Развитие выносливости на занятиях циклическими видами спорта у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития выносливости на занятиях циклическими видами спорта 6
1.1. Циклические виды спорта: понятие, особенности 6
1.2. Выносливость, ее виды и показатели 12
1.3. Средства и методы развития выносливости в циклических видах
спорта 18
1.4. Возрастные особенности юношей 15-16 лет 27
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 34
2.1. Методы и организация исследования 34
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния занятий циклическими видами спорта на развитие выносливости у юношей 39 15-16 лет
3.1. Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет 3 9
3.2. Экспериментальное обоснование методики развития
выносливости 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития выносливости на занятиях циклическими видами спорта 6
1.1. Циклические виды спорта: понятие, особенности 6
1.2. Выносливость, ее виды и показатели 12
1.3. Средства и методы развития выносливости в циклических видах
спорта 18
1.4. Возрастные особенности юношей 15-16 лет 27
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 34
2.1. Методы и организация исследования 34
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния занятий циклическими видами спорта на развитие выносливости у юношей 39 15-16 лет
3.1. Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет 3 9
3.2. Экспериментальное обоснование методики развития
выносливости 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Во многих видах спорта необходимо развивать физические качества, при этом фундамент для их лучшего развития, должен быть заложен в раннем детстве. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности. По данным Министерства Здравоохранения с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д. Поэтому среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у учащихся основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что знания о возрастных особенностях подростков необходимы для того, чтобы научно обосновать использование многолетней физической подготовки на разных этапах. Тем более, что организм в подростковом возрасте находится в незавершенной стадии формирования, в связи с чем физические упражнения могут повлиять как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Таким образом, основой планирования и проведения учебно¬тренировочного процесса, связанного с воспитанием выносливости у подростков, являются глубокие познания механизмов, являющихся основой возрастных изменений [15].
Множество различных методик по развитию выносливости юных спортсменов содержатся в специальной литературе. Однако для их применения необходимо наличие хорошей материально-технической базы спортивного клуба. Кроме того, тот объем физической нагрузки, который указан в литературе, не соответствует реальной физической подготовке юных спортсменов, занимающихся в конкретной спортивной школе. В следствии чего, возникает необходимость в разработке собственных средств развития выносливости, или же необходимо корректировать уже существующие методики к условиям конкретных спортивных школ [3].
Циклические виды спорта - это виды спорта, в которых преимущественно проявляется выносливость (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля и велосипедный спорт), все они отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Сутью циклических видов спорта является повторение движений для перемещения собственного тела. [38]
Занятия циклическими видами спорта оказывают положительное влияние на: питание, кровоснабжение мышц, работу внутренних органов. Давно доказано, что при физическом напряжении расширяется просвет и увеличивается количество бесчисленных мельчайших сосудов, пронизывающих мышцы и внутренние органы. В мышцах людей, занимающихся циклическими видами спорта, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, следовательно, кровообращение в тканях и внутренних органах происходит интенсивнее, что способствуют формированию физиологических резервов. Еще И. М. Сеченов - известный русский физиолог - указывал на значение мышечных движений для развития деятельности внутренних органов и головного мозга.[38]
Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: исследовать развитие выносливости у юношей 15-16 лет и влияние занятий циклическими видами спорта на ее развитие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать методику развития выносливости у юношей 15-16 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости у юношей 15-16 лет на занятиях циклическими видами спорта.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- тестирование,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Методологическая основа исследования:
- теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.)
- средства и методы круговой тренировки (И.А. Гуревич, Романенко В.А., М. Шолих и др.)
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная нами методика будет способствовать развитию выносливости у юношей 15-16 лет, и позволит повысить их показатели.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях развития выносливости у юношей и на этой основе обогатить профессиональные умения и навыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная нами экспериментальная методика развития выносливости у юношей 15-16 лет позволит повысит уровень исследуемого качества и может использоваться в практической работе.
Структура. Структурно работа представлена введением, тремя главами, включающими в себя семь параграфов, заключением, библиографическим списком и приложением.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что знания о возрастных особенностях подростков необходимы для того, чтобы научно обосновать использование многолетней физической подготовки на разных этапах. Тем более, что организм в подростковом возрасте находится в незавершенной стадии формирования, в связи с чем физические упражнения могут повлиять как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Таким образом, основой планирования и проведения учебно¬тренировочного процесса, связанного с воспитанием выносливости у подростков, являются глубокие познания механизмов, являющихся основой возрастных изменений [15].
Множество различных методик по развитию выносливости юных спортсменов содержатся в специальной литературе. Однако для их применения необходимо наличие хорошей материально-технической базы спортивного клуба. Кроме того, тот объем физической нагрузки, который указан в литературе, не соответствует реальной физической подготовке юных спортсменов, занимающихся в конкретной спортивной школе. В следствии чего, возникает необходимость в разработке собственных средств развития выносливости, или же необходимо корректировать уже существующие методики к условиям конкретных спортивных школ [3].
Циклические виды спорта - это виды спорта, в которых преимущественно проявляется выносливость (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля и велосипедный спорт), все они отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Сутью циклических видов спорта является повторение движений для перемещения собственного тела. [38]
Занятия циклическими видами спорта оказывают положительное влияние на: питание, кровоснабжение мышц, работу внутренних органов. Давно доказано, что при физическом напряжении расширяется просвет и увеличивается количество бесчисленных мельчайших сосудов, пронизывающих мышцы и внутренние органы. В мышцах людей, занимающихся циклическими видами спорта, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, следовательно, кровообращение в тканях и внутренних органах происходит интенсивнее, что способствуют формированию физиологических резервов. Еще И. М. Сеченов - известный русский физиолог - указывал на значение мышечных движений для развития деятельности внутренних органов и головного мозга.[38]
Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: Методика развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: исследовать развитие выносливости у юношей 15-16 лет и влияние занятий циклическими видами спорта на ее развитие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать методику развития выносливости у юношей 15-16 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости у юношей 15-16 лет на занятиях циклическими видами спорта.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- тестирование,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Методологическая основа исследования:
- теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.)
- средства и методы круговой тренировки (И.А. Гуревич, Романенко В.А., М. Шолих и др.)
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная нами методика будет способствовать развитию выносливости у юношей 15-16 лет, и позволит повысить их показатели.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях развития выносливости у юношей и на этой основе обогатить профессиональные умения и навыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная нами экспериментальная методика развития выносливости у юношей 15-16 лет позволит повысит уровень исследуемого качества и может использоваться в практической работе.
Структура. Структурно работа представлена введением, тремя главами, включающими в себя семь параграфов, заключением, библиографическим списком и приложением.
В заключении проделанного исследования мы пришли к следующим выводам: к циклическим видам спорта относятся такие виды, в основе которых находится автоматический ритмический двигательный рефлекс и обладающие признаками многократного повторения. К ним относятся лыжные гонки, спортивная ходьба, бег, плавание. Данные виды спорта требуют проявления выносливости, поскольку из-за многократности происходит расход большого количества энергии. Циклические упражнения отличаются друг от друга по мощности и имеют четыре зоны мощности.
Изучая понятие «выносливость», мы выявили, что это качество организма, позволяющее противостоять утомлению. Выносливость играет главную роль в определении работоспособности. Это качество имеется у всех людей, но у каждого человека разный уровень развития. Ю.Ф. Курамшин даёт определение выносливости как способности человека к длительному выполнению какой -либо деятельности без снижения её эффективности. Так как продолжительность работы лимитируется, в конечном счёте, наступающим утомлением, то выносливость возможно также определить, как способность человека противостоять утомлению. Утомление приводит к снижению работоспособности в ходе продолжительной деятельности.
Для того, чтобы развить выносливость при занятиях циклическими видами спорта используются различные средства и методы, но основными средствами тренировки все же являются физические упражнения. Многие методы тренинга, как метод длительных, непрерывных, равномерных нагрузок, фартлек, повторный и интервальный уже не один десяток лет применялись и применяются до сих пор в подготовке спортсменов, ученые, тренеры не до конца разобрались в их достоинствах и недостатках. Не говоря уже о других методах, появившихся гораздо позднее. Как показали наши исследования, точное время появления большинства методов тренировки установить нельзя.
Средства могут быть разделены на три группы: обще подготовительные, специально подготовительные и избранные соревновательные. Среди методов, применяемых в процессе спортивной тренировки существует две большие группы, это обще подготовительные, которые включают словесные и наглядные методы и практические, которые включают метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы.
Однако чтобы достичь высокой эффективности системы физического воспитания, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные анатомо-физиологические возможности того или иного этапа развития детей и подростков.
Наше исследование проводилось в 10 классах МБОУ «Шушенская СОШ № 2» в период с октября 2019 по март 2020 года. Для проведения педагогического эксперимента мы создали благоприятную обстановку. Провели анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, определили средства и методы развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Основными средствами для развития общей выносливости мы использовали легкоатлетические кроссы, спортивные игры и лыжную подготовку. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Исходный этап обследования выносливости старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе показал низкий уровень развития выносливости. С целью повышения уровня выносливости мы разработали специальную методику развития этого качества у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры, которая основана на использовании метода круговой тренировки в режиме непрерывной работы.
Экспериментально установлено положительное влияние специально подобранных комплексов круговой тренировки на развитие общей выносливости старшеклассников. Так, достоверно значимые изменения за время формирующего эксперимента произошли в экспериментальном классе в показателях 6-ти минутного бега и индекса гарвардского степ-теста, а также по результатам проведения бега на 600 м (p<0,05). В контрольном классе достоверных изменений в результате тестирования выносливости учащихся не выявлено (p >0,05).
Изучая понятие «выносливость», мы выявили, что это качество организма, позволяющее противостоять утомлению. Выносливость играет главную роль в определении работоспособности. Это качество имеется у всех людей, но у каждого человека разный уровень развития. Ю.Ф. Курамшин даёт определение выносливости как способности человека к длительному выполнению какой -либо деятельности без снижения её эффективности. Так как продолжительность работы лимитируется, в конечном счёте, наступающим утомлением, то выносливость возможно также определить, как способность человека противостоять утомлению. Утомление приводит к снижению работоспособности в ходе продолжительной деятельности.
Для того, чтобы развить выносливость при занятиях циклическими видами спорта используются различные средства и методы, но основными средствами тренировки все же являются физические упражнения. Многие методы тренинга, как метод длительных, непрерывных, равномерных нагрузок, фартлек, повторный и интервальный уже не один десяток лет применялись и применяются до сих пор в подготовке спортсменов, ученые, тренеры не до конца разобрались в их достоинствах и недостатках. Не говоря уже о других методах, появившихся гораздо позднее. Как показали наши исследования, точное время появления большинства методов тренировки установить нельзя.
Средства могут быть разделены на три группы: обще подготовительные, специально подготовительные и избранные соревновательные. Среди методов, применяемых в процессе спортивной тренировки существует две большие группы, это обще подготовительные, которые включают словесные и наглядные методы и практические, которые включают метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы.
Однако чтобы достичь высокой эффективности системы физического воспитания, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные анатомо-физиологические возможности того или иного этапа развития детей и подростков.
Наше исследование проводилось в 10 классах МБОУ «Шушенская СОШ № 2» в период с октября 2019 по март 2020 года. Для проведения педагогического эксперимента мы создали благоприятную обстановку. Провели анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, определили средства и методы развития выносливости у юношей 15-16 лет.
Основными средствами для развития общей выносливости мы использовали легкоатлетические кроссы, спортивные игры и лыжную подготовку. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Исходный этап обследования выносливости старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе показал низкий уровень развития выносливости. С целью повышения уровня выносливости мы разработали специальную методику развития этого качества у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры, которая основана на использовании метода круговой тренировки в режиме непрерывной работы.
Экспериментально установлено положительное влияние специально подобранных комплексов круговой тренировки на развитие общей выносливости старшеклассников. Так, достоверно значимые изменения за время формирующего эксперимента произошли в экспериментальном классе в показателях 6-ти минутного бега и индекса гарвардского степ-теста, а также по результатам проведения бега на 600 м (p<0,05). В контрольном классе достоверных изменений в результате тестирования выносливости учащихся не выявлено (p >0,05).
Подобные работы
- КРУГОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕРЛИДИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Методика развития специальной выносливости у школьников 14-15 лет
на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития специальной выносливости у школьников 14-15 лет на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры в старших классах при помощи фитнес-резинок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Организация и проведение уроков физической культуры методом круговой тренировки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК МАКСИМАЛЬНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 15-16 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие быстроты обучающихся 15-16 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



