Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
1.1. Зрительное восприятие как проблема исследований в психологии... 13
1.2. Становление зрительного восприятия в младшем школьном
возрасте 24
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 34
Выводы по первой главе 46
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей зрительного
восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
2.1. Модель, методы и организация исследования 49
2.2. Особенности зрительного восприятия учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 61
Выводы по второй главе 71
Глава III. Психологическая программа коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 73
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции зрительного восприятия учащихся с задержкой психического развития 73
3.2. Основные направления, этапы и методы психологической коррекции
зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 80
3.3. Анализ эффективности реализации программы коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 98
Выводы по третьей главе 111
Заключение 115
Библиография 119
Приложение 128
Актуальность исследования. С улучшением качества жизни современного общества, увеличивается цифровизация и информатизация всех сфер жизни человека особую важность приобретают вопросы психокоррекционного воздействия на зрительное восприятие детей с задержкой психического развития. Цифровая трансформация образовательной среды с одной стороны способствует расширению возможностей для учебно¬познавательной деятельности и самостоятельной работы с информацией, с другой - создает высокие риски снижения показателей состояния зрительных функций обучающихся с задержанным развитием различных возрастных и типологических групп. Исходя из этого, возникает школьная неуспеваемость в том числе и среди детей с задержанным психическим развитием. Разнообразие новых методов и приемов обучения, несмотря на увеличение с каждым годом не решает проблему школьной неуспеваемости.
Основной группой неуспевающих в школе по-прежнему составляют дети с задержкой психического развития, у которых особенно заметно отставание всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017).
По данным Н.В. Дубровинской (2000), А.Н. Москвиной (2015), С.Г. Шевченко (2003) трудности в обучении испытывают большинство учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причём весьма заметно от 20 до 45% отмечается тенденция к постоянному росту их числа...
Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается как одна из ведущих. Потому что у детей данной категории посредством адекватности развития зрительного восприятия определяется успешность их обучения.
В возрастной психологии проблемой образа зрительного восприятия занимались такие ученые как: А.М. Прихожан (1970), Ахутина Т.В и Пылаева Н.М. (2003), Б.Г. Ананьев (1964), А.В. Запорожец (1965), Марцинковская (2001), В.С. Мухина (2010), В.В. Лебединский (1967), В.И. Лубовский(1981), А.Р. Лурия (1969), Л.С. Выготский (1935) и многие другие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у учеников с задержкой психического развития наблюдается значительное отставание и своеобразие зрительной перцепции: дети испытывают трудности в выделении фигуры на фоне, затрудняются при различении близких по форме фигур или необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, имеют недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет их определение удаленности предметов, и в целом у таких детей наблюдаются недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Все это обусловило необходимость проведения работы по коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подробно рассматривали и разрабатывали коррекционные мероприятия в отношении детей с ЗПР следующие авторы: А.Ф. Ануфриева (1997), А. Адлер (1932), И.И. Мамайчук (2006), К. Роджерс (1994), Н.М. Пылаева (2003), У.В. Ульенкова (2011), О.Н. Истратова (2013) и другие.
Эксперимент по изучению зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7». В исследовании принимали участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 7-8 лет (1 дополнительный класс) и 20 учащихся в возрасте 10-12 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 10-12 лет);
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 1 «А» и 1 «Б», 4 «А» и 4 «Б» классов).
С целью изучения особенностей зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: Методика «Наложенные изображения» А.Р. Лурия (1930) в модификации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (2005); [50, с. 160], Методика «Перечёркнутые изображения» А.Р. Лурия (1930) в модификации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (2005); [35, с. 22], Методика «Недорисованные изображения» А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. (1964) [10, с. 128]...