работы отметим, что отличительной особенностью ограниченных вещных прав на землю является объект данных прав, специфика которого нуждается в детальном рассмотрении. В нормах действующего законодательства отсутствует единый понятийный аппарат в сфере регулирования рассматриваемой категории прав. В связи с этим отдельные нормы российского законодательства отождествляют такие термины как «земля» и «земельные участки».
Земельный кодекс РФ в п. 1 ст. 1 устанавливает, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском, лесном хозяйстве, а также основы осуществления различной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В Реестре земельных участков, находящихся под объектами государственной собственности Республики Тыва, числится 543 земельных участков.
По состоянию на 1 июля 2016 г. зарегистрировано право собственности Республики Тыва на 293 земельных участков (54,0 % от общего количества земельных участков), в том числе:
- 148 земельных участков, предоставленных государственным учреждениям и органам государственной власти Республики Тыва;
- 123 земельных участков, занятых объектами, находящимися в государственной собственности Республики Тыва.
За 2015 год оформлено право собственности Республики Тыва на 9 земельных участков (в аналогичном периоде 2015 года оформлено 2 участка).
Принято 6 распоряжений о предоставлении земельных участков организациям и учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подготовлен 1 договор аренды земельного участка, находящейся в республиканской собственности.
Заключены с государственными унитарными предприятиями 5 договоров аренды земельных участков общей площадью 8409480 кв.м. и 2 договора общей площадью 3873 кв.м.
По состоянию на 1 июля текущего года общее поступление арендной платы за землю составляет 724896,96 руб. или 121,0 % от плана.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 декабря 2010 г. № Пр-3534» министерством проводится ежеквартальный мониторинг предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей.
За период с 2011 г. по состоянию на 1 июля 2016 г. для индивидуального жилищного строительства 1608 многодетным семьям предоставлены земельные участки общей площадью 1269407 кв.м. (в аналогичном периоде 2015 г.было обеспечено 1327 семей).
В 1 полугодии 2016 г. выделен земельный участок общей площадью 800 кв.м. 1 многодетной семье (в аналогическом периоде 2015 года обеспечено 30 семей общей площадью 29800 кв.м.). Всего в 2016 году планируется предоставление земельных участков 535 многодетным семьям.
В рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Развитие земельно-имущественных отношений на территории Республики Тыва на 2014-2019 годы» в 2016 гг. запланированы мероприятия по проведению работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов водного фонда для целей налогообложения.
Для выполнения данной работы направлен запрос о формировании Перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых
территорий и объектов водного фонда.
Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва сформирован и представлен Перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке земель (промышленность, особо охраняемых территорий, водный фонд). Общее количество земельных участков составляет 646 участка.
Конституционный закон Республики Тыва от 11.01.2009 г № 1020 ВХ- II устанавливает на территории Республики Тыва правом аренды земельного участка, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) обладают все субъекты права на землю в порядке, устанавливаемом гражданским законодательством.
Правительства Республики Тыва по регулированию земельных отношений в области регулирования земельных сервитутов устанавливает публичные сервитуты на земельные участки.
Согласно ст. 22 КЗ РТ «О земле» ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут), частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом Республики Тыва, правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Земельный кодекс РФ в п. 1 ст. 1 устанавливает, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском, лесном хозяйстве, а также основы осуществления различной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В Реестре земельных участков, находящихся под объектами государственной собственности Республики Тыва, числится 543 земельных участков.
По состоянию на 1 июля 2016 г. зарегистрировано право собственности Республики Тыва на 293 земельных участков (54,0 % от общего количества земельных участков), в том числе:
- 148 земельных участков, предоставленных государственным учреждениям и органам государственной власти Республики Тыва;
- 123 земельных участков, занятых объектами, находящимися в государственной собственности Республики Тыва.
За 2015 год оформлено право собственности Республики Тыва на 9 земельных участков (в аналогичном периоде 2015 года оформлено 2 участка).
Принято 6 распоряжений о предоставлении земельных участков организациям и учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подготовлен 1 договор аренды земельного участка, находящейся в республиканской собственности.
Заключены с государственными унитарными предприятиями 5 договоров аренды земельных участков общей площадью 8409480 кв.м. и 2 договора общей площадью 3873 кв.м.
По состоянию на 1 июля текущего года общее поступление арендной платы за землю составляет 724896,96 руб. или 121,0 % от плана.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 декабря 2010 г. № Пр-3534» министерством проводится ежеквартальный мониторинг предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей.
За период с 2011 г. по состоянию на 1 июля 2016 г. для индивидуального жилищного строительства 1608 многодетным семьям предоставлены земельные участки общей площадью 1269407 кв.м. (в аналогичном периоде 2015 г.было обеспечено 1327 семей).
В 1 полугодии 2016 г. выделен земельный участок общей площадью 800 кв.м. 1 многодетной семье (в аналогическом периоде 2015 года обеспечено 30 семей общей площадью 29800 кв.м.). Всего в 2016 году планируется предоставление земельных участков 535 многодетным семьям.
В рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Развитие земельно-имущественных отношений на территории Республики Тыва на 2014-2019 годы» в 2016 гг. запланированы мероприятия по проведению работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов водного фонда для целей налогообложения.
Для выполнения данной работы направлен запрос о формировании Перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых
территорий и объектов водного фонда.
Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва сформирован и представлен Перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке земель (промышленность, особо охраняемых территорий, водный фонд). Общее количество земельных участков составляет 646 участка.
Конституционный закон Республики Тыва от 11.01.2009 г № 1020 ВХ- II устанавливает на территории Республики Тыва правом аренды земельного участка, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) обладают все субъекты права на землю в порядке, устанавливаемом гражданским законодательством.
Правительства Республики Тыва по регулированию земельных отношений в области регулирования земельных сервитутов устанавливает публичные сервитуты на земельные участки.
Согласно ст. 22 КЗ РТ «О земле» ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут), частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом Республики Тыва, правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.



