Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ

Работа №168187

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с разным типом
привязанности к матери 9
§ 1.1. Проблема изучения тревожности и страхов в психологии 9
§1.2. Особенности проявления тревожности и страхов в старшем
дошкольном возрасте 15
§1.3. Современные подходы к изучению привязанности детей к матери в дошкольном возрасте 22
Выводы по первой главе 27
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери 30
§2.1. Организация, методы и методики исследовании тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери 30
§2.2. Особенности проявления тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери
Выводы по второй главе 36
Глава III. Психологическая программа коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери 53
§3.1. Теоретико-методологические основы коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к
матери 53
§3.2. Основные направления ,формы и методы психологической коррекции тревожности и страхов детей дошкольного возраста 58 §3.3. Анализ эффективности реализации психологической программы
коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с
разным типом привязанности к
матери 71
Выводы по третьей главе 77
Заключение 80
Список литературы 84
Приложение 91

Актуальность исследования. Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает практически центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, социальном и других аспектах.
Тревожность - широко распространенный психологический феномен современного общества. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. По мнению ряда авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
А.М. Прихожан рассматривала тревожность как устойчиво-личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. А.И. Захаров полагал, что страх заложен в каждого генетически. Испытывая страх, можно наблюдать, что над непроизвольным поведением начинает преобладать произвольное, которым в первую очередь руководствует инстинкт самосохранения. В зарубежной психологии наиболее распространены теории страха: Э. Изарда (1972), Р. Хеллэм (2001), З. Фрейда (1927).
Проблемой изучения детских страхов и тревожности занимались А.М. Адлер (2017), В.М. Астапова (2008), В.К. Вилюнас (1984), А.М. Василенко (2011), Л.С. Выготский (1930), А.И. Захаров (1992), Д.В. Ковпак (2012), А.М. Прихожан (2000), А.Д. Кашелева (2015), Ч.Д. Спилберг и др. Они отмечают, что при многократных провоцирующих тревогу и страх условий, создается постоянное ожидание и готовность к переживанию. Постоянное состояние тревоги и переживание страхов, становятся личностными новообразованиями - тревожностью.
Причин возникновения детских страхов и тревожности огромное множество. В данной работе мы рассмотрим особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери.
Проблемой привязанности ребенка к матери в отечественной и зарубежной психологии занимались Н.Н Авдеева (2006), М. А. Василенко (2009), М. И. Лисина (2009), Р. А. Смирнова (2000), Дж. Боулби (1969), М.Энсуорт (1980) и др. Дж. Боулби полагал, что привязанность ребенка формируется к матери или к значимому взрослому. По его мнению, привязанность к матери необходима не только для удовлетворения базовых потребностей, а также для овладения социальными навыками...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью нами было проведено эмпирическое изучение особенностей тревожности учащихся старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери. Результаты, полученные нами в процессе констатирующего этапа исследования, легли в основу разработки психологической программы по коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента школьников.
1. На основе анализа современных психологических представлений обосновано теоретическое положение о необходимости разработки и последующей реализации психологической программы по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с дисгармоничным типом привязанности к матери. Проанализировав научные теоретические подходы изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте, особенности проявления и формирование привязанности ребенка к матери в отечественной и зарубежной литературе. Определены особенности проявления тревожности и страхов в дошкольном возрасте. Проанализированы теории привязанности ребенка к матери и роль привязанности в формировании личности ребенка.
2. Изучены показатели тревожности у детей старшего дошкольного возраста с разным типом привязанности к матери с помощью методик:
1. Проективная методика Д. Кайзер «Рисунок птичьего гнезда» (2004)
2. Проективная методика «Рисуночный рассказ» Н.Каплан (2001)
3. Методика «Незаконченные предложения» Д.Сакса и С.Леви
(Модифицированный вариант) (1999)
4. Проективная методика для диагностики тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. (1998)
5. Методика диагностики детских страхов А.И. Захарова
- Для определения типов привязанности детей старшего дошкольного возраста Кайзер «Рисунок птичьего гнезда» (2004) и «Рисуночный рассказ» Н.Каплан (2001) были выявлены следующие типы привязанности: надежный тип привязанности к матери у детей старшего дошкольного возраста сформирован у 15(50%) детей, тревожно-избегающий тип выявлен у 14 дошкольников. Стоит обратить внимание, что с амбивалентным выявлен всего 1 ребенок (7%), дезорганизованным типом привязанности выявлены не были.
- При анализе проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Незаконченные предложения» Д.Сакса и С.Леви (1999) были выявлены особенности преобладающей тревожности у детей с надежным типом привязанности к матери пределах возрастной нормы. Особенности проявления тревожности у детей с тревожно -избегающим типом привязанности к матери: в отношении к отцу 64% - средний уровень, к матери 71% - высокий уровень, к семье 51% - средний уровень, к себе 32% - средний уровень, к сверстникам 71% -высокий уровень, к детскому саду 66% - средний уровень, к мечтам 45% - средний уровень, отношение к болезни 92% - высокий уровень, к страхам и опасениям 80 % - высокий уровень.
-Проанализировав количественные и качественные данные, полученные во время проведения методики для диагностики тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. (1998), мы выявили, дети с надежным типом привязанности к матери показали низкий уровень проявление тревожности к таким ситуациям как «Ребенок - ребенок» 12 % , «Ребенок - взрослый» 6%, «Повседневные действия» 21 %. Высокий уровень тревожности к ситуациям «Ребенок - ребенок», «Ребенок - взрослый», «Повседневные действия» были выявлены у детей с тревожно- избегающим и амбивалентным типом привязанности к матери. Негативные ответы детей, были связаны с одиночеством, игнорирование, разлукой с мамой и взаимодействием с детьми. Все эти показатели в совокупности интерпретируются как высокий уровень тревоги у детей старшего дошкольного возраста.
- При анализе полученных данных, по методике детских страхов А.И. Захарова, мы установили, Исходя из результатов проведенной диагностики направленной на выявление особенностей проявление детских было установлено, что в у детей обладающих безопасным типом привязанности к матери высокий показатель страхов по типу - медицинские страхи и страх смерти является возрастной особенностью, не требующей корректировки...


1. Аверина, В.А. Психология личности, учебное пособие [Текст]: /Аверина В.А.- СПБ.: 2009. - 89 с.
2. Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Текст] / Авдеева Н.Н. // Современная зарубежная психология. - 2017. - № 2. - С. 7-14.
3. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве [Текст] / Авдеева Н.Н. // Психологическая наука и образование - 2006. - №2. - С. 82-92.
4. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания . Избр. психол. Труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : 2009. - 119 с.
5. Андерсон, С.В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Андерсон С. В. // Молодой ученый- 2016. - № 5.- С. 6.
6. Анисимова, Т. П. Причины нарушений материнско-младенческой привязанности. [Текст]: Т. И. Анисимова // Сборник научных работ по материалам международной конференции - СПб.: 2009.- С. 76-78.
7. Андреева, Т.В. Психология современной семьи [Текст]: Андреева Т.В. // Монография - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
8. Асанова, Н.К. Интервью для взрослых о привязанностях. [Текст]: методическое пособие / Н. К. Асанова - М.: Институт детской психотерапии и психоанализа: 1997.-87 с.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст]: Вопросы психологии / Л.И. Божович. - М.: 2009. - №2. - 56 с.
10. Большой психологический словарь [Текст] - М.: Прайм -
Еврознак.- 2009. - 816с
11. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - 2009 - 672 с.
12. Боулби, Д. Привязанность [Текст]: / Боулби Д. // пер. с англ.- М.: Гардарики. - 2003.- 477с.
13. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст]: / Боулби Д. // пер. с англ. В. В. Старовойтова 2-е изд. - М .: Академический проект. - 2006. - 323с.
14. Василенко, М.А. Влияние типа привязанности в диаде «мать- ребенок» на уровень психического развития детей 2-3 лет [Текст] : Аспирантские тетради. № 121. / Василенко М.А. // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. - СПб.- 2010 - С. 38 - 43.
15. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Текст]: Аспирантские тетради. № 129. / Василенко М.А. // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. - СПб.- 2011. - С 34 - 47...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ