ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Координационные способности. Понятие, функции, способы
формирования 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся 15-16
лет 16
1.3 Внеучебная деятельность как процесс формирования координационных
способностей у обучающихся 15-16 лет 22
1.4 Разработка дополнительного комплекса упражнений для формирования
координационных способностей у обучающихся 15-16 лет 28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 36
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
3.1 Реализация дополнительного комплекса упражнений для формирования
координационных способностей у обучающихся 15-16 лет 40
3.2 Результаты исследования 45
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Данные министерства здравоохранения РФ
свидетельствуют о том, что в результате ежегодных обследований в детских садах и школах выявляется следующее: только 50% детей в дошкольных учреждениях признаются относительно здоровыми. В школах же процент здоровых детей к шестому классу уменьшается вдвое. А к одиннадцатому классу остается только пять процентов здоровых детей. Психологи, педагоги, социологи и врачи определили ряд причин, которые привели к данной ситуации:
1. неправильное и нерациональное питание
2. малоподвижный образ жизни. (5-6 часов в день за партой, добавьте сидячее время выполнения домашнего задания и другое) Подобный образ жизни ведет к нарушению зрения, к искривлению позвоночника, к плоскостопию и т.д. Но самое страшное - снижается физиологическая потребность организма к активному движению. А это значит - о всестороннем гармоничном развитие подростка не может быть и речи.
3. стрессы, которые пагубно влияют на нервную и сердечнососудистую систему детей.
С целью решения данной проблемы врачи рекомендуют систематические занятия спортом в любом возрасте. Активный образ жизни повышает тонус организма, укрепляет иммунитет, дарит красоту, здоровье и долголетие. В целом спорт полезен людям всех возрастов.
Неотъемлемой компонентой, дополняющей физическое, психическое, социальное здоровье человека являются координационные способности. Формирование координационных способностей обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование способов расслабления ведут к рациональному расходованию сил, способствует успешному овладению техникой выполнения физических упражнений.
Необходимым условием подготовки обучающихся к
жизнедеятельности, защите отечеству выступают сформированные координационные способности, что способствует эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Большинство учёных, практиков, авторов современных программ по физической культуре для средних школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения (Матвеев Л.П. 1991; Л.Б. Кофмана 1998; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов 2000), но отмечают, что для всестороннего гармоничного развития обучающихся недостаточно учебных часов, отведенных образовательной программой на физическое воспитание детей, и на уроках не всегда решается весь спектр задач физического воспитания.
Исходя из вышесказанного, возникает проблема необходимости формирования координационных способностей у обучающихся 15- 16 лет и внеучебная деятельность в этом смысле является той деятельностью, в рамках которой развитие физических качеств может реализовано в любом виде спорта. В данном исследовании мы будем рассматривать формирование координационных способностей во внеучебной деятельности в процессе занятий по обучению правильной посадке в верховой езде.
Поскольку именно обучающиеся будущие защитники отечества, воспитатели подрастающих поколений, инструкторы по работе с детьми, то формирование координационных способностей играет для их развития одну из первых ролей.
В связи с этим формулируем тему исследования: «Формирование координационных способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности».
Цель: Теоретическое обоснование проблемы, разработка и реализация дополнительного комплекса упражнений по формированию
координационных способностей, проверка его эффективности в экспериментальной работе.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и учебнометодической литературы по проблеме исследования;
2. Разработать дополнительный комплекс упражнений по формированию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет.
во внеучебной деятельности
3. Реализовать дополнительный комплекс упражнений, по формированию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности, и проверить эффективность его применения экспериментальным путем.
Объект исследования: Внеучебная деятельность обучающихся 15-16 лет.
Предмет исследования: Формирование координационных
способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности.
Гипотеза. Разработка и применение во внеучебной деятельности дополнительного комплекса упражнений способствует формированию координационных способностей у обучающихся 15-16лет.
...
1. Теоретический анализ научной и методической литературы
подтвердил необходимость поиска новых средств методов для формирования координационных способностей, что выразилось в разработке дополнительного комплекса упражнений по формированию
координационных способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебное время.
2. В результате теоретического обоснования проблемы определено, что
внеучебная деятельность занимает одну из ключевых ролей для
гармоничного развития личности и формирования ее физических способностей. Каждый обучающийся может найти свои собственные причины, побуждающие его к занятиям спорта во внеучебное время и целенаправленно работать над своим физическим совершенствованием.
3. Разработан дополнительный комплекс упражнений, способствующий формированию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебное время, который заключался в увеличении количества упражнений на координацию в учебно-тренировочном процессе, обучающимся предлагались упражнения повышенной координационной сложности (упражнения на разных аллюрах). Целью внедрения дополнительного комплекса упражнений является повышение уровня сформированности координационных способностей обучающихся, выработке правильной - раскрепощенной посадки.
4. На начало эксперимента по контрольным тестам выявлено, что в экспериментальной и контрольной группе уровень сформированности координационных способностей практически идентичен -70% обучающихся имеют средний уровень, 30% - уровень ниже среднего. Высокий уровень не продемонстрировал никто.
После педагогического эксперимента показатели экспериментальной группы значительно улучшились у 80% уровень сформированности координационных способностей поднялся до показателя - выше среднего, у 20% средний уровень, показатели ниже среднего уровня отсутствуют.
У обучающихся контрольной группы результаты заключительного тестирования немного улучшились , но незначительно, так у 90% обучающихся средний уровень, у 10% уровень сформированности координационных способностей остался ниже среднего.
Таким образом: на основании объективно проведенного тестирования можно сделать вывод: углубленные и целенаправленные занятия с обучающимися на формирование координационных способностей наглядно показывают динамику роста спортивных результатов. Все это говорит о эффективности предложенного нами дополнительного комплекса упражнений по формированию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет и может быть применен для обучения правильной посадке при занятиях верховой ездой во внеучебное время .
1. Алексеенко, В.Г. Конно-спортивные игры / В.Г. Алексеенко. - Москва. Юный конник. 1971г. - с. 38.;
2. Алексеенко, В.Г., Левина, А.М. / Юный конник / В.Г. Алексеенко, А.М. Левина. - Москва. Физкультура и спорт. 1971г. - с. 35.;
3. Бегунова, А.И. В звонком топоте копыт / А.И. Бегунова. - Момква. Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.;
4. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений. НПО «МОДЭК», МПСИ, Москва, 2004.;
5. Бондаревский, Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста / Е.Я. Бондаревский // Развитие двигательных качеств у школьников. - М.: Просвещение, 1967. - С. 153-177.
6. Буркхардт, Б. Выездка от А до Я / Б. Буркхардт.- Москва: «Аквариум БУК,», 2003. - 220 с.;
7. Ванхала, П. Жизнь лошади: день за днём. Эффективные методы работы с любой лошадью / П. Ванхала. С. Сеппяля-Ванхала: пер. с англ. О.Б. Аносовой. - Москва: Аквариум-Принт, 2005. - 127с.;
8. Волынский С.М. Учебник верховой езды. — Москва: ACT, 2005. — 303 с.
9. Вопросы и ответы: пособие по терапевтической верховой езде / Ф. Джосвик [и др.]. - М.: Изд-во МККИ, 2000. - 268 с.
10. Всадник и лошадь. Начальная подготовка. Том I. / Практическое пособие: пер. с немецкого И. Когана. - Москва: Издательский Дом «Арт Лаборатория», 2007. - 42 с.;
11. Вуд, П. Искусство верховой езды: В гармонии с лошадью / П. Вуд: пер. с англ. М.И. Стёпкин. - Москва: ООО «Аквариум-Принт», 2004. - 72 с.;
12. Гервек, Г. Психология лошади. Нрав, чувства, поведение / Г. Гервек: пер. с нем. С. Казанцева. - Москва: ООО «Аквариум-Принт», 2004. - 176с.;
13. Гонестова В.К. Особенности функциональной подготовленности конников разных специализаций в условиях соревновательной деятельности // Научно-практические проблемы спорта высших достижений: Материалы
14. Громова, Н. Высшая школа верховой езды / Н. Громова // Коневодство и конный спорт, 1990. - №7, 11 / 1991. - № 4; - 10 с.;
15. Громова Н. Лошади и моя судьба / Н.Г. Громова - Москва, Гласность - АС, 2004, 332с.;
... всего 68 источников