ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития выносливости на занятиях циклическими видами спорта 6
1.1. Циклические виды спорта: понятие, особенности 6
1.2. Выносливость, ее виды и показатели 12
1.3. Средства и методы развития выносливости в циклических видах
спорта 18
1.4. Возрастные особенности юношей 15-16 лет 27
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 34
2.1. Методы и организация исследования 34
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния занятий циклическими видами спорта на развитие выносливости у юношей 39 15-16 лет
3.1. Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет 3 9
3.2. Экспериментальное обоснование методики развития
выносливости 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Во многих видах спорта необходимо развивать физические качества, при этом фундамент для их лучшего развития, должен быть заложен в раннем детстве. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности. По данным Министерства Здравоохранения с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д. Поэтому среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у учащихся основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что знания о возрастных особенностях подростков необходимы для того, чтобы научно обосновать использование многолетней физической подготовки на разных этапах. Тем более, что организм в подростковом возрасте находится в незавершенной стадии формирования, в связи с чем физические упражнения могут повлиять как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Таким образом, основой планирования и проведения учебно¬тренировочного процесса, связанного с воспитанием выносливости у подростков, являются глубокие познания механизмов, являющихся основой возрастных изменений [15].
Множество различных методик по развитию выносливости юных спортсменов содержатся в специальной литературе. Однако для их применения необходимо наличие хорошей материально-технической базы спортивного клуба. Кроме того, тот объем физической нагрузки, который указан в литературе, не соответствует реальной физической подготовке юных спортсменов, занимающихся в конкретной спортивной школе. В следствии чего, возникает необходимость в разработке собственных средств развития выносливости, или же необходимо корректировать уже существующие методики к условиям конкретных спортивных школ [3].
Циклические виды спорта - это виды спорта, в которых преимущественно проявляется выносливость (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля и велосипедный спорт), все они отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Сутью циклических видов спорта является повторение движений для перемещения собственного тела. [38]
Занятия циклическими видами спорта оказывают положительное влияние на: питание, кровоснабжение мышц, работу внутренних органов. Давно доказано, что при физическом напряжении расширяется просвет и увеличивается количество бесчисленных мельчайших сосудов, пронизывающих мышцы и внутренние органы. В мышцах людей, занимающихся циклическими видами спорта, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, следовательно, кровообращение в тканях и внутренних органах происходит интенсивнее, что способствуют формированию физиологических резервов. Еще И. М. Сеченов - известный русский физиолог - указывал на значение мышечных движений для развития деятельности внутренних органов и головного мозга.[38]
Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: исследовать развитие выносливости у юношей 15-16 лет и влияние занятий циклическими видами спорта на ее развитие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать методику развития выносливости у юношей 15-16 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости у юношей 15-16 лет на занятиях циклическими видами спорта.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- тестирование,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Методологическая основа исследования:
- теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.)
- средства и методы круговой тренировки (И.А. Гуревич, Романенко В.А., М. Шолих и др.)
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная нами методика будет способствовать развитию выносливости у юношей 15-16 лет, и позволит повысить их показатели.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях развития выносливости у юношей и на этой основе обогатить профессиональные умения и навыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная нами экспериментальная методика развития выносливости у юношей 15-16 лет позволит повысит уровень исследуемого качества и может использоваться в практической работе.
Структура. Структурно работа представлена введением, тремя главами, включающими в себя семь параграфов, заключением, библиографическим списком и приложением.
В заключении проделанного исследования мы пришли к следующим выводам: к циклическим видам спорта относятся такие виды, в основе которых находится автоматический ритмический двигательный рефлекс и обладающие признаками многократного повторения. К ним относятся лыжные гонки, спортивная ходьба, бег, плавание. Данные виды спорта требуют проявления выносливости, поскольку из-за многократности происходит расход большого количества энергии. Циклические упражнения отличаются друг от друга по мощности и имеют четыре зоны мощности.
Изучая понятие «выносливость», мы выявили, что это качество организма, позволяющее противостоять утомлению. Выносливость играет главную роль в определении работоспособности. Это качество имеется у всех людей, но у каждого человека разный уровень развития. Ю.Ф. Курамшин даёт определение выносливости как способности человека к длительному выполнению какой -либо деятельности без снижения её эффективности. Так как продолжительность работы лимитируется, в конечном счёте, наступающим утомлением, то выносливость возможно также определить, как способность человека противостоять утомлению. Утомление приводит к снижению работоспособности в ходе продолжительной деятельности.
Для того, чтобы развить выносливость при занятиях циклическими видами спорта используются различные средства и методы, но основными средствами тренировки все же являются физические упражнения. Многие методы тренинга, как метод длительных, непрерывных, равномерных нагрузок, фартлек, повторный и интервальный уже не один десяток лет применялись и применяются до сих пор в подготовке спортсменов, ученые, тренеры не до конца разобрались в их достоинствах и недостатках. Не говоря уже о других методах, появившихся гораздо позднее. Как показали наши исследования, точное время появления большинства методов тренировки установить нельзя.
Средства могут быть разделены на три группы: обще подготовительные, специально подготовительные и избранные соревновательные. Среди методов, применяемых в процессе спортивной тренировки существует две большие группы, это обще подготовительные, которые включают словесные и наглядные методы и практические, которые включают метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы.
Однако чтобы достичь высокой эффективности системы физического воспитания, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные анатомо-физиологические возможности того или иного этапа развития детей и подростков.
Наше исследование проводилось в 10 классах МБОУ «Шушенская СОШ № 2» в период с октября 2019 по март 2020 года. Для проведения педагогического эксперимента мы создали благоприятную обстановку. Провели анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, определили средства и методы развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Основными средствами для развития общей выносливости мы использовали легкоатлетические кроссы, спортивные игры и лыжную подготовку. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Исходный этап обследования выносливости старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе показал низкий уровень развития выносливости. С целью повышения уровня выносливости мы разработали специальную методику развития этого качества у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры, которая основана на использовании метода круговой тренировки в режиме непрерывной работы.
Экспериментально установлено положительное влияние специально подобранных комплексов круговой тренировки на развитие общей выносливости старшеклассников. Так, достоверно значимые изменения за время формирующего эксперимента произошли в экспериментальном классе в показателях 6-ти минутного бега и индекса гарвардского степ-теста, а также по результатам проведения бега на 600 м (p<0,05). В контрольном классе достоверных изменений в результате тестирования выносливости учащихся не выявлено (p >0,05).
1. Алиев М. Н., Гаджимурадова Р. Т. Воспитание общей выносливости школьников [Текст].// Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- № 9 / - 2016.- С. 90-94
2. Антонова, В.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст]./ В.А.Антонова.- Москва: Высшее образование. - 2017 - 192 с.
3. Балашова, В.Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний. [Текст]./ В.Ф. Балашова - Методическое пособие / В.Ф. Балашова. - М.: Физ. культура, 2017.- 128 с.
4. Балбатун, О.А. Нормальная физиология. Краткий курс [Текст]./ Учебное пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; Под ред. В.В. Зинчук. - Мн.: Вышэйшая шк., 2017. - 431 с.
5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст]./ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 528 с.
6. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]./ И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2016.- 368с.
7. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования [Текст] / А.А. Бишаева. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 304 с.
8. Ворошин И.Н. Беговые виды легкой атлетики: учеб.-метод. пособие [Текст] / И.Н. Ворошин. - СПБ: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2018. - 28 с.: ил.
9. Власов, Ю.А. Кровообращении и газообмен человека [Текст] / Ю.А. Власов. -Новосибирск: Наука. СПб. отд., 1992.-С. 317.
10. Германов Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости [Электронный ресурс]/ Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2016. - №2 (108). - С.49-47. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/klassifikatsionnyy-podhod-i- teoreticheskiepredstavleniya-spetsialnogo-i-obschego-v-proyavleniyah-vynoslivosti(дата обращения 20.01.2020).
11. Гандельсман, А.Б. Показатели состояния тренированности [Текст] / А.Б. Гандельсман, В.В. Васильева // Руководство по физиологии. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. — Д.: Наука, 1969. — С. 393-401.
12. Граевская, Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему[Текст] / Н.Д. Граевская. М.: Медицина. 1975.-С. 277.
13. Германов Г.Н., Никитушкин В.Г. Легкая атлетика в школе: учебное пособие. - Воронеж: Истоки, 2007. - 603с.
14. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]./ Учебник / Ю.И. Евсеев. — М.: Феникс, 2014.- 384 с.
15. Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология. [Текст]/ М., СпортАкадемПресс. 2001.- С. 145.
16. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие. - М.: Издательство «Спорт», 2011.-405с.
17. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки [Текст] // Жужиков В. Г. - Физкультура в школе 2001 №11 , С. 17-21
18. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта / А. М. Якимов — «Спорт», 2018 — (Библиотечка тренера)
19. Курамшин Ю.Ф. учебник Теория и методика физической культуры. - М.: «Спорт», 2009.-311с.
20. Караулова, Л.К. Физиология [Текст]./ Л.К. Караулова. - М.: Академия, 2016.- 378 с.
21. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура [Текст]./ Учебник / Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич. — М.: Академия, 2016. - 176с.
22. Коледа, В.А. Физическая культура [Текст]./ Учебник / В.А. Коледа. - Минск: РИВШ, 2016.- 211 с.
23. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебнопрактическое пособие [Текст] / Т.Ю. Карась. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. - 125с.
24. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: пособие для учителей и методистов [Текст] / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2016. - 93 с.
25. Кузнецова Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов общей выносливости: автореф. дис. Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения : материалы Регионального научно-практического семинара (Комсомольск-на-Амуре, 15 ноября 2018) 42 на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.04 [Текст] / Любовь Николаевна Кузнецова; ФГБОУ ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - Волгоград, 2018. - 158 с.
26. Лях В.И. Двигательные способности. Физическая культура в школе: учебное пособие.- М.: Издательство «Просвещение», 2007.-300с.
27. Лях, В. И. Физическая культура 10 - 11 классы. - М.: Просвещение; [Текст]/ Лях В.И., Зданевич А.А. 2007.-С. 116.
28. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ спортивного резерва [Текст] / В.В. Ивочкип, Ю.Г. Травин, Г.Н. Королев, Г.Н. Семаева. - М.: Советский спорт, 2018. - 108 с.
29. Матюхина, М. В. Возрастные особенности школьников [Электронный ресурс] / Матюхина М. В., Патриной К. Т. // Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ - 15.05.2016.
30. Мякинченко, Е.Б. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. [Текст] — М.: ТВТ Дивизион, 2005.-С. 149.
31. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе [Текст]./ В. И. Ревякина.// Вестник Томского государственного педагогического университета.- № 1 (142) .-2017.- С. 13-17
32. Развитие выносливости в системе физической подготовки курсантов:
учеб.- метод. пособие [Электронный ресурс]/ сост. В. В. Андрианов, А. В.
Мещеряков. - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2017. - 50 с. - URL:
http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2014/Andrianov_1.pdf(дата обращения 20.05.2020)
33. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой [Текст] / В.А. Романенко, А.В. Максимович - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 143 с.
34. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] /Изд. Питер.2007.- С. 195.
35. Трусова О.В. Проблема учета индивидуально-типологических особенностей старшеклассников при развитии выносливости [Текст].// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 74-2.- 2016.- С.276-279
36. Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом [Текст] / Титова Т. Спорт в школе - 2006. № 3, С. 15 - 22.
37. Уилмор, Дж.Х., Физиология спорта и двигательной активности.[Текст]/ УилморДж.Х., Костилл Д.Л.2007.-С 190.
38. Циклические виды спорта [Электронные ресурс] // Режим доступа: http://fb.ru/article/146691/kakie-byivayut-tsiklicheskie-vidyi-sporta - 01.06.2020
39. Циклические виды спорта: всё, что вы хотели знать [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://epigraf.su/tsiklicheskie-vidyi-sporta-vs-chto-vyi-hoteli-znat/-01.06.2020.
40. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов,