Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы92
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1. Агрессивное поведение как проблема исследования 10
1.2. Факторы и причины, приводящие к появлению агрессивного поведения в
детском возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Организация, методы и методики исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития30
2.2. Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 36
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции агрессивного поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развитияю 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 57
Выводы по третьей главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


Актуальность исследования. Агрессивное поведение — актуальная проблема современного мира, обусловлена она тем, что в современной психолого - педагогической практике существует необходимость определения психологических и педагогических причин тревожности и агрессивности детей , факторов способствующих ее проявлению, условий её предупреждения и преодоления.
Среди oтeчeствeнных исслeдoвaтeлeй, зaнимaющихся прoблeмoй дeтскoй aгрeссивнoсти можно выдeлить тaких aвтoрoв, как И.В. Дубрoвинa (1999), Л.В. Запорожец (1953), А.И. Захаров (2006), Н.Л. Кряжева (2015), М.И. Лисина, А.А. Реан (2008), А.С. Спиваковская (2010), И.А. Фурманов (2009), Е. К. Лютова (2017), Н.В. Кулюшина (2019), среди зарубежных исследователей в изучение данной проблемы большой вклад внесли такие авторы, как Л. Берковиц (2007), Р. Бэрон (2001), К. Бютнер (1991), A. Гуггенбюль (1966), К. Лоренц (1994), Г. Паренс (1997), М. Раттер (2009), В. Экслайн (2003), З.Фрейд (1927).
В XXI веке увеличилось количество детей с психическими и соматическими нарушениями развития. По данным организации здравоохранения, только 20% новорожденных являются условно здоровыми, остальные же в свою очередь имеют какие-либо заболевания, либо отклонения в психическом развитии. Таким образом, увеличилось число детей с умственной отсталостью, показатели увеличились на 22%, а с задержкой психического развития на 25,2%.
Задержка психического развития — является одной из наиболее распространенных форм психических нарушений. Число детей достигает 15 — 16% от всего количества. Задержка психического развития — это
нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально - волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. (Г. Е. Сухарева в 1959 г.) [ 64, с.406]
В зарубежной и отечественной психологии проблема агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой
психического развития занимает особое место. Подробные исследования проводили: А. Бандура (2000), К. Бютнер (1991), К.З. Лоренц (1963), С.Л. Рубинштейн (1990) и другие.
Только в XXI веке проблема агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития получила широкое распространение у российских исследователей, в связи с увеличивающимся ростом отклонений в поведении у детей с задержкой психического развития. Она стала предметом изучения у таких ученых как: Л.М. Шипицина (2002), А.К. Борякова (2004) и другие.
Агрессивное поведение младших школьников с задержкой психического развития чрезвычайно актуальная проблема не только для работников образования, но и для современного общества в целом. Связано это с тем, что сложившаяся в детстве агрессивность, остаётся устойчивой на протяжении всей дальнейшей жизни, поэтому очень важно вовремя её выявить и скорректировать. Психологу, родителям, учителю начальных классов
необходимо знать о комплексе факторов, порождающих агрессию у ребёнка с интеллектуальными нарушениями, а также учитывать особенности таких детей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения агрессивного поведения в современном мире является актуальной, так как девиантное поведение присутствует в жизни каждого ребенка и человека. Агрессия — является неотъемлемой частью поведения. Успешная социализация возможна только, если индивид научится управлять своей агрессией,а также контролировать ее проявления. Так как человек — существо социальное, ему необходимо налаживать контакты с окружением, успешность взаимодействия возможна лишь при положительном эмоциональном контакте, человек должен регулировать свои эмоции и чувства, а также понимать состояние других.
Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития весьма актуальна в современной коррекционной психологии. Наиболее подробно и углублено эту проблему изучает специальная психология детей с задержкой психического развития. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (Лоренц К., Кэмпбелл Р., Бютнер К., Барон Р), так и отечественными учеными (Выготский Л.С., Лебединская К.С., Ковалев В.В., Певзнер М.С.). Несмотря на это коррекционная работа по теме агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития недостаточно раскрыта и не доказана эффективность проводимость методик для снижения уровня агрессии.
Эксперимент по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа города Канска №18». В исследовании принимали участие 20 учащихся в возрасте 7 - 8 лет (1 класс) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проходило через ряд 66
последовательно смеющихся этапов: подготовительный; экспериментальный; заключительный.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 7 — 8 лет)
2. Схожесть клинических диагнозов (диагноз F80 — «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение по индивидуальным образовательным программам.
С целью изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное» А.Л. Венгера (2005), шкала агрессивности. И.А. Фурманова (2007), анкета «Критерии агрессивности ребенка» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко (1992)...


1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.-336 с.
2. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. — М.: Катарсис, 1997. — 280 с.
3. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии — М.: Ось-89.— 2000.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — ОЛМА Медиа Групп, 2001.— 512с.
5. Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь. (2009- 16с.)
6. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно — психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
8. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. — 2003 г. — №8. — с.55 —58.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. - с.204—207.
10. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. Москва: Форум, 2012. 272 с.
11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с
12. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Пед.
Общество России. — 2000.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 225с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.
институтов /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. — М. : Просвещение, 1979. —
288с.
15. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители.—М.:Проф.
издат,1992.- 96 с...99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ