ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
10
§1.1.Эмоциональные состояния как проблема исследования в психологии.. 10
§1.2. Эмоциональные состояния в младшем школьном возрасте 17
§1.3. Современное изучение проблемы эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧНСКОГО РАЗВИТИЯ 35
§2.1. Организация, методы и методики исследования 35
§2.2. Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 47
Выводы по второй главе 64
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 68
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 68
§3.2.Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 73
§3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 95
Выводы по третьей главе 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 124
Актуальность исследования. Эмоции сопровождают человека все время и оказывают влияние на качество его жизни, работы, учебы. В настоящее время данная проблема очень актуальна, поскольку особенности эмоциональной сферы влияют на все аспекты существования индивида. От эмоций зависит наше собственное состояние, отношение к людям и поступкам, а также оценка собственной деятельности. Проблема эмоциональных состояний постоянно изучается, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Не говоря уже о том, какую роль эмоции играют в развитие детей, поэтому, современные психологи рассматривают проблему изучения особенностей эмоциональных состояний и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития как одну из ведущих и особо актуальных.
Изучение эмоций представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Эта тема представлена в работах отечественных ученных: П.Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1987), П. К. Анохина (1964), А.Н. Леонтьева (2000), С.Л. Рубинштейна (1984). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К.Е. Изард (2000), Н.Ф. Гербарт (1895), В.К. Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (1998), Л.М. Милтиной (2014), П.М. Якобсона (1998).
В современных психолого-педагогических исследованиях одним из актуальных направлений является изучение эмоций и эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Это связано с тем, что эмоции имеют огромное значение в развитии познавательной деятельности, в межличностном общении, а также социализации ребенка...
Проблема изучения развития эмоциональной сферы в современном мире является актуальной, так как эмоции играют важную роль в жизни каждого ребенка и человека. Чувства являются неотъемлемой частью любого вида деятельности, да и в целом поведения. Успешная жизнь возможно только в том случае, если индивид научится управлять своими эмоциями правильно, контролировать их. Так как окружающая действительность меняется и развивается, обществу необходимы люди, которые могут эффективно решать проблемы и выходить из сложных ситуаций, а если человек не умеет контролировать свои эмоции и чувства, не до конца осознает их проявления, а также не понимает эмоциональные состояния других людей, ему будет очень сложно находиться в коллективе, коммуницировать с окружающими.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции эмоциональных состояний у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается как одна из ведущих. Потому что у детей данной категории проблемы в эмоционально-волевой сферы являются одними из ведущих. Особенности эмоциональных состояний мешают детям данной категории успешно социализироваться, коммуницировать с людьми и адекватно понимать себя.
В психологии проблемой эмоций и эмоциональных состояний занимались такие ученые как: Л.С. Выготский (2012), П.Я. Гальперин (1999), С.Л. Рубинштейн (2000), Е.П. Ильин (2001), К.Э. Изард (2000), П.К.Анохин(1964), Л.В. Куликов (1831), Ю.Е. Сосновикова (1975), Б.И. Додонов (1978), Е.П. Ильин (2001), А.Н. Леонтьев (1971) и многие другие.
Занимались изучением и разработкой коррекционных мероприятий для детей с задержкой психического развития такие авторы как: А.Ф. Ануфриева
(1997), А. Адлер (1932), И.И. Мамайчук (2006), К. Роджерс (1994),
Н.М.Пылаева (2003), У.В. Ульенкова (2011) и другие.
Эксперимент по изучению эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «Лицей № 3». В исследовании принимали участие 40 учащихся классов: 20 учащихся в возрасте 7 - 8 лет (1 класс) и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития»...
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Учебное пособие для студентов вузов —М.: Издательский центр "Академия», 1998.— 661с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999.
— 208 с
3. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия, т.
35. М., 1964, с. 339—341, 354—357.
4. Айламазьян А.М Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400
— «Психология» — М.: «Смысл», 1999 — 237с.
5. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога — М.: Школьная Пресса, 2006. —80с.
6. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. — М.: Айрис пресс, 2005. — 78с.
7. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Москва: Просвещение, 1991. 208 с.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва: Владос, 2012. — 455 с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. — 64с.
10. Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Изучение особенностей
проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2
[Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57749 (дата обращения: 20.11.2019).
11. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун -т, 2007. - 78 с.
12. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б Психология эмоций. Тексты — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 288с.
13. Вилюнас В., Стончус В., Пацевичус И. Исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР / Под ред. А.Н. Леонтьева. Изд-во МГУ, 1977. — 59с.
14. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии —М.: Просвещение, 1973. — 189с.
15. Выготский Л. С. Собр.соч.: В 6 т. Т.6 — М.: Педагогика, 1984. — 504с...100