ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты развития выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре 6
1.1. Характеристика и механизмы развития выносливости как
основного физического качества 6
1.2. Методы и средства развития выносливости у обучающихся
младшего школьного возраста 12
1.3. Анатомо-физиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста 18
2. Организация и методы исследований 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследования 25
3. Экспериментальная проверка эффективности внедрения
комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста в вариативную часть урока по физической культуре 28
3.1. Содержание вариативной части урока по физической культуре,
направленной на развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста 28
3.2. Результаты анкетирования 36
3.3. Результаты физической подготовленности обучающихся младшего
школьного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Приложение
Доля населения России систематически занимающихся физической культурой и спортом по данным государственным документом (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года) в настоящее время должна достигнуть 60%, а доля самостоятельно занимающихся должна быть увеличена на 20%. Необходимо сформировать положительные мотивации обучающихся к двигательной деятельности, к формированию здорового образа жизни, от которого в последующем зависит образ жизни человека. Однако, заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом со стороны обучающихся общеобразовательных школ остается достаточно низкой. Поэтому основной задачей современной общеобразовательной школы является создание условий для приобщения их к систематическим, активным занятиям двигательной деятельности как средству повышения их физической подготовленности (в том числе и выносливости как основного физического качества), гармоничного физического развития обучающихся. В связи с этим необходимо обновить профессиональной арсенал учителя физической культуры. Перед педагогами образовательных организаций, в том числе общеобразовательных школ, стоит задача необходимости формирования новой стратегии современного образовательного учреждения, в котором двигательная активность будет рассматриваться как необходимый компонент образования. Актуально стоит вопрос об использовании урочных занятиях как основы формирования физической культуры личности, формирование ее мотивации и потребности в систематической двигательной деятельности. В теории и практике физического воспитания обучающихся общеобразовательных школах разработано немало перспективных технологий, которые позволяют эффективно решать задачи физического развития обучающихся, содержащие средства двигательной активности, с помощью которых возможно достичь оптимального уровня физической подготовленности. Поэтому, в нашем исследовании двигательная деятельность в общеобразовательных школах выступает как цель физического совершенствования, развития физических качеств обучающихся. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре».
Объект исследования: физическая культура обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре с использованием средств легкой атлетики.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка, внедрение в уроки по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости, проверка опытно-экспериментальным путем эффективности подобранных комплексов.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре с использованием средств легкой атлетики будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты развития выносливости как основного физического качества;
- обоснованы и разработаны и внедрены комплексы физических упражнений, направленные на развитие выносливости;
- опытно-экспериментальным путем определена эффективность подобранных комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с процессом физической культуры воспитания обучающихся младшего школьного возраста, развитием основного физического качества - выносливости с учетом возрастных особенностей;
2. Обосновать и разработать и внедрить комплексы физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре.
1. В ходе проведения анализа литературных источников нами выявлена характеристика физического качества выносливость как способность длительно поддерживать интенсивность физической нагрузки, противостоять утомлению, которое возникает в процессе двигательной деятельности. Установлено, что выносливость является важнейшим физическим качеством, которое проявляется во всех сферах деятельности человека. Уровень развития выносливости показывает общий уровень работоспособности человека. Основными методами развития выносливости являются непрерывный, интервальный, круговой и соревновательный методы тренировки, также можно использовать. Варьируя интенсивностью, продолжительностью, а также меняя количество повторений и меняя длительность интервалов отдыха можно развивать общую и специальную выносливость. Выявленные анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста определили методы и средства развития выносливости обучающихся.
2. Разработана вариативная часть уроков по физической культуре для обучающихся младшего школьного возраста, которая была направлена на развитие физического качества выносливость с использованием средств легкой атлетики. Она включала 4,2% времени от подготовительной части урока, 60% от основной части урока и 4,3% от заключительной части урока. Оставшееся время урока отводилось базовой части учебной программы.
3. Выявлена эффективность применения средств легкой атлетики в вариативной части урока по физической культуре на уровень развития выносливости у обучающихся. В контрольной группе (КГ)в беге на 1000 м., прирост результатов составил 0,9%, в экспериментальной группе (ЭГ) прирост результатов составил - 2,6%. В контрольном испытании «Бег 6 мин., м.» прирост результатов составил 0,9% в КГ, в ЭГ - 3,4%. В контрольном испытании «Прыжки на скакалке в течение 1 минуты» прирост результатов составил 3,2% в КГ, в ЭГ - 7,8%.Проведенный нами педагогический эксперимент подтвердил эффективность внедрения средств легкой атлетики в вариативную часть урока по физической культуре, которые способствовали развитию выносливости обучающихся младшего школьного возраста, что подтверждает достоверный прирост результатов контрольных испытаний в экспериментальной группе.
1. Арскиева, З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста / З.А. Арскиева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1. - С. 232-236.
2. Алиев, М.Н. Воспитание общей выносливости младших школьников / М.Н. Алиев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - №12. - С. 121-125.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких. - М.: «Академия», 2015. - 416 с.
4. Бобырев, Н.Д. Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов / Н.Д. Бобырев // Известия Тульского государственного университета. - 2016. - №4. - С. 88-93.
5. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 373 с.
6. Ефремова, Е.В. Особенности развития выносливости у школьников 5-6 классов на уроках физической культуры / Е.В. Ефремова // Вестник спортивной науки. - 2017. - №2. - С. 125-129.
7. Замчий Т.П. Особенности региональной гемодинамики спортсменов, развивающих выносливость, силу и силовую выносливость / Т.П. Замчий, Ю.П. Салова, Ю.В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2016. - №7. - С. 23-27.
8. Исаев, А.П. Современные проблемы видов спорта, развивающих специальную выносливость / А.П. Исаев, Т.В. Потапова, Ю.Н. Романов // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательскийуниверситет), 2014. - №6 (182). - С. 6-4.
9. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 135 с.
10. Куренкова, О.В. Младшие школьники: способности и одаренность / О.В. Куренкова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №9. -С. 121-125.
11. Конаныхина, О.М. Развитие двигательной активности младших школьников через подвижные игры / О.М. Конаныхина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - №4. - С. 55¬59.
12. Караченцева, А.А.Специальная физическая подготовка в системе физического воспитания(на примере баскетбола) / А.А. Караченцева. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ.2015. - 38с.
13. Коростелёва, Е.Н. Методика развития общей выносливости у студентов: Методические указания / Е.Н. Королева. - М.: МИИТ, 2014. - 23 с.
14. Кудинова, Ю.В. Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы / Ю.В. Кудинова // Интернет- журнал Науковедение. - 2015. - №2. - С. 66-69.
15. Марченко, С.И. Моделирование развития выносливости школьников 2-4 классов средствами подвижных игр / С.И. Марченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2017. - №9. - С. 67-73.
16. Москвина, Н.В. Спортивная психофизиология - новое направление прикладной психофизиологии / Н.В. Москвина // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №7. - С. 39-42.
17. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2014. - 863 с.
18. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А.В. Перков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №10. - С. 92-95.
19. Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет / Д.Н. Рахматова // Молодой ученый. - 2010. - №6. - С. 374-375.
20. Развитие общей выносливости как средства профилактики
сердечно-сосудистых заболеваний : пособие для студентов всех
специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г.
Демиденко, Т. Ф. Торба. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. - 21 с.
21. Русанов, В.Б. Системные изменения центральной гемодинамики в условиях адаптации к физическим нагрузкам на выносливость / В.Б. Русанов // Вестник челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2009. - №8 - С. 267-275.
22. Самокиш, И.И. Уровень физического развития девочек 11-12 лет в процессе учебных занятий физической культурой, направленных на развитие выносливости / И.И. Самокиш // Известия Тульского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 71-75.
23. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2012. - 420 с.
24. Суслина И.В. Физиологические аспекты выносливости в спорте: учебное пособие / И.В. Суслина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 87 с.
25. Сокунова, С.Ф. Тесты и критерии выносливости в теории и практике подготовки спортсменов высокой квалификации: Дис. ... д-ра пед. наук / С.Ф. Сокунова. - М, 2003 - 633 с.
26. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
27. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2018. - 342 с.
28. Теория физической культуры и спорта. Руководство к семинарским занятиям: Метод.указания /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М.
Гелецкий, Л.Н. Гелецкая, А.В. Разуваев, А.В. Лочехин]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 79 с.
29. Хламов, В.Н. Выносливость - основное физическое качество, определяющее состояние здоровья курсанта военного училища / В.Н. Хламов // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2009. - 4(72). - С. 45-48.
30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: 5 -е изд., стер. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
31. Мартиросова Т.А. Готов к труду и обороне! Academiccommunityofstudents: материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Cheboksary, 17 июня 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 103-106.
32. Мартиросова Т.А. Комплекс ГТО в студенческой, школьной, повседневной жизни. Образовательная среда сегодня: стратегия развития: матер. VIII Межд. науч.-прак. конф. (Чебоксары 17 дек. 2016) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №4 (8). - С. 266 - 269.
33. Мартиросова Т.А. Принципы подбора и методика обучения общеразвивающих и специальных упражнений для развития силы на занятиях по физической культуре. Всеросс. науч.- прак. конф. с межд. участ.
- Новосибирск, 2009. - С. 31 - 34.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. [Текст] / Матвеев Л.П. - М., 1991. - 273с.
35. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2013. - 432 с
36. Педагогическая физиология : учебное пособие / И. Б. Чмиль, Л. Л. Леготина ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013.- 179.
37. Педагогическая физиология [Текст] : курс лекций : [для студентов педагогических и психологических специальностей вузов / М. М. Безруких и др.] ; под ред. М. М. Безруких. - Москва : ФОРУМ, 2013. - 491 с.
38. Проведение подготовительной части школьного урока по физической культуре [Текст] : методические рекомендации / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 59 с.
39. Приказ «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р
40. Розенблат В. В., Устьянцев С. Л. «Утомление при динамической и статической мышечной деятельности человека»//Физиология человека. - 2013.
41. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Г. В. Грецов, С. Е. Войнова, А. А. Германова и др.]; под ред. Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
42. Теория физической культуры и спорта. Основы знаний: учебное пособие / А.А. Соболева. Томский государственный педагогический университет. - Томск: Изд-во Том.гос. пед. ун-та, 2014. - 43с.
43. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2018. - 342 с.
44. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культуры. Под общ.ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 304 с.
45. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О
Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
46. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
47. Физическое воспитание студентов: учеб.пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов; под. общ. ред. Л.С. Дворкина. Ростов-н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 700 с.
48. Физиология спорта: учеб.пособие / А.С. Чинкин, А.С.Назаренко. Москва, 2016.- 120с.
49. Теория и методики физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов,
З.Н. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2017. - 287 с.
50. Ellen Noonan The student as a person Higher Education in Europe Vol. 19, Issue 3, 2016, pages 26-35.