Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения

Работа №168191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
§1.1. Проблема самооценки в психологии 9
§ 1.2. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 15
§ 1.3. Современное состояние изучения самооценки учащихся с нарушением зрения 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 32
§ 2.2. Особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 39
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психологическая программа коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 66
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 79
Заключение 87
Список использованных источников 92
Приложения 99


Актуальность исследования. В психолого-педагогической литературе факт значимости изучения самооценки детей, имеющих нарушенное развитие, всегда был актуальным и рассматривался в качестве стратегической задачи организации образовательного процесса особых детей.
Применительно к учащимся младшего школьного возраста с нарушением зрения развитие самооценки приобретает особое значение, поскольку она во многом определяет успешность их социальной адаптации. Неоспорим тот факт, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования самооценки. В связи с этим, учитывая сензитивность данного возраста для становления самооценки ребенка, необходимо правильно организовывать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, а также своевременно оказывать психолого-педагогическую помощь данной категории учащихся.
Исследованию развития самооценки в детском возрасте в современной психологической литературе посвящено значительное количество работ таких авторов, как: Б.Г. Ананьев (1948) [1], О.А. Белобрыкина (2006) [4], Л.И. Божович (1979) [8], А.В. Захарова (1993) [21], А.И. Липкина (1999) [38] и других.
В специальной психологии имеются результаты исследований по проблеме формирования самооценки у детей со зрительными нарушениями, в связи с отношением к своему дефекту. Такими авторами как А. Г. Литвак (2006) [39], Г. В. Никулиной (2006) [47], Л. И. Солнцевой (2006) [65], Н.С. Смирновой (2016) установлено, что причинами неадекватной самооценки ребенка может стать реакция на хроническую психологическую ситуацию, которая вызвана ощущением своей неполноценности, несостоятельности, ограничением возможностей контактов. Главной психологической особенностью учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения является то, что они фиксированы на собственном дефекте.
Таким образом, в условиях недостаточной сенсорной активности у учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения могут формироваться трудности познания себя и других, которые прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе становления самооценки и негативно влияет на взаимоотношения с окружающими людьми, осложняя процесс социальной интеграции ребенка. В этой связи, зрительная недостаточность может рассматриваться как сильный психотравмирующий фактор, влияющий на формирование негативного самоотношения и самооценивания у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: изучение самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения имеет важное значение, поскольку оказывает своё влияние на развитие всей психики ребёнка, становление его личности, деятельности и последующей социализации. Нарушения зрения могут отрицательно сказываться на всех видах познавательной деятельности младших школьников. В том числе, и на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы школьника, что осложняет его адекватное осознание себя среди нормально видящих сверстников, повышает уровень тревожности и может приводит к возникновению неадекватной самооценки. Несмотря на имеющуюся практическую значимость, изучение и коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения недостаточно разработана и требует пристального внимания, а также определения путей развития и коррекции самооценки...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции по развитию самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Исследователи едины в понимании, что психологические особенности детей с нарушениями зрения заключается в фиксировании на зрительном дефекте, что является значимым для дальнейшего формирования их самосознания и психического развития в целом. Поэтому проблема исследования и формирования адекватной самооценки через принятие детьми с нарушениями своего зрительного недостатка является актуальной.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у учащихся младшего школьного D возраста с нарушением зрения, глубина зрительных нарушений выступает как фактор, влияющий на уровень развития общей самооценки. На своеобразие формирования самооценки детей с нарушениями зрения оказывают также оказывает влияние неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания.
С целью изучения особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой для исследования послужило Государственное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа № 2 г. Ангарска». В эксперименте приняли участие 30 школьников (коррекционных) классов: 15 учащихся из 4 «А» класса, 15 учащихся из 4 «Б» класса в возрасте 10-11 лет. Все дети слабовидящие с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%), на лучше видящем глазу с коррекцией очками и со сложными нарушениями зрительных функций...


1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания. M.: Изд-во: Известия АПН РСФСР, 1948. 115с.
2. Аношкова И. В. Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности // Вопросы психологии. 2015. С. 123-126.
3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2008. 215 с.
4. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь. 2006. 320 с.
5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4. С.31-38
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Издательство Прогресс, 1986. 66с.
7. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методические характеристики: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 142 с.
8. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: «Знание», 1979. 96 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. 352 с.
10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Том 13. №4. С. 99-100.
11. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 187 с.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. М., 2001. 538 с.
13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1983. 412 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика», 1991. 532 с.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. А.А. Пузырей. Психология личности. М.: Издательство Московского университета, 1982. 254 с...83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ