Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №168186

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧСЕКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 13
1.1. Словесно-логическое мышление как проблема исследований в
психологии 13
1.2. Становление словесно-логического мышления в младшем школьном
возрасте 22
1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧСЕКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 36
2.1. Модель, методы и организация исследования 36
2.2. Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 49
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧСЕКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 65
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции словесно-логического мышления учащихся с задержкой психического
развития 65
3.2. Основные направления, этапы и методы психологической коррекции
словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 73
3.3. Анализ эффективности реализации программы коррекции словесно¬
логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 90
Выводы по третьей главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
БИБЛИОГРАФИЯ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 122

Актуальность исследования. В современном обществе мы сталкиваемся с постоянными социально-экономическими изменениями, которые влияют на различные сферы нашей жизни, включая систему образования. В Российской Федерации особое внимание уделяется качеству образования, особенно в отношении школьников. Федеральный образовательный стандарт устанавливает целый комплекс требований, которые должны быть выполнены в процессе обучения. Он определяет не только организацию образовательного процесса, но и структурные элементы учебной деятельности, образовательные результаты и условия эффективного их освоения.
Современная образовательная система стала более
усовершенствованной и инклюзивной, что привело к значительному расширению контингента учащихся начального общего образования. Теперь в одном классе со сверстниками, не имеющими проблем в обучении, учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в познавательной деятельности, личностном развитии, регуляции поведения и деятельности. Особую группу составляют обучающиеся с задержкой психического развития, которым необходимы специальные условия для успешного развития, воспитания и обучения.
В настоящее время, несмотря на активную разработку новых технологий, методов и приёмов, направленных на повышение качества обучения, проблема неуспеваемости школьников остается актуальной. Эта проблема, прежде всего, связана с отсутствием эффективных мероприятий, которые бы были комплексными, имели четкую структуру и учитывали индивидуальные особенности каждого учащегося, и направлены на выявление и преодоление трудностей в освоении образовательной программы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно данным специальной и клинической психологии одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе, в настоящее время, является задержка психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для младших школьников данной категории характерно стойкое недоразвитие всех психических функций. Учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличаются снижением работоспособности, повышенной истощаемостью, неустойчивостью внимания, отставанием в развитии всех форм мышления, а также несформированностью словесно-логического мышления.
Изучением мышления младших школьников с задержкой
психического развития занимались В.И. Лубовский (1989), Т.В. Егорова (1973), Г.М. Капустина (2009), С.Г. Шевченко (2003), У.В. Ульенкова (1994). Исследования авторов показали, что для этой категории школьников характерны такие особенности познавательной деятельности: учащиеся предпочитают избегать деятельность, связанную с поиском информации, не ставят перед собой вопрос, затрудняются в принятии и удержании словесной инструкции, в планировании предстоящих действий по выполнению задания, сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью, в задании дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Для учащихся с задержкой психического развития характерно неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля, слабое развитие продуктивной деятельности, что выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком
108 уровне абстрактного мышления что в последствии влияет на уровень усвоения знаний и успешность обучения в школе.
Исследование словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проводилось на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7», были охвачены 40 учащихся общеобразовательных классов: 20 учащихся из 2-го класса (в возрасте 9-10 лет), 20 учащихся из 3-го класса (в возрасте 10-11 лет) с диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Психодиагностическое обследование осуществлялось посредством использования следующих методик:
1. Методика «Простые аналогии» И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого (2001); [52, с. 35];
2. Методика «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой (2005); [77, с. 240];
3. Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна (1994); [8, с. 14];
4. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор» Б.В. Зейгарник (2001) [9, с. 23]...


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К., Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-1. - С. 141-144.
3. Абрамова, Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов. Изд 6-е., перераб. и доп. - Москва : Академический Проект, 2003. - 496 с.
4. Артемьева Т.В., Нуриева А.С., Развитие понятийного мышления детей с нарушениями речи посредством метафор и пословиц // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: ежегодный альманах Казанского федерального университета; под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Отечество, 2007. - 380 с.
5. Алексеева, О.А. Особенности понимания текста сюжетных задач младшими школьниками с задержкой психического развития / О.А. Алексеева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2011. - № 2(3). - С. 116-123.
6. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; - Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
7. Баркина, И.В. Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития // Вестник педагога, 2017. - С.12.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
9. Брокгауз-Ефрон, М. Малый энциклопедический словарь: в 4 т. Т. 3 / Репринт. воспр. изд.: Терра-Terra, 1994. - 654 с.
10. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М: Роспедагентство, 1994. - С. 14-21.
11. Блейхер, В.М. Расстройства мышления. - Киев: Здоровье, 1983. - 23 с.
12. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] Пособие для школьного психолога.
- М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
13. Балдина, Н.П. Усвоение логических приемов при разных типах обучения: автореф. дис. канд. психол. Наук / Н.П. Балдина. - М., 1987. - 24 с.
14. Бабкина, Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников) / Н.В. Бабкина. - М.: Институт практической психологии; - Воронеж: МОДЭК, 1998.
- 64 с.
15. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова., - М.: Роспедагенство, 1994. - 68 с...107


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ