ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 10
§1.1. Эмоционально-личностная сфера как проблема исследования в психологии 10
§1.2. Становление эмоционально - личностной сферы в младшем школьном возрасте 23
§1.3. Современное состояние изучения проблемы эмоционально - личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 29
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО 39
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 39
§2.1. Организация, методы и методики исследования эмоционально - личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением
интеллектуального развития 39
§2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 44
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 56
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоционально - личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 56 §3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 60
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 78
Выводы по третьей главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
Актуальность исследования. Проблема эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, в современной специальной психологии важна и является актуальным направлением работы. Дети с нарушением интеллектуального развития часто испытывают трудности в развитии социально-адаптивных и эмоциональных способностей, что в дальнейшем приводит к низкой самооценки, агрессии, конфликтам с окружающими людьми и к множеству других проблем.
В специальной психологии достаточно большое значение имеют вопросы, связанные с изучением эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Вопросами по данной категории детей занимаются многие специалисты, включая психологов, неврологов, эмбриологов, генетиков, психиатров. Большой вклад в изучение эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста сделали учёные такие как: Г.М. Бреслав (1984), Л.В. Занков (1939), К.Изард (2000), Е.П. Ильин (2011), А.Н. Леонтьев (1971), П. Милнер (1954), М.С. Певзнер (1982), П. Фресс (1975), Д.Б. Эльконнин (1991).
Исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, может помочь с определением конкретных трудностей, с которыми сталкиваются дети и в дальнейшем разработать стратегию по работе с ними. Важное значение при работе с изучаемым контингентом детей является учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка, так же уровень развития, уровень социальной поддержки и другие факторы, которые могут повлиять на эмоциональное и социальное благополучие.
Работа с эмоционально-личностной сферой детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, поможет им в адаптации к различным новым ситуациям, далее улучшить свои возможности для учебной активности, социальной, а так же для развития эмоциональной и социальной компетентности.
Исследования эмоционально-личностной сферы позволяет нам развивать новые методики и стратегии работы с детьми, которые учитывают потребности и возможности, что является крайне важным для улучшения качества жизни детей с нарушением интеллектуального развития.
Изучению эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития посвящены работы ученых: П.К. Анохин (2007), М.Б. Арнольд (2008), Л.А. Венгер (2001), В.К. Вилюнас (2007), М.В. Иванова (2016), Г. Ланге (1885), В.Г. Макарова (2011),
A. И. Писарева (2009), П.М. Якобсон (1961). В работах представлены исследования, которые направлены на изучение детей с нарушением интеллектуального развития.
Здоровый ребёнок интересуется всем, что вокруг происходит. Хорошо идёт на контакт со взрослыми. Любит играть и выполняет требования. Но когда ребёнок находится в отрицательном эмоциональном состоянии. Из -за препятствий самому себе, он не может удовлетворит свои потребности.
Исследования современных ученых (О.А. Ботова, 2013; Т.Ю. Бутусова, 2013; Н.Л. Горбачевская, 2013; Д.В. Лонская, 2013; Ю.С. Шевченко, 2013;
B. А. Шинкаренко, 2013) доказывают эффективность коррекции
эмоционально-личностной сферы изучаемого контингента детей, при условии организации специальных программ, учитывающих особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Несмотря на наличие данной актуальности исследования, а так же на наличие практической значимости, множество вопросов по разработке программ психологической коррекции эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, остаются мало изученными...
В данной работе «Коррекция эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития» было проведено исследование, посвященное проблеме коррекции эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, разработана и апробирована программа по развитию и закреплению адекватных эмоциональных реакций у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Коррекционно-развивающая программа реализовала стоящие перед ней цели и задачи, а значит, имела положительное влияние на развитие, воспитание и обучение детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Мы рассматриваем актуальную проблему современного общества эмоционально - личностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, мы обозначили особенности таких детей, выявили уровень их эмоционально - личностного развития и провели коррекционную работу, направленную на развитие эмоционально - личностной сферы. Нами был использован анализ научных, литературных статей, трудов ученых и педагогов, наше исследование и составленная нами программа коррекции эмоционально - личностной сферы для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Мы узнали что, эмоционально-личностная сфера детей с нарушением интеллектуального развития в настоящее время является педагогической проблемой, этим детям свойственны отклонения от нормы, но они могут преодолеваться средствами педагогического воздействия, родителей, воспитателей, учителей с опорой на различные виды деятельности.
Изучением проблемы эмоционально-личностной сферы занимались такие ученые как, И. В. Белякова (2002), Л.С. Выготский (2005), Л.В. Занков (1996), В.И. Лубовский (1968), В.В. Лебединский (2008), Ж.И. Намазбаева (1986), М.С. Певзнер (1941), В.Г. Петрова (1996), С.Я. Рубинштейн (1986), Е.А. Стребелева (2001), Г.Я. Трошин (1915), Ж.И. Шиф (1968), и других. На роль сказкотерапии в коррекционной работе указывали известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Берн (1960), Т. Зинкевич Евстигнеева (1998), А. Менегетти (2003), Э. Фромм (1956) и др. Как и в норме, умственно отсталый ребенок в своем развитии проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых его эмоционально - личностная сфера приобретает новые качества, причем переход к высшим формам эмоциональной жизни осуществляется в процессе общения с окружающими, по мере включения в различные виды деятельности...
1. «Известия историко-филологического ин-та князя Безбородко в Нежине». Т. 5. СПб., 1880.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1986.
4. Бадалян Л.О. Невропатологи: Учебник для студ, дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений.- 2° изд., испр.- М.: Издательский цетр «Академия», 2003.- 368с.
5. Бардиер, Г. Л. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников / Г. Л. Бардиер, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2005. - 203 с.
6. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учеб. пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. - М. : АСТ,
2003. - 320 с.
7. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л. Б. Баряева // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.56-58.
8. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь/ М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.
9. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева. - М. : Генезис, 2001. - 352 с.
10. Божович Л.И. К развитию аффективно - потребностной сферы человека 1/ Проблемы общей, возрастной и педагогической психогии.-М. 1978.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - N°4.
12. Божович М.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. Борисова А.А.
13. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. - СПб. : Питер, 2004.
- 474 с.
14. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М. : Гардарики, 2003.
- 477 с.
15. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех, СПб.,
2000...120